Темы курсовых работ по специальности «История искусств»
8 лет ago Enottt Комментарии к записи Темы курсовых работ по специальности «История искусств» отключены
II курс
Описание и анализ произведений искусства
- «Авраам и три ангела» Якопо Виньяли и Себастьяно Риччи. Сравнительный анализ
- «Авраам и три ангела» Якопо Виньяли и Питера Ластмана. Сравнительный анализ
- «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и «Великодушие Александра Македонского» Пьера Миньяра. Сравнительный анализ
- «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и «Александра Македонский и Роксана» Пьетро Антонио Ротари. Сравнительный анализ
- «Эрот, натягивающий лук» (римская копия по оригиналу Лисиппа IV в. до н.э.) и «Грозящий Амур» Фальконе. Сравнительный анализ
- «Раскаяние апостола Петра» Гвидо Рени и Хосе Риберы. Сравнительный анализ
- «Венера и амур» Лукаса Кранаха Старшего и Жана Гужона. Сравнительный анализ
- «Венера и амур» Лукаса Кранаха и «Амур развязывает пояс Венеры» Джошуа Рейнольдса. Сравнительный анализ
- «Туалет Венеры» Франсуа Буше и «Венера и Амур» Лукаса Кранаха Старшего. Сравнительный анализ.
- «Благовещенье» Филиппино Липпи и Бартоломео Эстебана Мурильо. Сравнительный анализ.
- «Благовещенье» Питера Ластмана и Бартоломео Эстебана Мурильо. Сравнительный анализ
- «Возвращение блудного сына» Рембрандта и «Блудный сын» Сальватора Розы. Сравнительный анализ
- «Младенец Геракл, удушающий змей» Джошуа Рейнолдса и «Геракл удушающий змей», римская копия с греческого оригинала II века до н.э. Сравнительный анализ.
- «Похищение Деяниры» Джованни Болоньи и художника школы Рубенса. Сравнительный анализ.
- «Отдыхающий Гермес», римская копия с греческого оригинала IV века до н.э. «Меркурий» Джованни Болонья. Сравнительный анализ
- «Гибель детей Ниобы» — римский рельеф по греческому оригиналу V века до н.э. и французская шпалера по картону Туссена Дюбрейля/ Сравнительный анализ.
- «Даная» Рембрандта и Тициана. Сравнительный анализ
- «Вакх» Рубенса и Корнелиса ван Харлема. Сравнительный анализ
- «Исцеление Товита» Бернардо Строцци и Доменико Фетти. Сравнительный анализ
- «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Сравнительный анализ
- «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля. Сравнительный анализ.
- «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи и «Петроградская мадонна» Петрова-Водкина. Сравнительный анализ.
- «Масленица» Филонова и «Масленицы» Кустодиева. Сравнительный анализ.
- «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана и «Мария Магдалина» Антонио Кановы. Сравнительный анализ
- «Милон Кротонский» Фальконе и «Самсон» Козловского в Петергофе. Сравнительный анализ
- «Несение креста» Тициана и Франческо Майнери. Сравнительный анализ
- «Одиссей и Навзикая» Сальватора Розы и Валентина Серова. Сравнительный анализ
- «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и Аннибале Каррачи. Сравнительный анализ
- «Отдых на пути в Египет» Франсуа Буше и Антониса ван Дейка. Сравнительный анализ
- «Отдых на пути в Египет» Эстебана Мурильо и Франсуа Буше. Сравнительный анализ
- «Персей и Андромеда» Антона Рафаэля Менгса и Рубенса. Сравнительный анализ
- «Персей и Андромеда» Карла Ванлоо и Рубенса. Сравнительный анализ
- «Поклонение волхвов» Паоло Веронезе и Гуго ван дер Гуса. Сравнительный анализ
- «Похищение Европы» Гвидо Рени и Франческо Альбани. Сравнительный анализ
- «Сафо и Фаон» Давида и «Владимир и Рогнеда» Лосенко. Сравнительный анализ
- «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино и Тициана. Сравнительный анализ
- «Святое семейство» Рембрандта и Рафаэля. Сравнительный анализ
- «Смерть Катона Утического» Гильома Летьера и «Умирающий галл» (копия с античного оригинала, скульптура). Сравнительный анализ
- «Снятие с креста» Рубенса и Рембрандта. Сравнительный анализ
- «Сусанна и старцы» Рубенса и Жана Франсуа де Труа. Сравнительный анализ
- «Суд Париса» Франса Флориса и Антона Рафаэля Менгса. Сравнительный анализ
II курс
Техники изобразительного искусства
- «Ерминия» и ее влияние на современные приемы научной реставрации икон.
- Сочинение «Записки о разных искусствах» Рогира фон Хильмарсхаузена (монаха Теофилуса) и его значение для изучения средневекового художественного ремесла.
- Трактаты итальянских художников XVI века и эстетика маньеризма.
- Трактат Франциско Пачеко и испанская школа живописи XVII века.
- Проблема реставрация памятников архитектуры в XIX века: творческое наследие и теоретические воззрения Э.-Э. Виолле-ле-Дюка.
- Проблема возрождения деревянной скульптуры в русском искусстве начала ХХ века.
- Проблема эволюции техники масляной живописи в художественной практике XV века.
- Оригинал и воспроизведение. Основные техники репродукционной гравюры, их история и возможности применения.
- Проблемы научной реконструкции техник и их обоснование. Джузеппе Бавини и коллекция копий равеннских мозаик.
- Роль света в офортах Рембрандта: сравнительный анализ состояний.
- Эль Лисицкий. Конструктивизм в книге: шрифт и текст.
- Наборная графика и фотомонтаж в книжной графике 1920-х гг.
- Творчество В.В. Лебедева и детская книга 1920-х гг.
- Книжная графика В.А. Фаворского. Проблема стилизации как творческого метода.
- Литография в ленинградской школе книжной иллюстрации 1930-х гг.
- Журнал «Мир искусства»: формат, стиль, художественное решение.
- Экспрессивный рисунок и гравюра в книжной иллюстрации 1960-х: М.П. Клячко, Б.А. Маркелов, Б.М. Басов.
- Ксилография и линогравюра в отечественном искусстве 1960-х гг.
