Ювелирное искусство Ренессанса

3 месяца ago Enottt Комментарии к записи Ювелирное искусство Ренессанса отключены

Культура Ренессанса сложилась в Италии к началу ХV века. Однако в странах Западной Европы она распространилась лишь спустя столетие.

В эпоху Возрождения прикладное искусство приобретает новый характер. Суть того нового, что принес Ренессанс в развитие прикладного искусства, состояла не только в широком применении античных мотивов декора и заимствованных у древности новых форм и пропорций самих предметов (сосуды, ювелирные изделия, отчасти мебель), хотя и это имело само по себе большое значение. По сравнению со средневековьем произошло и решительное обмирщение прикладного искусства. Резко повысился удельный вес произведений прикладного искусства, украшающих интерьеры дворцов патрицианской городской знати, ратуш, жилищ зажиточных горожан. Вместе с тем если в период развитого средневековья наиболее совершенные стилистические решения достигались при создании произведений, связанных с церковным культом, а найденные формы влияли на всю область прикладных искусств, то в эпоху Возрождения, особенно Высокого и отчасти позднего, эта зависимость носила скорее обратный характер. Возрождение было периодом необычайно высокого развития прикладного искусства, создающего вместе с архитектурой, живописью и скульптурой единый стиль эпохи.

В начале XVI в., а порой почти до его конца, ювелирные изделия — по крайней мере те, которые избежали переплавки и дошли до нас,— в своих формах продолжают традиции готики.

В то время как в большинстве стран Западной Европы все ХVI столетие живы формы готического искусства, в Италии на рубеже ХV – ХVI веков наступает расцвет другого стиля – Возрождения. В Италии новые тенденции выражаются в множестве изображений, восходящих к греко-римской античности. Это не только обнаженные человеческие фигуры, но и мифологические существа: кентавры, тритоны и нереиды, выполненные в технике горельефа и даже круглой скульптуры. Серебряные и золотые кресты, металлические посохи, дарохранительницы, чаши, церковная и бытовая металлическая посуда, оружие и роскошно украшенные панцири, различные ювелирные украшения итальянской работы отличаются совершенной выделкой и художественностью.

Бенвенуто Челлини (1500—1571), скульптор и ювелир, теоретик искусства и талантливейший писатель, является одной из самых ярких и необычных личностей этой эпохи. Его автобиография рисует образ человека, наделенного неукротимым темпераментом и сохранившего в своем мировосприятии очень многое от ренессансного индивидуализма

Солонка Франциска I «Нептун и Церера». Б. Челлини, 1543 г. Золото, эмаль. Имперская сокровищница, Вена

Замечательный памятник ювелирной работы этого времени – знаменитая золотая солонка Франциска I, выполненная флорентинцем Бенвенуто Челлини. Крышку солонки венчает скульптурная группа: Нептун с трезубцем, в окружении морских коней, и Церера, возле которой размещена модель храма (перечница). Основание композиции составляет рельефный фриз, обнимающий тулово солонки. Здесь размещены аллегорические фигуры – Утро, День, Вечер, Ночь, навеянные образами Микеланджело из гробницы Медичи во Флоренции. Лежащие фигуры чередуются с символическими изображениями ветров.

Это единственно бесспорное произведение Челлини, выполненное им в 1540 году в виде восковой модели для кардинала Феррары. По легенде, увидев её, Франциск I воскликнул: «Это божественнее, чем я мог вообразить. Этот художник попросту чудо! Ему бы следовало работать без передышки». Затем последовало приглашение итальянского скульптора ко двору, чтобы он своим талантом оживил французскую школу. В Нельском замке для Челлини была устроена мастерская, где и была завершена работа над солонкой, получившей имя французского короля. Вознаграждение скульптору составило тысячу экю золотом.

Нередко выдающиеся скульпторы занимались сами работой по металлу. Не только скульптором, но и ювелиром был Пизанелло, возродивший в Италии античную традицию медальерного искусства.

