Художественный образ и особенности архитектуры мавзолея Тадж-Махал в Агре (1632 – 1650)

3 месяца ago Enottt Комментарии к записи Художественный образ и особенности архитектуры мавзолея Тадж-Махал в Агре (1632 – 1650) отключены

Ко времени правления Шах-Джахана относится создание одного из лучших произведений архитектуры Великих Моголов – мавзолея Тадж-Махал. Мавзолей был выстроен для погребения его любимой жены Арджуманд Бану Бегум (Мумтаз-и-Махал – избранница дворца). Мавзолей должен был архитектурным языком выразить идеал чистоты и женственности, олицетворяемый Мумтаз-и-Махал.

Для создания проекта мавзолея был созван совет лучших зодчих всего мусульманского мира. Архитектором, чей проект был принят, был Устад Мохаммед Иса Эфенди – турок, работавший до этого в Ширазе (Иран) и Кашмире.

По своей структуре развивая композицию мавзолея Хумаюна, Тадж-Махал далеко превосходит его в изысканности архитектурных форм, отличающихся совершенством и стройностью. Среди зодчества времени правления Шах-Джахана Тадж-Махал резко выделяется изяществом пропорций, чистотой форм и красотой архитектурной композиции.

Беломраморный мавзолей поднят на общем семиметровом постаменте, также облицованном белым мрамором. В плане здание представляет восьмиугольник, или, вернее, квадрат со срезанными углами. Все фасады здания прорезаны высокими и глубокими нишами, окруженными рядом меньших ниш, повторяющихся на четырех срезанных стенах.

Пропорции Тадж-Махала безукоризненны и просты: высота равна ширине фасада, верхний край парапета портала приходится на середине общей высоты самого здания (без платформ).

Мавзолей увенчан крупным луковичным куполом, поднятым на довольно высоком цилиндре. Внушительный объем главного купола подчеркнут четырьмя небольшими куполами открытых павильонов, поставленных на четыре минарета, окружающих мавзолей. Таким образом, создается своего рода масштабный ряд куполов, центром которого служит главный. Это строго центрическое, портально-купольное сооружение. Изящество и в то же время крепость округлой гладкой формы купола замечательно противопоставляется сложной форме здания с его многочисленными нишами и украшениями.

Масса архитектурного объема Тадж-Махала не господствует над пространством, наоборот, она как бы «дематериализуется». В сумерках создается эффект почти «висящего» в воздухе купола, ясная форма которого противопоставлена резким контрастам темных ниш и более светлых обрамляющих их стен. Четыре высоких минарета «заканчивают» архитектурно-пространственную композицию мавзолея. Без минаретов здание меньше бы связывалось с окружающим правильно спланированным архитектурно-парковым ансамблем, центром которого является Тадж-Махал.

Интересно отметить, что минареты вообще свойственны в Индии мечетям, но не мавзолеям, и возвышаются на стенах здания, а не стоят отдельно от него, на одном с ним уровне, и никогда и нигде не окружают постройку с четырех сторон, как у Таджа. В этом можно усматривать смелую вариацию композиции турецких мечетей, созданных знаменитым зодчим Османской империи Синаном. Автор Таджа Мохаммед Иса Эфенди был турком и, возможно, учеником Синана – вероятно, такое расположение минаретов не случайно.


  • Прокофьев. Искусство Индии. 1964.
  • Тюляев. Искусство Индии.1968.