- Образы Ф.М. Достоевского в книжной графике Д.А. Шмаринова (Б.М. Басова, В.Н. Минаева, Ю.Ю. Перевезенцева и др.).
- Сюрреалистические мотивы в книжной графике В.Д. Пивоварова.
- «Non finito» в скульптуре Микеланджело как художественный прием.
- Роль монументальной скульптуры в организации пространства городской площади (на примере Санкт-Петербурга).
- Мозаики мастерской А.Д. Быстрова в интерьере станций санкт-петербургского метрополитена: проблемы техники и стиля.
- Технологические особенности восстановления витража на примере деятельности мастерских Государственного Эрмитажа (или Corpus Vitrarum во Фрайбурге).
- Испанская деревянная скульптура XVII века: эволюция техники и стиля.
- «Скрытые полихромии». Проблема восстановления раскраски средневековых статуй на примере деятельности мастерских музея Августинцев в Тулузе.
- Акриловые краски и проблема колорита в современной живописи (на примере 2 – 3 художников по выбору студента).
- Роль материала и технологии в происхождении видов декоративно-прикладного искусства.
- Изучение декоративно-прикладного искусства как средства атрибуции произведений других видов искусства.
- История изучения декоративно-прикладного искусства: коллекционирование и собирательство, формирование собраний художественно-промышленных музеев второй половины XIX века.
- Всемирная выставка в Лондоне 1851 года — ее значение для развития декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века.
- Художественно-промышленные учебные заведения Западной Европы и России второй половины XIX – начала ХХ века.
- Лиможские эмали XII — XVI веков: эволюция стиля (на примере экспозиции Эрмитажа).
- Влияние архитектурных форм готики на прикладное искусство этого периода (на примере литургических и светских изделий из металла).
- Западноевропейская резная кость XIV — XV веков.
- Мебель Западной Европы XI — XV веков: развитие форм и изменение конструкций: материалы и виды декора.
- История открытия стекла, техники стеклоделия и применение стекла в декоративно-прикладном искусстве.
- История открытия стекла, техники стеклоделия и применение стекла в декоративно-прикладном искусстве.
- Проблема экспертизы художественного стекла в России.
- Технико-технологический анализ как средство атрибуции произведений живописи. (На примере нескольких работ по выбору студента).
- Пастельный портрет в искусстве XVIII в. Проблема техники.
- Акварель в английском пейзаже XVIII в. Проблема техники.
- История развития технологии исследований живописи: основные этапы и методологические разработки.
- Мастерская реставрации темперной живописи Государственного Русского музея. История и современность.
- Мастерская реставрации масляной живописи Государственного Русского музея. История и современность.
- Мастерская реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа. История и современность.
- Мастерская реставрации масляной живописи Государственного Эрмитажа. История и современность.
- Реставрационно-практическая деятельность в России в XVIII веке. Предпосылки развития.
- Европейская реставрационная практика в XVIII веке и отечественная школа реставрации.
- Реставрация станковой масляной живописи в России и Европе в XVIII веке. Сравнительный анализ.
- Современное состояние реставрационной деятельности в России: научно-теоретический и практический аспекты.
- Разрушения и дефекты произведений станковой темперной живописи и приемы их устранения.
- Методы консервации произведений станковой темперной живописи.
- История развития технологического исследования живописи. Основные этапы.
- Основные методы комплексного исследования произведений масляной живописи.
- Биологические повреждения живописи и методы их предупреждения.
- Методологические основы технологического исследования станковой живописи.
- Приемы и методы хранения произведений станковой живописи.
- Технологические исследования памятника как способ атрибуции.
- Комплексное исследование произведений искусства и его методология.
- Стилистический и технологический анализ как методы атрибуции произведений.
- Неразрушающие методы исследований и их роль в процессе реставрации.
- Исследования, требующие отбора проб, и их роль в процессе реставрации.
- Юридические аспекты в оценке антиквариата.
- Возникновение антикварного рынка в Европе. Появление подделок в искусстве.
- Живопись как объект экспертного анализа.
- Копии как самостоятельное направление живописи и принципы их отличия от авторского оригинала.
III курс
Всеобщая история искусства
- Роль цвета в египетских рельефах и росписях Древнего и Среднего царства.
- Особенности композиции ассирийских рельефов I тысячелетия до н.э.
- Проблемы воплощения образов Осириса и Исиды в искусстве Древнего Египта.
- Влияние эпоса о Гильгамеше на искусство Ближнего Востока.
- Тема охоты в искусстве Передней Азии.
- Тема войны в искусстве древнего Ближнего Востока.
- Роль ювелирных украшений в костюме Древнего Египта.
- Образ Геракла в росписях греческих чернофигурных ваз.
- Тератоморфные персонажи в древнегреческом изобразительном искусстве.
- Греческие мифы в искусстве императорского Рима.
- Животные в скульптуре Древней Греции и Рима.
- Влияние пластических искусств на эволюцию ювелирных украшений Античности.
- Художественные ткани Античного мира и их роль в формировании эстетики костюма.
- Специфика иконографической и стилистической эволюции раннехристианских мозаик Рима и Равенны.
- Особенности иконографии, композиционного решения и пластики рельефов раннехристианских саркофагов.
- Пластические особенности европейской скульптуры эпохи варварских королевств.
- Полихромный стиль в европейском искусстве VI-VIII веков.
- Иконографические и стилистические особенности англо-ирландской книжной миниатюры VII – IX веков
- Мосарабские традиции в испанской книжной миниатюре X – XII веков.
- Античная традиция и искусство Каролингской империи.
- Графический стиль «Утрехтской Псалтири» и его влияние на сложение английской школы книжной миниатюры.
- Роль монастырской культуры в формировании романского стиля.
- Проблема региональных школ в книжной миниатюре Оттоновской империи (империи Каролингов или другого периода по выбору студента).
- Тема Страшного Суда на романских и готических порталах Франции.
- Тип храма на путях паломников – особенности архитектурного решения и программа декоративного убранства.
- Тема Страстей Христовых в романской скульптуре Франции.
- Образы апостолов в романской пластике клуатров Испании и Франции.
- Образ архангела Михаила в романском искусстве Западной Европы.
- Тератологические мотивы в романской скульптуре Европы.
- Место календарных циклов в романской и готической скульптуре.
- Монументальная живопись Франции романской эпохи: проблема региональных школ.