Один из самых распространенных видов ювелирных произведений эпохи ренессанса – ларцы в виде

Реликварий Святого Себастьяна. 15 в. Серебро, позолота, эмаль. Собор Святого Петра, Рим

памятников, с барельефами и скульптурами на углах. Другой, не менее популярный декоративный мотив, – крылатый дракон. Обычно он встречается в декоре ручек сосудов. Так украшены вазы и кубки из сокровищницы Медичи.

Итальянские ювелиры изготовляли из благородных металлов множество изделий для знати и богатых горожан: кувшины, чаши, миски, тарелки. Часто такие предметы украшались эмалями. Особенный интерес представляют драгоценные оправы для высоко ценимых в этот период ваз твердого камня или стекла.

В эпоху Возрождения ювелирные украшения в больших количествах производятся как из драгоценных, так и из простых материалов, распространяясь во всех слоях общества.

Застежка «Лев и грифон». 16 в. Золото, драгоценные камни; литье, эмаль. 3,5 х 9 см. Московский Кремль, Оружейная палата. Изготовлено в Западной Европе

Исключительно популярны в первой половине ХVI века в Италии шляпные пряжки-аграфы. Образцы этих изделий известны как в простых, так и в драгоценных материалах. Литые бронзовые пряжки представляли эмалевый портрет в круге или овале. Золотые – сцены на античные сюжеты, выполненные чеканкой с эмалью.

Широкое распространение в этот период получают серебряные пояса, состоящие из отдельных, подвижно соединенных звеньев.

Итальянцы любили плоский черневой растительный орнамент. Поистине небывалый подъем в Ренессансе переживают подвески, оставившие в этот момент позади все другие виды украшений. Формы подвесок становятся разнообразнее. Помимо традиционных круглых появляются удлиненные, грушевидные со свободно висящими жемчужинами. Итальянцы создали тип

Подвеска «Милосердие». Ок. 1570 г. Золото, камни, жемчуга, эмаль. Длина 9,4 см. Британский музей

подвески с фигурным изображением, украшенным эмалью и драгоценными камнями. Яркие и роскошные, их носят и мужчины, и женщины, и дети. Полагают, что стимулом к возрождению подвесок стала мода на женские платья с глубоким вырезом. В тематике декора подвесок среди эмблем, фигур и сцен встречались как христианские так античные сюжеты. Эти украшения часто приносили в подарок, обычно дарили зооморфные подвески в виде орла, петуха, лебедя, пеликана, страуса, ящерицы или фантастических животных – единорога и дракона. Существовали подвески в форме частей тела человека или животного, по–видимому, вотивного предназначения. Интересными произведениями также являются подвески «фаворы» – с монограммами, гербами, инициалами.

Пфенниг. 1553-54 гг.

На развитие форм подвесок Ренессанса оказали влияние великие мастера – живописцы и граверы – Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Мартин Шонгауэр. Своеобразными «фаворами» являются немецкие жалованные пфенниги с портретом государя, которые носили на груди на жалованной цепи.

Цепи были очень популярны и отличались большим разнообразием. Самые ранние из них относятся к ХV веку. Цепи ХVI столетия – тяжелые, массивные, золотые или серебряные – «стружчатые», которые носили в шее в один или несколько рядов. В Англии и Франции это были преимущественно мужские украшения. В Германии их носили и женщины. Но особенно тяготели к таким украшениям, разделанным эмалями, испанцы. Со временем тяжелый орнамент сменяется легким «усиковым» узором, а эмали – цветными

Орнаментальная цепь. Ханс Милих, 1575 г. Золото, жемчуг, бриллианты, рубины-шпинели; эмаль. Мюнхен

камнями и жемчугом.

Возвращается мода на браслеты. Итальянцы предпочитали золотые, усыпанные жемчугом браслеты на открытой руке. На Севере Европы на рукавах, поверх одежды носили ободы или цепочечные браслеты. В середине ХVI века наступает расцвет браслета как женского украшения, роскошно расцвеченного эмалью и драгоценными камнями.

