КНОСС, город в центральной части северного Крита, прославленный в греческой традиции как столица Крита и резиденция Миноса. Раскопки начал в 1900 А.Эванс, который вел их до 1905, а здесь продолжал с перерывами до 1931. Был обнаружен колоссальный дворец, занимавший площадь ок. 2 га, а вокруг него – город с многочисленными зданиями. Возникший в начале эпохи средней бронзы, ранее 1800 до н.э., дворец впоследствии пережил ряд разрушений и восстановлений. Во время извержения вулкана на острове Фера (Санторин) в середине 15 в. до н.э. он был засыпан пеплом, а после 1400 до н.э. уничтожен пожаром.
Фрагмент Кносского дворца. Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000—1700 г. до н. э., «раннедворцовый период», на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э. Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы, и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени, — «новодворцовый период». Период 1700—1450 гг. до н. э.. После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э. вследствие мощного извержения вулкана на острове Санторин дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Систематические раскопки территории начаты 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец.
Фрагмент Кносского дворца. Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000—1700 г. до н. э., «раннедворцовый период», на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э. Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы, и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени, — «новодворцовый период». Период 1700—1450 гг. до н. э.. После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э. вследствие мощного извержения вулкана на острове Санторин дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Систематические раскопки территории начаты 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец.
Минойский дворец в Фестосе. Минойский дворец Фестос был построен на равнине Мессара (55 км южнее Ираклиона) в доисторические времена, т. е. с 6000 г. до н.э. примерно I веке до н.э. Руины дворца занимают площадь 8,4 тыс. кв. м., по своим размерам он уступает только дворцу в Кноссе. Центральную часть поселения занимает дворцовый комплекс.
Новый дворец в Фесте. Большая лестница. Дворец Феста, второй по величине после Кносского, разрушен в XV веке до н. э. Новодворцовый период минойской истории продолжался примерно с 1700 года по 1430 год до н. э. После извержения вулкана на острове Санторин между 1628 и 1500 годами до н. э. и последовавших мощнейшего землетрясения и огромного цунами дворец в очередной раз был разрушен. Пожар 1450 года до н. э., уничтожил Фестский дворец окончательно, как и другие дворцы Крита.
Дикая кошка, охотящаяся на фазана.Фрагмент фрески из виллы в Агиа Триаде.XVI в. до н. э. Минойская культура
« Парижанка». Фрагмент «фрески раскладных стульев» из дворца в Кноссе. Ок. 1500 г. до н. э. знаменитая фреска «Парижанка», изображающая молодую критскую красавицу. Характерный крутой завиток волос над лбом являлся, возможно, признаком принадлежности к высшему классу общества. Эта миниатюрная фреска — высота фриза равнялась примерно 32 см — так же полна живого трепета жизни, как и росписи, изображающие растения и животных. Миниатюрность — характерная черта критских росписей.
Игра с быком.Фреска из восточного крыла дворца в Кноссе. 1-я половина XV в. до н. э. Игры с быками — излюбленные зрелища критян.
«Царь-жрец». «Рельефная» фреска из центрального вестибюля дворца в Кноссе. 1-я половина XV в. до н. э. Наряду с чисто фресковой живописью критские художники применяли технику, не встречающуюся ни в одной из стран древнего мира, — своеобразное сочетание живописи с низким, исполненным из стука рельефом. Вылепленную таким образом фигуру художник затем расписывал в технике фрески. Рельеф придавал особенную выразительность изображению. Сохранилось всего два образца такого рода рельефных росписей, происходящих из Кносского дворца.
Юноша с ритоном. Фрагмент «фрески процессии» из «коридора процессии» дворца в Кноссе. 1-я половина XV в. до н. э. В юноше из «коридора процессий» мы видим более правильную передачу человеческой фигуры в профиль, что, несомненно, является определенным шагом вперед в развитии живописи. Зга огромная фреска относится к позднему периоду существования дворца и датируется, вероятно, временем его восстановления после катастрофы, происшедшей в начале XV в. до н. э.
Фреска с грифонами в тронном зале дворца в Кноссе. 2-я половина XV в. до н. э. Строго симметрично расположены на стене две фигуры, обращенные к центру, Занимаемому троном; своими геральдическими Позами они акцентируют эту центральную часть стены. Покрывающий их тела орнамент подчеркивает ирреальность этих фигур, являющихся священными символами или воплощением могущества царя. Роскошь тронного зала знаменует начало нового этапа критской живописи, этапа, не получившего дальнейшего развития, оборванного окончательным разрушением Кносского дворца.
Сцена с участием Дедала на позднеминойском ларнаке из Армени. Ларнак — глиняные и каменные гробоы, в которых умерших хоронили в скорченном положении.
Саркофаг из Агиа Триады. Конец XV в. до н. э. Знаменитый саркофаг из камерной гробницы близ Царской виллы в Агиа Триаде, датирующийся концом XV в. до н. э. Саркофаг этот имеет форму четырехугольного ящика, стоящего на четырех массивных ножках-столбах. Его сравнительно небольшие размеры (длина 1,37 м) типичны для критских ларнаков. Саркофаг сделан из мягкого известняка, обмазанного стуком, и расписан в технике фрески. Роспись покрывает все четыре его стороны.
Пифос стиля Камарес из Старого дворца в Фесте. Вазы стиля Камарес, характеризующиеся светлой полихромной росписью, наносимой по темной поверхности вазы, тесно связаны с керамикой предшествующего раннеминойского периода, в конце которого на Крите повсеместно начал использоваться гончарный круг, позволивший существенно улучшить технику изготовления глиняной посуды. Тогда же получает широкое распространение техника росписи светлой краской по темной блестящей обмазке глиняной поверхности вазы и мотив спирали, сходный с излюбленным декором кикладской вазописи этого периода.
Фляга с изображением осьминога из Палейкастро (восточное поселение Крита). Конец XVI а. до н. э. Изображение морского животного превращено в орнаментальный знак, щупальца симметричными спиральными завитками расположены по сторонам тела, число их уменьшено до шести.
«Богиня со змеями». Статуэтка из святилища дворца в Кноссе. Начало XVI в. до н. э. К ранним слоям Нового дворца в Кноссе относятся две небольшие фаянсовые статуэтки, изображающие женщин в пышных одеждах, с широкой юбкой и открытой грудью, держащих в руках змей. Они были найдены в помещении рядом с дворцовым святилищем, в специально устроенных тайниках — каменных ящиках — вместе с другими предметами, имеющими несомненное отношение к культу.
Статуэтка молящегося из Тилиссоса. Середина XVI в. до н. э. Он стоит в напряженной позе, с левой рукой, прижатой к боку. Правая рука молитвенным жестом поднята ко лбу. Тело его выгнуто дугой, живот выдается вперед, плечи отведены назад. Видимо, это положение было обязательным для молящегося, так как другие вотивные статуэтки аналогичны по позе статуэтке из Тилиссоса.
Сосуд с изображением сборщиков урожая из виллы в Агиа Триаде. 2-я половина XVI в. до н. э. Стеатитовый сосуд, найденный в Агиа Триаде. Он имеет форму страусового яйца. Поверхность тулова покрыта сплошным фризом, изображающим шествие людей, несущих на плечах странные орудия, представляющие собой палки с насаженными на них длинными трезубцами.
Золотые перстни-печати с изображениями священного танца. Ок. 1500 г. до н. .э. На его овальном щитке длиной около 2,5 см изображены четыре женщины в традиционных критских одеждах — широких юбках с оборками и узких лифах, открывающих грудь. Их позы напоминают позы танцующих на одной из миниатюрных фресок Кносского дворца.