- Стилистические и иконографические особенности итальянских бронзовых врат XI – XIV вв.
- Романская архитектура Италии в контексте формирования региональных школ.
- Иконографические и художественные особенности романской монументальной живописи Каталонии.
- Проблема зарождения готики: Аббат Сугерий и аббатство Сен-Дени.
- Витражный комплекс Сент-Шапель: иконографическое и художественное решение (или другого готического храма по выбору студента).
- Проблема синтеза искусств в архитектурном и художественном решении собора Парижской Богоматери (или другого готического храма по выбору студента).
- Проблема планировки фортификационных сооружений Италии и Франции XIII – XIV веков
- Образ Богоматери в готической скульптуре Франции.
- Проблема своеобразия региональных школ готической архитектуры одной из европейских стран (Испании, Англии, Германии и др. по выбору студента).
- Иконографическое, тематическое и художественное своеобразие испанских фронталей.
- Скульптурное решение леттнеров немецких храмов XIII – XIV веков
- Притча о мудрых и неразумных девах в немецкой готической скульптуре.
- Проблема перспективных построений франко-бургундской школы миниатюры.
- Программа, иконография и скульптурное решение рельефов церковных кафедр Италии XIII — XIV веков
- Готика в Польше: проблема региональной специфики стиля (Венгрии, Скандинавии или другого региона по выбору студента).
- Стилистические особенности станковой готической живописи Чехии.
- Значение рыцарской культуры при формировании стилистики костюма средневековой Европы.
- Религиозный мистицизм в украшениях готики.
- Светские и церковные ткани Византии. Эволюция декора и технологий изготовления.
- Художественный текстиль Индии. Традиции и современность.
- Влияние религиозных воззрений на декор и цветовую символику китайских тканей.
- Влияние традиционной японской культуры на художественный текстиль.
- Японские художественные ткани в костюме театра Ноо и Кабуки.
- Испано-мавританские и сицилийские ткани.
- Среднеазиатский художественный текстиль.
- Художественная практика итальянских боттегов и проблема синтеза искусств в контексте культуры XV в.
- Роль византийских влияний в итальянском искусстве эпохи Проторенессанса.
- Специфика образного языка сиенской школы живописи XIII – XIV веков
- Роль Джотто в формировании «новой манеры» по источникам ХIV — ХVI веков
- Проблема трансформации образного языка в итальянском искусстве XIV – XV веков.
- Роль повествовательного начала в итальянском искусстве эпохи Проторенессанса и росписи капеллы дель Арена в Падуе Джотто.
- Проблема интерпретации античного наследия в итальянском искусстве эпохи Кватроченто.
- Образ Мадонны в живописи флорентийских мастеров эпохи Кватроченто.
- Интерпретация образа Давида во флорентийской скульптуре XV века.
- Роль архитектурных мотивов в итальянской живописи XV века.
- Конный монумент в итальянском искусстве XV века.
- Сцена «Благовещения» в итальянском искусстве XV века.
- Куртуазные черты в живописи Северной Италии в контексте творчества Пизанелло (или другого мастера по выбору студента).
- Место автопортрета в живописи итальянского Возрождения.
- Тема «Тайной Вечери» в венецианской живописи XVI века.
- Концепция портрета в искусстве эпохи маньеризма.
- Античная мифология в венецианской живописи XVI века.
- Проблема колорита в живописи позднего Тициана.
- Теоретическое и художественное наследие живописцев эпохи маньеризма.
- Образ Богоматери в нидерландской живописи XV века.
- Иконография, композиция и художественное решение Гентского алтаря братьев Губерта и Яна ван Эйк.
- Тема «Оплакивания» в нидерландской живописи XV века.
- Тема «Поклонения волхвов» в творчестве Гуго ван дер Гуса.
- Своеобразие художественного и образного решения триптихов Иеронима Босха.
- Формирование жанра портрета в нидерландском искусстве XV века.
- Пейзаж в творчестве Питера Брейгеля.
- Концепция пейзажа в живописи «Дунайской школы».
- Роль полихромии в религиозной скульптуре Северного Возрождения.
- Тема «Несение Креста» в немецком искусстве ХV-ХVI веков
- Образ Мадонны в немецкой живописи XV – XVI веков
- Проблема эволюции немецкой резцовой гравюра ХV – XVI веков
- Проблемы символики и образного строя цикла «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера.
- Стилистическая эволюция французского карандашного портрета XVI в.
- Стилистическое своеобразие испанской живописи XV – XVI веков в контексте сложения национальной традиции.
- Образы апостолов в творчестве Эль Греко.
- Специфика интерпретации образа в испанском придворном портрете XVI века.
- Тема «Благовещения» в творчестве Эль Греко: проблема эволюции.
- Роль византийского наследия и творческий метод Эль Греко.
- Николя Батай и серия шпалер «Апокалипсис»: влияние миниатюры на изобразительные и композиционные приемы.
- Брюссельские шпалеры конца XV — начала XVI веков: проблемы техники и декора.
- Творчество выдающихся художников и декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения (на конкретном примере по выбору студента).
- Динамика светского испанского костюма эпохи Возрождения.
- Испано-мавританская керамика XIV – XV веков.
- Итальянская майолика конца XV – XVI веков: основные художественные центры и их особенности.
- Творчество Бернара Палисси как пример развития французской керамики XVI века.
- Фаянсы Сен-Поршера как уникальное явление искусства французского Ренессанса.
- Ювелирные украшения в портретах эпохи Возрождения.
- Художественные ткани в костюме Итальянского Возрождения.
- Художественные ткани в костюме Италии XIII – XVII веков Эпоха Возрождения.
- Декорации и костюмы итальянской commedia dell’arte.
- Сцена, костюмы, реквизит и сценическая техника в театре Шекспира.
- Проблема света в живописи Микеланджело да Караваджо.
- Феномен Академии художеств и европейский академизм в XVII – XVIII веках (по выбору студента можно конкретизировать время и страну).
- Женские образы в творчестве Рубенса и Рембрандта.
- Особенности пластического и образного языка в скульптуре Л. Бернини.
- Тема Евангельских притч в творчестве Д. Фетти.
- Тема Таинств Церкви в творчестве Дж.М. Креспи.
- Пейзаж в творчестве А. Маньяско.
