Развитие типа центрально-купольного сооружения в странах Арабского Востока и Ирана. От мечети Куббат-ас-Сахр («Купол Скалы») в Иерусалиме (687 – 691) до мавзолея султана Олджейту (1307 – 1313)

6 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Развитие типа центрально-купольного сооружения в странах Арабского Востока и Ирана. От мечети Куббат-ас-Сахр («Купол Скалы») в Иерусалиме (687 – 691) до мавзолея султана Олджейту (1307 – 1313) отключены

Формулировка иконографической программы культовой архитектуры ислама предопределялась не только сакральными задачами храмовой теологии ислама, но во многом исходила из уже существовавшей строительной практики и образной системы предшествующего культового зодчества. Богатейшее наследие ближневосточной культовой архитектуры давало мусульманам право выбора от гипостильных залов до зданий базиликального типа, купольных базилик и центрических купольных построек. Архитектурный тип центрического купольного здания был решительно отвергнут мусульманами при выработке иконографии мечети, хотя именно этот тип доминировал в это время в престижных памятниках византийского зодчества.

В исламе богослужение имама никогда не могло произойти в центре мечети, поскольку ориентиром для мусульман служила стена киблы и ритуальная ниша михраба, указывающие в сторону Мекки. Следовательно, здания мечетей должны были ориентироваться относительно горизонтальной оси, мусульман больше устраивал базиликальный тип построек. Но даже широко распространившийся в позднее сельджукидское и особенно в османское время центрально-купольный тип мечети оставался неизменным в своем структурно-планировочном виде – основной купол возвышался над моленным пространством зуллы.

От омейядского времени до нас дошло образец центрально-купольного здания – мечеть Скалы, или, как ее часто называют, Куббат ас-Сахра (Купол Скалы), построенная в Иерусалиме в 687-691 гг. Здание воздвигнуто на горе Мория, где, по преданию, находился первый храм Соломона. С этим связаны особенности его планировки: два концентрических восьмигранника опоясывают центральный круг с расположенной в его середине священной скалой. Здание мечети стоит в центре обширной, вымощенной каменными плитами высоко поднятой террасы. С разных сторон к мечети ведут несколько широких отлогих лестниц. В ансамбле площади мечеть Скалы выделяется своими размерами и ясностью архитектурных пропорций. Большой, плавный по силуэту, слегка ребристый деревянный полусферический купол четко выделяется на бирюзово-голубом небе. Купол отделен барабаном от нижнего приземистого восьмигранного массива здания. Во внешнем облике мечети царит гармония, достигнутая строгой симметрией простых архитектурных форм.

Христианские сирийские центрические постройки 6 в. в Эсре и Босре указывают на местные истоки архитектурных приемов мечети Скалы. Ее архитектура созвучна и другим ранневизантийским центрально-купольным постройкам – церкви Сергия и Вакха в Константинополе и церкви Сан-Витале в Равенне, — но отличается от них иной трактовкой массы здания. Снаружи множество одинаковых стрельчатых арок с окнами, забранными узорными каменными решетками, вносит орнаментальный ритм в оформление стен мечети и этим подчеркивает монолитность массы купола, как бы парящего над всем сооружением.

В интерьере мечети Скалы также нет пластичности и мягкости пространственных переходов византийского зодчества. Очень контрастно противопоставлены обширный нерасчлененный объем центральной части и живописно решенные обходы,  в архитектуре которых колонны, устои и богато декорированные арки сочетаются в сложном орнаментальном ритме.

Святая София Константинопольская (VI в.) совмещает две культуры и становится достоянием двух религий. Св. София – пример совмещения трехнефной базилики и октагона (или храма и мартирия) в одном архитектурном пространстве. К числу близких константинопольских памятников со сходными принципами освоения подкупольного пространства относятся церковь Св. Сергия и Вакха, а также церковь Св. Полиевкта. После захвата турками, к Софии был лишь пристроен минарет.

Зодчим Синаном была построена мечеть Сулейманийа (голубая мечеть) в 1550 – 1557 гг., которая очевидно была создана под влиянием Св. Софии. Синан, однако, не пошел по пути слепого копирования прототипа, но предложил много более смелую конструктивную и планировочную композицию. Предельно близкими к пониманию внутреннего пространства Св. Софии оставалась доминанта купола с двумя полукуполами и утвердившийся с византийского времени мотив многочисленных оконных проемов.

В целом же внутренняя структура византийского храма генерирует целый ряд тем, не замедливших отразиться в османской архитектуре в целом. Кроме практики возведения и дальнейшего умножения маленьких куполов вокруг центрального купола, множества окон (на стенах и барабанах) и галерей, в османской архитектуре утверждается архитектурный тип купола на четырех опорах и парусно-сводчатая система перехода к купольному пространству.

С введением парусов формируется кубический объем четверика, впервые это произошло в архитектуре Синана и в Сулейманийи. Эту мечеть отличает тщательно подобранный репертуар архитектурных тем, свойственных Св. Софии. Присутствие полукуполов и примыкающих к ним по паре экседр на продольной оси зала мечети в точности повторяет плановую композицию византийского памятника. Вместе с тем с Синаном вводятся не два, а три боковых нефа, над которыми появляется по пять маленьких куполов.

Далее в архитектуре Турции продолжает развиваться центрально-купольный тип мечети.

Существует архитектурная формула, которая особенно широко использовалась при создании простых мавзолеев (в эпоху Сельджуков), а именно куб, увенчанный куполом. Переходом между ними обычно служит многоугольник. Погребальные сооружения этой спокойной и сдержанной формы доминируют  на мусульманских кладбищах и возвышаются, как ориентиры, по краям пустыни и морских побережий. Нередко беленые известью, они еще издали притягивают взор и надолго удерживают его своим образом равновесия и покоя, примиряющим небо и землю.

Новые качества иранской архитектуры 13 – 14 вв. ярко проявились в мавзолее Олджейту Худабанде в Султание. Здание было возведено в 1305 – 1313 гг. мастером Ходжи Али Шахом из Тебриза. Это большая восьмигранная постройка, увенчанная высоким вытянутым вверх и заостренным куполом. Величественность художественного образа этой постройки достигнута гармонией пропорций и тонко найденным соотношением архитектурных и декоративных приемов.

Восьмигранное тело мавзолея трактовано очень монументально. На гранях нижних ярусов прорезаны лишь невысокие стрельчатые входы и расположенные над ними узкие окна. Верхняя часть здания облегчена аркатурой, выходящей в галерею, устроенную в толще стены по всему периметру восьмигранника. Для подъема на галерею служат лестницы, помещенные в треугольных в плане пристройках, примыкающих к двум граням здания. Громадный купол был окружен восемью минаретообразными башенками, установленными над аркатурой верхнего яруса на каждом углу постройки. Арки и минареты пластически обогащают архитектуру здания, связывают ее с окружающим пространством.

При общей уравновешенности и статичности композиции сочетание стрельчатых контуров купола, ниш и арок вносит в архитектуру мавзолея момент динамики.

Важной новой чертой архитектурного решения мавзолея Олджейту является цвет на поверхности стен и купола. Колористическая насыщенность, не нарушая монументального характера композиции, придала архитектурному образу большую эмоциональную выразительность и подчеркнуто декоративный характер.

Мавзолей Олджейту примечателен также тем, что с ним в центрально-купольную систему вводятся минареты.


  • Веймарн. Искусство арабских стран и Ирана 7 – 17 веков. 1974.
  • Шукуров. Образ храма. 2002.
  • Титус Буркхардт. Искусство ислама. Язык и значение. 2009.