Нарядная ренессансная мода пробудила и серьги. Особенное развитие они получили на севере Италии. Для украшения женских головок использовали драгоценные камни и крупные грушевидные жемчужины. Именно отсюда любовь к серьгам постепенно распространяется по всей Европе. К началу ХVII столетия серьги становятся исключительно женским украшением.

Кольцо-рыбка. Конец 15 в. Бронза, горный хрусталь; позолота, гравировка. Рим. Принадлежало папе Сиксту IV

Самыми распространенными видами колец в эпоху Ренессанса были тяжелые, массивные формы с камеями и геммами в оправах из благородного металла и кольца-печатки. Живому интересу к естественным наукам в это время отвечали кольца с часами и математико-астрономическими инструментами. Существовали также «кольца-близнецы», которые порознь украшали руки обрученных. По заключении брака эти половинки соединялись в единое целое.

Ренессанс вдохнул новую жизнь в традиционные виды украшений, обогатив их новыми формами и декором. Самые искусные ювелиры приглашались ко дворам многих европейских государей. Поэтому точно установить место производства бывает чрезвычайно сложно, несмотря на наличие клейм.

Не только в Италии, но и в Испании ювелирное искусство в это время переживает период расцвета. Именно испанцы, овладевшие несметными сокровищами цивилизаций доколумбовой Америки, ввели в моду среди состоятельных слоев общества культ роскоши. Местные ювелиры не справлялись с потоком заказов;  в связи с этим иноземные мастера переселялись в Испанию и с успехом занимались своим ремеслом. Многие издeлия выдают влияние итальянского стиля. Большинство переселенцев, во всяком случае в первом поколении, продолжает работать в манере той страны, откуда они родом. Они создают вычурные произведения, где глаз теряется во множестве деталей даже тогда, когда подчеркнуты главные линии композиции и заметно выделяются античные мотивы. Царит изобилие рельефных узоров, статуэток и архитектурных элементов, которое было чрезмерным по французским понятиям, но нравилось испанцам той эпохи.

Испанская мода второй половины ХVI столетия предпочитала дорогие золотые или серебряные пояса из ажурных звеньев с эмалью, драгоценными камнями и жемчугом. Испанцы также любили подвески. Их изделия были особенно роскошны: лицевую сторону обычно декорировали пластически разработанными сюжетными мотивами, а плоскую оборотную покрывали орнаментом (гротесками, моресками, бандельверком) с эмалью. Местные ювелиры не справлялись с огромным количеством заказов. Поэтому Испания охотно принимала ремесленников – переселенцев из других стран, в первую очередь из Италии. Во многих ювелирных изделиях, выполненных на территории Испании, ощущается сильное итальянское влияние.

Иногда мастера-ювелиры переходили в испанское подданство. Такова судьба выходцев из Германии, семьи де Арфе. Обычно, продолжая на первых порах работать в стиле своей национальной школы, такие мастера очень старались угодить новым заказчикам. Отсюда вычурность и перегруженность декором, в котором доминирует изобилие рельефов, статуэток и архитектурных элементов.

Германия в эпоху Возрождения также славилась замечательными произведениями мастеров золотых и серебряных дел. Ювелирное искусство процветало в Гамбурге, Аугсбурге и Нюрнберге. Здесь создавались самые разнообразные изделия, но каждый центр имел свою специализацию. Так, Аугсбург славился мебелью из серебра – рамы для зеркал, стенные подсвечники и шандалы. Гамбургские серебряники были непревзойденными мастерами настольных украшений.

Ларец для драгоценностей с изображением подвигов Геракла. Венцель Ямнитцер, 1550 — 1560 гг. Золото, бриллианты, рубины, изумруды, гелиотропы

Самой большой известности достигли золотых дел мастера Нюрнберга. Особенной популярностью в Европе пользовались изделия семьи Ямницер. Самым выдающимся из них был Венцель Ямницер, организовавший собственную семейную мастерскую — тонкий виртуоз ювелирного искусства, но в то же время манерный и вычурный художник. В мастерской изготовлялись роскошно декорированные кубки, рукомои, кувшины, блюда и настольные украшения. Типично ренессансное изделие – кубок-наутилус, в виде раковины, оправленной серебро, на скульптурной ножке.