- Групповой портрет в голландской живописи XVII века.
- Предметный мир в живописи Вермеера Дельфтского.
- Тема карточной игры в живописи XVII века.
- Интерьер в картинах «малых голландцев».
- Проблема композиции фламандского натюрморта XVII века (или другой региональной школы по выбору студента).
- Образная концепция портрета в творчестве Диего Веласкеса.
- Эволюция образа художника в западноевропейском автопортрете XVII века.
- Интерпретация вакханалии в живописи Н.Пуссена и П.-П.Рубенса.
- Тема трапезы в живописи XVII века.
- Влияние стиля барокко на французский костюм XVII века.
- Стилистическая эволюция мужской моды периода правления Людовика XIV.
- Стиль ампир в женской моде начала XIX века.
- Влияние протестантизма на развитие голландского и немецкого костюма XVI-XVII веков.
- Тема природы в «галантных празднествах» первой половины XVIII века.
- Тема театра в живописи А.Ватто.
- Руины в европейской живописи второй половины XVIII века.
- Клод-Николя Леду: архитектор эпохи Просвещения и Французской революции.
- «Визионерская архитектура» Франции XVIII в.: Леду, Булле, Леке.
- Архитектура французских отелей эпохи рококо.
- Творчество Дж.Б. Пиранези и его роль в утверждении европейского неоклассицизма.
- Эволюция стеклоделия в Венеции: византийские влияния, формообразование, способы декорирования (XV – XVII веков).
- Значение творчества Корнелиса Флориса и Ханса Вредемана де Фриса в развитии форм и декора нидерландской мебели XVI века.
- Шпалеры Фландрии и Франции XVI века: эволюция типов композиции.
- Значение творчества Бенвенуто Челлини в формировании стиля французского Ренессанса школы Фонтенбло.
- Итальянские шелковые ткани XV – XVI веков: развитие приемов декорирования.
- Художественные ткани в костюме Франции XVII – XVIII веков — барокко и рококо.
- Градостроительные преобразования Парижа XVII – начала XIX веков
- Отто Вагнер как зодчий и теоретик архитектуры.
- Архитектура английского неопалладианства: проблема прототипов и интерпретации.
- Английские парковые ансамбли XVIII века: к проблеме взаимодействия архитектуры и природы.
- Архитектурная теория французского классицизма: основные концепции.
- Культовые постройки Фр.Борромини: к проблеме формы и пространства в архитектуре римского барокко.
- Храмы Б. Неймана: стилистические и пространственные аспекты.
- Архитектура немецких резиденций эпохи барокко.
- И.Б. Фишер фон Эрлах как архитектор и историк.
- Культовое зодчество Австрии эпохи барокко: формально-стилистческие и композиционные аспекты.
- Эволюция детского портрета XVIII – XIX веков в Западной Европе.
- Ювелирные украшения в костюме Франции барокко и рококо.
- Влияние художников-орнаменталистов на эволюцию стиля французских шелковых тканей XVII — XVIII веков.
- Французская вышивка эпохи барокко и рококо.
- Эволюция декора и технологий в западноевропейской набойке XIII – XX веков
- Мебель Франции XVII века: творчество А.Ш. Булля и Ж. Каффиери. Эволюция конструкций, форм, декора.
- Давид Ренген – выдающийся мастер художественной мебели французского классицизма.
- Английская мебель Томаса Чиппендейла в контексте эволюции стиля.
- Западноевропейский фаянс XVII – XVIII веков: Делфт, французский и английский фаянс (сравнительный анализ).
- Творчество Джозайи Веджвуда и Томаса Бентли как пример европейского классицизма в искусстве второй половины XVIII века.
- Техника и приемы декорирования западноевропейских набивных тканей XVII века.
- Мейсенская фарфоровая мануфактура: эволюция стиля.
- История Венской и Берлинской фарфоровых мануфактур XVIII века.
- Проблемы атрибуции изделий ведущих фарфоровых мануфактур Западной Европы XVIII века. Повторения серий и подделки XIX – XX веков
- Французская фарфоровая пластика XVIII — первой половины XIX веков
- Английское стекло XVII – XVIII веков: к вопросу развития декорирования.
- Богемское и силезское стекло XVII века: развитие технологий, форм и декора.
- Кружева в Западнй Европе XVII – XVIII веков: техника, развитие орнамента, художественные центры.
- Стиль «Ботаника» в европейском фарфоре середины XVIII – начала XIX веков.
- Стиль «Шинуазри» в западноевропейском декоративно-прикладном искусстве.
- Тема востока в живописи французских романтиков.
- Градостроительные преобразования Парижа XIX века: формирование образа современного города.
- Реконструкция Рингштрассе в Вене и проблема городского ансамбля XIX века.
- Образ наполеоновского солдата во французской живописи конца XVIII – начала ХIХвеков
- Архитектурная и градостроительная теория модернизма на примере наследия Ле Корбюзье.
- Высотное строительство в исторических европейских городах: постановка проблемы городского силуэта.
- Архитектурно-градостроительное развитие Лондона в XX веке и проблема исторической среды.
- Образ Парижа в живописи импрессионистов.
- Стилистические особенности эволюции формы и декора веера в XIX веке.
- Значение Ч. Ворта для развития модной индустрии.
- Проблема влияния стиля модерн на женские аксессуары начала ХХ века.
- Влияние стиля модерн на костюм конца XIX века.
- Движение «Искусства и ремесла». Художественный текстиль Уильяма Морриса.
- Значение аксессуаров в костюме денди: исторический аспект.
- «Стекло Эмиля Галле» в контексте формирования стиля.
- Отражение идей эпохи историзма в европейских ювелирных украшениях.
- Эстетика историзма в европейском художественном текстиле.
- Эволюция стиля в тканях эпохи Модерна.
- Художественный текстиль эпохи Арт-Деко.
- Кубизм в творчестве Ж. Брака: проблема соотношения теории и художественной практики.
- Отверженный человек в творчестве П.Пикассо 1900-1910-х годов.
- ДАДА и зарождение европейского акционизма.
- «Новая вещественность» в Германии: между экспрессионизмом и неоклассикой.
- Послевоенная абстракция в Европе и творчество Ив Кляйна.
- Фотореализм и творчество Хельнвайна.
