22. Группа статуй и статуэток из Эшнунны из храма Аб-у – при разнице в размерах и деталях костюма видно, что они все принадлежат к одному типу. 2900-2600 гг. до н.э. Алебастр, известняк, гипс.
24. Посвятительная плитка Ур-Нанше – отверстие в центре для крепления плитки к стене. Вверху – Ур-Нанше на строительстве храма, внизу – пир по случаю завершения строительства. Ур-Нанше в два раза больше остальных персонажей по размерам.
25. ЭАНАТУМ Царь шумерского государства Лагаш, правивший ок. 2400 г. до Р. Х. Представитель ЛАГАША 1-й ДИ-НАСТИИ. В правление Эанатума произошел конфликт между Лагашем и соседней Уммой из-за плодородной полосы Гуэден, разграниченной когда-то третейским судом еще кишского гегемона Месилина.
39. Стела Нарам-Суэна из Суз. Победа царя над луллубеями. Нарам-Суэн — царь Аккаде, Аккада и Шумера, «царь четырех стран света». (2237-2200 гг. до н.э.) наверху боги-покровители, Нарам-Син, повергщий врага и второй враг молит о пощаде, внизу — войско, поднимающееся по горам. В отличие от шумерских рельефов, здесь присутствют элементы пейзажа (дерево, гора), фигуры не выстроены в ряд, а расположены с учетом рельефа местности.
42. Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этиеннигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.
19. Рельеф притолоки храма Нинхурсаг в аль-Убайде с Имдугудом и оленями. Имдугуд – В шумеро-аккадской мифологииогромная птица божественного происхождения, в виде «орла с головой львицы (то есть всегда без гривы), и обычно лапы орла стоят на двух гривастых львах». Позднее (приблизительно с 14 в. до н. э.) Анзуд имеет также вид «гигантского орла». «В надписях упоминается начиная с 26 в. до н. э. (тексты из Фары, теофорные имена). В мифах Анзуд(другое имя Имдугуда) обычно выступает как посредник между земной и небесной сферами, соответственно — между богами и людьми, он одновременно воплощает и доброе, и злое начала»
21. Статуя сановника Эбих-иля из мари. Стандартный тип статуи «молящегося» различается в разных центрах Двуречья костюмом и прической. У статуи Эбих-иля хорошо сохранились инкрустрированные из цветного камня глаза, укрепленные в глазницах природным асфальтом. Середина 3 тыс. до н.э.
27. План гробницы царицы Шубад. Ур. I династия. А — черепа воинов (костяки их не сохранились) в покатом ходе к гробнице. Воины были одеты в медные шлемы и держали в руках колья. Б — костяки волов и остатки повозок; В — черепа женщин-музыкантш, сидевших вдоль стен гробницы в парадной одежде (костяки не сохранились); Г — вход в кирпичную усыпальницу царицы или жрицы; Д — ложе для тела царицы или жрицы; Е — соседняя примыкающая гробница.
28. Штандарт войны и мира (на данной картинке штадарт мира, с другой стороны– войны) — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вуллипри раскопкахшумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложеныперламутровымипластинками сцены из жизни шумеров. Артефакт датируется серединой 3-го тысячелетия до н. э. Конкретнее – изображено на всех сторонах вместе: выступление в поход, битвы и пир по случаю завершения похода. Инкрустация раковиной и лазуритом.
Молочное хозяйство храма – декоративный фриз храма Нинхурсаг в аль-Убайде с Имдугудом и оленями (Лондон, Британский музей)
Статуя сановника Эбих-иля из Мари (Париж, Лувр). Стандартный тип статуи «молящегося» различается в разных центрах Двуречья костюмом и прической. У статуи Эбих-иля хорошо сохранились инкрустированные из цветного камня глаза, укрепленные в глазницах природным асфальтом