Культура как сфера экономических отношений

8 лет ago Enottt Комментарии к записи Культура как сфера экономических отношений отключены

Экономические отношения в сфере культуры — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Понятие культуры

Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современной науке слово «культура» используется в трех основных значениях:

  1. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
  2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
  3. В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

Предметом экономики культуры являются экономические взаимо­отношения людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и ценностей, то есть конкретные формы действия экономических законов применительно к сфере культуры

Специфика экономических отношений в культуре:

        выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накап­ливается большой культурный потенциал; сильно выражены изъяны отношений обмена, следовательно, высокой роли государства в этой сфере речь идет о создании, распространении и потреблении

куль­турных благ и культурных ценностей.

Взаимное влияние экономики и культуры

  • Развитие экономики определяет уровень финансового и матери­ально-технического обеспечения культуры.
  • Культура влияет на экономику через совершенствование интеллек­туального и образовательного потенциала людей, занятых в сфере ма­териального производства.
  • Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.
  • Культура и искусство служат источником развития СМИ, туризма, индустрии развлечений.
  • Развивается взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер. Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.
  • Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

С одной стороны, культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека. С другой, сфера культуры конкретная сфера жизни общества, включающая:

    сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.),
    художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность,
    исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений,
    этнографические искусства и ремесла, деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).

В контексте современных тенденций к культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики и действующему агенту развития, источнику нового мышления. Эксперты изучают и составляют карты культурных ресурсов и культурного потенциала территорий, разрабатывают управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов. Памятники культуры и события культурной жизни становятся важной составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики.

Этапы становления экономики культуры как науки:

Характер экономических отношений в сфере культуры

70-е годы XX века дискуссия о характере экономических отно­шений в культуре. Точки зрения:

1) экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);

2) в сфере культуры складываются экономические отношения, но они «второсортные». Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, создан­ный в материальном производстве.

Рубеж 80-х — 90-х годовпоиск новых экономических меха­низмов в культуре.

С начала 90-х годов — развитие рыночных отношений, затронув­ших и сферу культуры. Обоснование роли государства в новых эконо­мических условиях.

В настоящее время общепризнанно, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей, предоставлением культурных благ.

Специфика экономических отношений в культуре:

  • выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накап­ливается большой культурный потенциал;
  • речь идет о создании, распространении и потреблении куль­турных благ и культурных ценностей.

Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. 3 За­кона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».