- Тема города в живописи итальянских футуристов.
- Утопии в кино, изобразительном искусстве, архитектуре 1920 – 1940-х годов.
- От скульптуры к объекту: проблемы развития европейского модернизма 1920 – 1930-х годов.
- Художественный текстиль эпохи конструктивизма (школа Баухауза).
- Влияние стиля ар-деко на моду 1920 – 1930-х годов.
- Ювелирные украшения в европейском костюме эпохи Модерна.
- Основные тенденции в развитии современного зарубежного ювелирного искусства.
- Основные тенденции в развитии современного художественного текстиля.
- Западноевропейская вышивка – основные направления, техники, материалы.
- Западноевропейское кружево – основные центры изготовления, техники, материалы.
- Прет-а-порте и мода 1970-х: от ансамбля к комплекту.
- Стиль милитари в костюме ХХ века.
- Феномен японской моды.
- Экологическое направление моды XXI века.
- Этническое направление как тренд моды в XXI веке (или другого периода по выбору студента).
- Футуризм как тенденция моды в XXI веке.
- Исторические стили в моде конца ХХ – начала XXI веков.
- Кинематограф и историзм в костюме 1930-х годов.
- Футуризм в киноискусстве 1930-х годов.
- Искусство и идеология в кинематографе 1930 – 1940-х годов.
- Голливуд в контексте развития кинематографа первой половины ХХ века.
- Искусство и повседневность в киноискусстве 1950-х годов.
- Фильм притча как феномен киноискусства.
- Движение «Флуксус» и становление американского видеоарта.
- Человек в пространстве метафизической живописи Де Кирико.
- Автопортреты Фриды Калло. Психоаналитический аспект.
- Арт-хауз в современном европейском киноискусстве.
- «Флаги» Д. Джонса: между картиной и объектом. На пути к поп-арту.
- Д. Споэрри. Предметный мир «Новой реальности».
- Э. Чилида. Скульптура 1970-х: пространственный контекст.
- Эксперименты с кино и видео в 1970 – 1990-е годы.
- Ж. Тингли и Ники де Се Фаль. Скульптурные проекты 1970-х годов.
- Р. Гобер: новая антропология в искусстве 1990-х годов.
- Отражение идеологии киберпанка в современном киноискусстве.
- Киноискусство и эксперименты с техникой в культуре модернизма.
- Феномен видеоклипа в контексте медиакультуры.
- Документальное кино в пространстве современной культуры.
- Особенности развития национальных школ кино (на примере по выбору).
- Постмодернизм в современном киноискусстве (на примере творчества режиссера по выбору).
- Влияние новых технологий на развитие кинематографа конца ХХ – начала XXI веков.
- Особенности творчества кинорежиссера (по выбору студента).
- Метафизика восприятия «окультуренной природы» и язык изобразительного искусства в фильмах современных режиссеров восточного региона (на примере по выбору студента).
- Проблема категорий времени и пространства в кино и изобразительном искусстве (на конкретном примере по выбору студента).
- Постмодернизм в искусстве и проблема «цитирования классики» (на конкретном примере по выбору студента).
IV курс
История отечественного искусства
- Архитектура Успенских соборов во Владимире и Москве: проблема преемственности и взаимодействия архитектурных традиций.
- Сложение архитектурного образа ансамбля Соборной площади Московского Кремля.
- Шатровые столпообразные храмы: сложение типа, эволюция архитектурного образа.
- Византийские традиции в иконах «Ангел Златые власы» и «Владимирская Богоматерь».
- Национальные черты русской иконописи в произведениях Новгородской школы XIV века.
- Особенности московской школы иконописи и «Троица» Андрея Рублева.
- Интерпретация исторических сюжетов в иконах «Битва суздальцев с новгородцами» и «Церковь воинствующая» (на взятие Казани).
- Процесс эволюции тяблового иконостаса XII — XIV веков.
- Система обратной перспективы в древнерусской иконописи.
- Расцвет московской школы иконописи и творчество Дионисия.
- Функциональное назначение и бытование икон в России.
- Новые тенденции в иконописи XVII века и Строгановская школа.
- Иконография Богоматери в иконописи XII — XVI веков.
- Житийные иконы. Интерпретация текстов «Житий святых» в иконописи XIII – XVII веков.
- Особенности комплекса древнерусской одежды IХ – ХIII веков.
- Женский костюм эпохи Московской Руси XIV – XVII веков.
- Русское народное ткачество в национальном костюме.
- Русская набойка в традиционном крестьянском костюме.
- Традиционная русская вышивка в народном костюме Севера.
- Кружево в русском народном костюме.
- Русская художественная эмаль XII – XV веков
- Деятельность Оружейной палаты на рубеже XVII – XVIII веков.
- Зодчество «русского барокко» конца XVII века: к проблеме определения стиля.
- Зодчество «петровского барокко»: проблема прототипов и интерпретации.
- Художественный стиль интерьеров Петровского барокко.
- Русское изразцовое искусство, его связь с архитектурой. Эволюция стиля.
- Европейские источники русского палладианства XVIII века.
- Европейские архитектурные трактаты в России XVIII века.
- Проблема художественной традиции и творчество первых русских «пенсионеров» начала XVIII века.
- Влияние западноевропейских традиций на творчество русских портретистов первой половины XVIII века.
- Искусство гравюры «петровского» времени.
- Проблема «россики» в искусстве XVIII века: Россия и Европа (на конкретном примере по выбору студента).
- Класс «домашних упражнений» в академической системе жанров второй половины XVIII века.
- Иностранные художники в России XVIII века.
- Парадный и камерный портрет в русской живописи XVIII века.
- Образ Петра I в конных монументах Б.К.Б.Растрелли и М. Фальконе.
- «Елизаветинское» барокко и проблема синтеза архитектуры и живописи в искусстве оформления интерьеров.
- Русские художественно-промышленные ткани XVIII веков
- Светские ювелирные украшения в русском костюме эпохи барокко и рококо.
- Тема ведуты в русском пейзаже второй половины XVIII века (Ф. Алексеев или другой мастер по выбору студента).
- Роль А.П. Лосенко в формировании русской исторической живописи ХVIII века.
- Педагогическая система Академии художеств XVIII – ХIХ веков и проблема иерархии жанров.
