45. Дворец Зимри-Лима в Мари, аэрофотосъемка. Как и в аккадской архитектуре помещения группируются вокруг центральных дворов. На плане видны: школа писцов, святилище, склады, парадные залы для приема послов, помещения для охраны, хозяйственные коридоры.
48. Статуя богини Иштар из святилища в Мари. Через специальный канал, проходящий сквозь тело статуи богини плодородия и сосуд в ее руках в нужный момент жрецы пускали воду — так божество являло свою чудесную благосклонность молящимся.
49. Фрагмент росписи из дворца Зимри-Лима в Мари. Во влажном климате Двуречья росписи плохо сохраняются, поэтому они не стали очень распространенным видом искусства. В Мари изображены шествия, предстояния перед богами, природа.
Кудурру (межевые камни) — наиболее узнаваемые предметы касситской эпохи ( (ок. 1595 — ок. 1004 гг до н. э.). Кудурру царя Мелишипака: грамота на владение землёй Хуннубат-Нанайе, дочери царя; Лувр
51. Портретная голова, возможно — царя Хаммурапи. В изобразительном искусстве старовавилонского периода цдачно сочетаются и развиваются лучшие традиции шумерского и аккадского искусства 3 тыс. до н.э.
52. Стела с законами Хаммруапи, верхняя часть. Хаммурапи предстает с молитвенным жестом перед богом Шамашем, сидящем на троне в виде храма. Под рельефом на стеле написаны Законы Хаммурапи (данные богом и освященные ббогом, как показано на рельефе).
62. Город Дур-Шаррукан — реконструкция. Вдоль реки расположжен зиккурат (центр культовой части города) и дворец правителя, украшенный рельефами, город обрамлен несколькими рядамм крепостных стен.
80. План Вавилона. Вавилон — Важный политический, экономический и культурный центрДревнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис»[6], известный символ христианской эсхатологии и современной культуры. Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; в шумерских источниках известен под именем Кадингирра. Враннединастический период — незначительный город, центр небольшой области или нома в рамках системы шумерских городов-государств. В XXIV—XXI вв. до н. э. — провинциальный центр в составеАккадского царства и Державы III династии Ура. В II—I тыс. до н. э. — столица Вавилонского царства, одной из великих держав древности и важнейший город одноимённой области (Вавилонии). Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона в литературной традиции связывается с эпохой правления Навуходоносора II[7] (VI век до н. э.).В 539 году до н. э. занят войскамиКира II и вошёл в состав державы Ахеменидов, став одной из её столиц; во второй половине IV в. до н. э. — столица державы Александра Македонского, впоследствии — в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима; начиная сIII в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.
81. Дорога процессий в Вавилоне, реконструкция — одна из дорог в «старом городе», на входе были богато декорированные ворота, фасады зданий, выходившие на дорогу, также богато украшались, прямая и широкая дорога вела через весь город к обрамленному стенами храмовому центру, находящемуся на берегу Евфрата. Главной композиционной осью города была так называемая «Дорoга процeссий»: ширина средней, замощенной части которой составляла 7,5 м. Навуходоносор назвал эту дорогу, украшенную с особой заботой, «Аибyр-шабy» – «Врагу не добиться победы». «Дорога процессий» вела от древней крепости города на юг, по направлению к важнейшей святыне – храму бога Мардyка. Как и все улицы Вавилона, она проходила между глухими стенами, но здесь они были расчленены выступами и декорированы.
82. Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н.э. По приказу Навуходоносора в северной части города. Именно около этих ворот начиналась дорога процессий. Ворота украшены поливным изразцовым кирпичом, на синем фоне — драконы, быки и прочие животные-символы богов, а также орнаменты. В отличие от Ассирии в искусстве Вавилона преобладает религиозное, а не светское начало. Разные части кирпичей отличаются не только цветом, но и рельефной фактурой.
84. Зиккурат Этеменанки («дом основания земли и неба»), «Вавилонская башня», реконструкция, архитектор Арадаххешу — главная культовая посторйка Вавилона, каждый из семи ярусов окрашен в свой цвет, наверху — храм верхного бога — Мардука.
85. Зиккурат Этеменанки («дом основания земли и неба»), «Вавилонская башня», реконструкция, архитектор Арадаххешу — главная культовая посторйка Вавилона, каждый из семи ярусов окрашен в свой цвет, наверху — храм верхного бога — Мардука.
87. Декоративный рельеф из поливного (изразцового) кирпича из дворца Навуходоносора 2 в Вавилоне. В отличие от декора ассирийских дворцов, где преобладали сцены войны и охоты с участие правителя, здесь изображены животные, как вдоль дороги процессий, растения и орнаменты. В искусстве Вавилона светское начало было не так сильно, как в Ассирии.
Стела с законами царя Хаммурапи, верхняя часть (Париж, Лувр). Хаммурапи предстает с молитвенным жестом перед богом Шамашем, сидящим на троне в виде храма. Под рельефом на стеле написаны Законы Хаммурапи (данные богом и освященные богом, как показано на рельефе) Вавилон