Среди культовых ювелирных изделий следует упомянуть предметы церковной утвари, выполненные для Теодора фон Фюрстенберга, Падерборнского епископа: кропильница, кадило и оклады церковных книг. Они были созданы в 1588 г. золотых дел мастером Антоном Айзенхольтом и уцелели от уничтожения в период Реформации.

В Германии был создан оригинальный тип кубков для вина, предназначенных для официальных и парадных случаев. Их

Кубок, 16 в. Кораллы, страусиное яйцо. Художественно-исторический музей, Вена

украшали чеканным узором (ананас или виноград). Позднее они, как и другие изделия этого времени, отличаются тенденцией к изобилию. Декор дополняется цветными камнями и эмалями.

Стиль Нидерландов отличается большей сдержанностью. Здесь форма преобладает над декором, что видно на примере кувшина для воды из Шиме, созданного в 1558 г. (Париж, Лувр). Впрочем, и в этом случае тулово кувшина разделено на три яруса с многофигурными эпизодами из похода Карла V в Тунис в 1535 г. по картонам Яна Вермейена; растительные побеги и другие декоративные мотивы обрамляют всю центральную часть кувшина. Горло представляет собой поясное изображение женщины, а ручка—змею и фавна. Однако при всей сложности изделие явственно сохраняет форму кувшина.

Англия, после периода Реформации, также подчиняется общей тенденции в формировании нового стиля, отходит от готического стиля и вслед за континентом вливается в общую струю нового искусства: английские мастера начинают изображать божества из греко-римской мифологии, предпочтительно морские. Англия в эпоху правления Елизаветы не только испытывает влияние итальянской культуры, но, что очень важно, становится морской державой. Отсюда любовь к Нептуну и Амфитрите, тритонам, нереидам, дельфинам, морским чудовищам.

Выемчатая и перегородчатая эмали в эпоху Возрождения сменяются расписными. Во Франции Лимож сохраняет свои лидирующие позиции в эмальерном производстве, развивая и совершенствуя новую технологию – живописи эмальерными красками по черному фону, на который наносил контуры рисунка и краски в виде порошка, в процессе обжига превращающегося в стекловидную массу. Со временем в расписных эмалях нарастает тенденция в сближению с живописью. Начиная с 1530 года большинство эмалей подписано. Тайны их производства хранились в семье мастеров. В истории прославились семьи эмальеров Пенико и Лимозен.

В ювелирном деле эпохи Возрождения, как и во всей художественной культуре эпохи нарастает процесс индивидуализации творчества. Мы знаем все больше имен создателей замечательный произведений ювелирного искусства этого времени.


  1. Всеобщая история искусств : в 6 томах / редкол.: Б. В. Веймарн [и др.] ; Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобразит. искусств. — Москва : Искусство, 1956-1966. — .; 27 см. Т. 3: Искусство эпохи Возрождения / Под общ. ред. Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга ; [Авт. глав: Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, Н. А. Белоусова и др.]. — 1962. — 531, LXXIX с., 235 л. ил. : ил., карт.
  2. Ювелирное искусство [Электронный ресурс] : мир — образ украшений. — М. : Директмедиа Паблишинг, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв.; 12 см. — (Электронная Библиотека DirectMedia; 36)
  3. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства : От древнейших времен до наших дней. С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне. [Пер. с фр.] / Анри де Моран. — М. : Искусство, 1982. — 577 с. : ил., 24 л. цв. ил.; 24 см.

Превью: Чаша в виде цапли. Конец 16 в. Горный хрусталь, золото; гравировка, эмаль. Музей серебряных изделий, Флоренция