- Жанр парадного и камерного портрета в творчестве Ф.С. Рокотова и Д.Г.Левицкого.
- Эпоха сентиментализма и ее отражение в творчестве В.Л. Боровиковского.
- 3начение французской мебели конца XVIII века для развития мебельного искусства России.
- Петербургская шпалерная мануфактура: история создания, проблема национального стиля.
- Дмитрий Иванович Виноградов — открыватель русского фарфора, (ок. 1720 — 1758).
- Фарфор частных заводов России XVIII — первой половины XIX веков (Гарднер, Попов, Батенин, Юсупов).
- Развитие мебельного производства в Петербурге на примере мастерских П.Гамбса, Х.Мейера, «охтенских столяров» в конце XVIII – начале XIX веков.
- Творчество Шарля Персье и Пьера Фонтена и их роль в формировании стиля «русского ампира».
- Теория классицизма и ее отражение в русской исторической живописи XVIII –первой половины ХIХ века.
- Академическая историческая живопись конца XVIII — начала ХIХ века.
- «Образцовые проекты» в русской архитектуре XVIII – XIX веков.
- Сложение типа и архитектурная эволюция отечественного доходного дома XIX – начала XX веков.
- Проблема национального стиля в русском искусстве XVIII – XIX веков.
- Становление русской живописи первой половины ХIХ века и творчество К.П.Брюллова.
- Романтизм в русской живописи в первой половине XIX века (О. Кипренский, А. Орловский).
- Романтический пейзаж в творчестве С. Щедрина.
- Новый этап становления исторической живописи и картина А.А. Иванова «Явление Христа народу».
- Жанровая живопись первой половины ХIХ века. Творчество А.Г.Венецианова и учеников его школы.
- Бытовая живопись середины ХIХ века и творчество П.А. Федотова.
- Исторический сюжет в творчестве «передвижников».
- Социально-бытовой сюжет в творчестве «передвижников».
- Особенности русской пейзажной живописи второй половины ХIХ века (на конкретном примере по выбору студента).
- Жанровые тенденции в исторической живописи В.Г. Шварца.
- Поиски новых направлений в исторической живописи второй половины ХIХвека. Творчество Н.Н. Ге, В.Г. Шварца, В.Д. Поленова.
- Трактовка образа Иисуса Христа в исторических произведениях Н.Н. Ге, В.Д. Поленова в И.Е. Репина.
- Образы и прототипы в портретной живописи И.Е.Репина.
- Новая концепция русской исторической картины конца ХIХ — начала ХХ веков и творчество В.И.Сурикова.
- Исторические полотна И.Е Репина, В.И.Сурикова, В.М. Васнецова, В.А.Серова — как отражение идейно-стилистических поисков в русской исторической живописи второй половины ХIХ — начала ХХ веков.
- В.Серов и московские художники на рубеже XIX – XX веков.
- Религиозно-эстетические идеалы конца ХIХ века и их воплощение в творчестве М. Нестерова.
- Иконография купольных росписей храма Воскресения Господня (Спас на крови).
- Типологическое многообразие портретного жанра в творчестве В.А.Серова.
- Импрессионистические тенденции в русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века.
- Фольклорная и сказочно-былинная темы в творчестве В.М. Васнецова и М.А. Врубеля.
- Творчество М.Врубеля и пути развития русского символизма в XX веке.
- Монументальная храмовая живопись конца ХIХ века (Храм Воскресения Христова в Петербурге (Спас на крови) и Владимирский собор в Киеве).
- Образ России в творчестве Б.М. Кустодиева.
- Проблема ретроспективизма в живописи «мирискусников».
- Книжная графика К.Сомова 1900-х годов как этап в становлении искусства книги в России.
- Русский пейзаж рубежа ХIХ – ХХ веков: проблема стиля.
- Особенности «импрессионистического» мышления в творчестве К. Коровина.
- «Крестьянская тема» З. Серебряковой.
- Новые художественные объединения в русском искусстве начала XX века.
- Эпоха историзма и декоративно-прикладное искусство второй половины XIX века: на примере Императорского фарфорового и Стеклянного заводов.
- Русская художественная бронза второй половины XVIII-XIX веков: эволюция стиля.
- Русские ювелирные украшения эпохи модерна. Эволюция стиля.
- Ювелирная мастерская К.Фаберже: своеобразие экспертизы и атрибуции.
- Орнаментальная бионика в искусстве украшения тканей модерна (на примере российской текстильной промышленности).
- Эскизы декораций и костюмов А.Я. Головина к спектаклю «Гроза» Александринского театра (1916 г.): проблема стилизации.
- Сказочный персонаж в театре (костюмы к спектаклю МХТ «Синяя птица», 1909)
- Эволюция театральной афиши ХIХ — начала ХХ веков.
- Взаимодействие русской культуры и европейской моды на рубеже XIX – ХХ веков
- Стиль «итальянских палаццо» в архитектуре доходных домов Санкт-Петербурга.
- Нео-барокко и нео-рококо в архитектуре Санкт-Петербурга.
- Северный Модерн в архитектуре доходных домов Санкт-Петербурга.
- Петербургские жилые комплексы конца XIX – начала XX веков.
- Архитектурная школа Академии художеств в начале XX века.
- Зодчество эпохи модерна в отечественном архитектуроведении середины XX – начала XXI века.
- Мотивы древнерусского зодчества в русской архитектуре XIX – начала XX веков: проблема выбора и интерпретации прототипов.
- Неостили в искусстве второй трети XIX века и мебельное производство в Петербурге этого периода.
- Керамика в архитектуре русского модерна конца XIX — начала XX веков.
- Стекло как строительный и декоративный материал в архитектуре конца XIX – начала XX веков в России.
- Русская мебель последней трети XIX – начала XX веков: мастерские и мастера.
- Градостроительная эволюция Москвы в XX столетии.
- Планировочное развитие Петербурга/Ленинграда на примере генпланов советского и постсоветского периода.
- Деловое и жилое строительство рубежа XX – XXI веков в контексте исторического Петербурга.
- Отечественная неоклассическая архитектура середины XX столетия в современной историографии.
- К.Малевич и символизм. Религиозные мотивы в ранней живописи художника.
- Эскизы театральных костюмов К. Малевича в контексте творчества художника.
- «Венеры» М. Ларионова: идеи «национального» в творчестве художника начала 1910-х годов.
- Альбом литографий «Война» Н. Гончаровой и тема апокалипсиса в русском авангарде 1910-х годов.
- Литографированные книги М. Ларионова и русская футуристическая книга.
- Аналитическое искусство П.Филонова в 1910-е годов в контексте развития философских идей начала XX века.
- Башня III Интернационала В.Татлина и ее роль в развитии русского конструктивизма.
- Художественная жизнь Ленинграда в конца 1920-х — начала 1930-х годов и судьбы «левого» искусства.
- Образы нового города в ленинградской графике 1920-30-х годов.
- Советский «агитационный фарфор» 1920 годов и набивные ткани 1930-х годов (сравнительный анализ).
- Образ новой женщины в советском костюме 1920 – 1930-х годов.
- Советская монументальная скульптура 1930-50-х годов: новые сюжеты, мотивы, образы.
- Выставка в московском Манеже 1962 года: ее роль и влияние на искусство последующего времени.
- Творчество Э.Неизвестного и советская монументальная скульптура 1960-70-х годов.
- Неофициальное искусство Ленинграда 1950-60-х годов и традиции ленинградского авангарда.
- Эскиз костюма как эскиз персонажа у Н.П.Акимова.
- Сценическое решение спектакля «Буря» художником Э. Капелюшем (Театр им. Комиссаржевской, реж. А. Морфов).
- Сценография Э.Кочергина в спектаклях МДТ (на примере одного спектакля по выбору студента).
- Традиции commedia dell’arte на современной петербургской сцене.
- Театральная кукла и человек в спектаклях Р. Кудашова («Вий», «Мы», БТК).
- Кукла как произведение декоративно-прикладного искусства и театральная кукла.
- Роль маски в современном театре.
- Образы героев в творчестве А. Тарковского.
- Графика Арефьевского круга в стилевом контексте искусства 1950-70-х годов.
- Абстрактное искусство 1960-80-х годов и творчество Н.Михнова-Войтенко.
- «Новые художники» и ленинградский рок. Проблемы становления контркультуры 1970-80-х гг.
- Российская монументальная скульптура 1990-х годов: «новый план» монументальной пропаганды.
- Художественные галереи Петербурга 1990-х годов в контексте развития основных тенденций современного искусства России.
- Московский перформанс 1990-х годов: интернациональный контекст.
- Фотографии Б. Смелова: поэтика черно-белого Петербурга.
- Монументальная скульптура М. Шемякина: петербургский контекст.
- Абстрактная живопись 1990-х годов: новые тенденции и имена.
- Основные тенденции в развитии отечественного производственного ювелирного искусства в ХХ века
- Основные тенденции в развитии русского ювелирного авангарда.
- Анализ основных направлений в современном ювелирном искусстве России.
- Наследие А.Палладио в отечественной архитектуре XX – начала XXI века.
- Современное искусство Санкт-Петербурга. Проблема стиля.
IV курс
История художественной критики
- Принципы анализа художественной формы в работе Г. Вельфлина «Основные понятия истории искусства».
- Понятие стиля в концепции Г. Вельфлина.
- Концепция типологии стилей по Г. Вельфлину и современное искусствознание.
- «Классическое искусство» Г. Вельфлина: специфика искусствоведческого подхода и методологии исследования.
- «История искусства как история духа»: искусствоведческий метод М.Дворжака.
- «Иконография» и «иконология»: принципы и последовательность анализа произведения искусства по Э. Панофскому.
- Г. Зедльмайр о концепции стиля и «истории искусства как истории духа»
- Проблема интерпретации в трудах Г. Зедльмайра.
- История пропорций в искусстве в контексте стиля. Эстетическое и конструктивное значение.
- Принципы семиотического исследования произведений изобразительного искусства в трудах Ю.М.Лотмана.
- Принципы анализа живописного произведения в работах С.М. Даниэля.
- Принципы атрибуции произведений искусства в трудах отечественных исследователей (на выбор).
- Понятие композиции и принципы ее анализа в работах отечественных искусствоведов.
- Творчество и восприятие искусства в текстах античных философов и писателей
- Особенности восприятия архитектурной среды и жилища в древнеримской культуре.
- Анализ феномена Северного Возрождения в современных искусствоведческих концепциях.
- Проблема маньеризма в современном искусствознании.
- Ренессансный взгляд на античные принципы изображения и зодчества.
- Готическая архитектура. Обсуждение явления в XVI – XIX веках.
- Проблема подражания природе в теориях искусства XVI –XVIII веков.
- Европейские теоретики искусства XVII – XVIII веков о проблеме художественного образования
- Теоретики XVII – XVIII веков о специфике изобразительного искусства относительно поэзии (Н.Пуссен, Ж.Б. Дюбо, Г.Э. Лессинг)
- У.Хогарт: принципы красоты в искусстве и природе
- Д.Дидро как теоретик изобразительного искусства
- Идеалистическая интерпретация изобразительного искусства в немецком романтизме
- Европейский романтизм и зарождение исследования проблемы стиля в теории искусства
- Теоретические работы Г.Земпера: проблематика и значение для исследования стилей в искусстве
- Творчество А. Гильдебранда и основные тезисы его теории искусства
- Интерпретация отдельного произведения по Г.Зедльмайру
- Современные российские теоретики искусства и особенности их вклада в изучение отдельных проблем художественной культуры (например, Б. Бернштейн и исследование первобытного искусства)
- Методы исследования искусства в творчестве Г.Вёльфлина (на примере книги «Ренессанс и барокко»).
- Исследование произведений изобразительного искусства у З.Фрейда.
- Классики психоанализа о творчестве Леонардо да Винчи.
- Проблемы творчества и искусства в исследованиях советских психологов первой половины XX века.
- Р. Арнхейм и особенности его вклада в исследование художественного восприятия
- Роль формального анализа в отечественных исследованиях изобразительного искусства.
- Формирование искусствоведческой науки в СССР и деятельность В. Лазарева.
- У. Эко и особенности интерпретации изображения в европейской семиотической традиции.
- Принципы анализа визуальной информации в трудах Р.Барта.
- Семиотические исследования в отечественном искусствоведении XX века.
- Ю. Лотман и особенности его подхода к анализу жанров изобразительного искусства.
- Исследование общих принципов канонического искусства в работах Ю. Лотмана и других исследователей второй половины XX века.
- В. Фриче и развитие европейской традиции социологического исследования искусства.
- Социологические исследования в отечественном искусствоведении последней трети XX века.
- Исследования психологии восприятия искусства в отечественном искусствоведении последней трети XX века.
- Социологические аспекты современной художественной критики.
- Современная художественная критика и философия искусства в публицистике начала ХХI века.
- Методологические особенности современной художественной критики.
- Специфика архитектурной критики в современной публицистике.
- Современное искусство в свете художественной критики последнего десятилетия.
- Роль канона в античной культуре и текст Поликлета.
- «Картины» Филостратов и концепция художественного совершенства эпохи поздней Античности.
- Этимологическая интерпретация в средневековых текстах по архитектуре.
- Место художника и анализ его деятельности в средневековых текстах.
- Рецептурный трактат в контексте художественной практики Средних веков и эпохи Возрождения.
- Иконоборчество в Византии: исторические предпосылки, теория и практика.
- Проблема символа и современные концепции трактовки средневекового изобразительного языка.
- Научно-исследовательское и педагогическое наследие Ц.Г. Нессельштраус.
- Интерпретация Средневековой культуры в исторических исследованиях школы И.М. Гревса и его последователей.
- Исследования в области медиевистики представителей школы русского зарубежья.
- Проблема иконографии средневекового искусства в трудах Э. Маля.
- Формальный метод анализа средневекового искусства в трудах А. Фосийона.
- Методологические подходы к анализу средневекового искусства Ю. Балтрушайтиса.
- Э. Панофский об основных проблемах изучения средневекового искусства.
- Жорж Дюби и концепция средневекового искусства в исследованиях школы «Анналов».
- Концепция «Долгого Средневековья» Жак Ле Гоффа и проблемы изучения средневековых традиций.
- Основные проблемы современной искусствоведческой медиевистики.
- Аббат Сугерий и эстетика Света. Проблема сложения концепции готического храма.
- «Книга рисунков» Виллара де Оннекура и место корпораций каменщиков в средневековой городской культуре.
- Художник в системе гуманитарных ценностей эпохи Возрождения.
- Образ современного художника в трактатах эпохи Раннего Возрождения.
- Понятие «Ренессанса» в контексте исследовательской практики XVIII – XXвеков
- Методологические особенности изучения искусства эпохи Возрождения.
- Принципы иконологических исследований в контексте изучения искусства эпохи Ренессанса.
- Концепция «Ренессансов» Э. Панофского в контексте исследовательской практики середины ХХ в.
- Образ ренессансного мастера в современной науке и художественной литературе.
- Венская школа искусствознания о Ренессансе. Основные направления исследований.
- Концепция Ренессанса в исследованиях Аби Варбурга.
- Архитектурная теория и практика эпохи Кватроченто.
- Теоретические труды и художественная деятельность мастеров эпохи Кватроченто.
- Трактат Леонардо да Винчи о живописи в контексте современной художественной культуры.
- Л.Б. Альберти как теоретик в контексте архитектурной практики эпохи Кватроченто.
- Творческий путь и личность Микеланджело в контексте трактатов об искусстве XVI века.
- Пьеро Аретино и проблема формирования художественной критики в европейской традиции XVI века.
- Архитектура Италии эпохи барокко в отечественной историографии.
- «Жизнеописания» Вазари: структура и концепция сочинения.
- Галилео Галилей как художественный критик.
- Творчество Караваджо в контексте художественных споров начала XVIIвека.
- Формирование классицистической теории и ее апологеты в Италии и Франции.
- Художественная концепция У. Хогарта и его «Анализ красоты».
- Салоны XVIII века в художественной критике. Проблемы эволюции методологии анализа.
- Дени Дидро и французское искусство второй половины XVIII века.
- «Романтическая битва» в художественной критике.
- «Готический вкус» в европейской культуре ХVIII – ХIХ веков.
- Стендаль как теоретик искусства и художественный критик.
- Теофиль Готье об искусстве прошлого и современности.
- Творчество Э. Делакруа в контексте художественной критики первой половины XIX столетия.
- Шарль Бодлер о современном искусстве.
- Эмиль Золя как художественный критик.
- Художественная критика об импрессионистах.
- Французские писатели XIX века о современном искусстве.
- Движение «Искусства и ремесла» в Англии середины XIX века и роль в нем Уильяма Морриса.
- «Последний день Помпеи» К.Брюллова в контексте становления русской художественной критики 1830-40-х годов.
- Ранняя критика В.В.Стасова и проблемы становления искусства критического реализма.
- Статьи В.Стасова 1870-90-х годов и их роль в формировании новых взглядов на искусство.
- Н.Н.Пунин – критик и теоретик конструктивизма. Роль теоретических текстов в становлении и развитии искусства начала 1920-х годов.
- Художественный журнал как феномен французской культуры рубежа XIX – ХХ веков.
- Символизм в художественной критике Франции конца XIX века.
- Французская художественная критика о творчестве П. Сезанна.
- Феномен постимпрессионизма в художественной критике конца XIX века.
- Художественная критика и теория искусства о кубизме.
- Фовизм в художественной критике.
- Творчество П. Пикассо в художественной критике ХХ века.
- Тристан Тцара и художественная критика о дадаизме.
- Сюрреализм в манифестах и художественной критике.
- Художественная критика об абстракционизме
- В. Вазарели и оп-арт в художественной критике.
- Поп-арт в теории и художественной критике.
- Джордж Сигал о реализме в искусстве.
- Художественная критика о гиперреализме.
- Умберто Боччони и итальянское искусство начала ХХ века.
- Основные тенденции развития художественной критики в XX веке.
- Даниэль Бирнбаум как художественный критик.
- Современная художественная критика и история искусства: пути взаимодействия.
- Современная галерейная и выставочная деятельность и актуальная художественная критика.
- Творческие поиски Кристиана Болтански в художественной критике.
- Видеоарт и современная художественная критика.
- Инсталляция как объект современной художественной критики. Проблема методологии.
- Роберт Сторр о современной художественной жизни.
- Творчество Ричарда Серра в современной художественной критике.
- Творчество Йозефа Бойса в современной художественной критике.