Мозаика Базилики Сан Витале

2 месяца ago Enottt Комментарии к записи Мозаика Базилики Сан Витале отключены

Базилика Сан-Витале (526-547 гг.) — Абсолютная гармония.

                                                                                   «Всё, что минуло, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.»

Александр Блок

Равенна.

Равенна – это настоящая жемчужина северной Италии. Главным сокровищем Равенны являются мозаики, которыми украшены базилики. Среди этих сокровищ- Сан Витале, один из наиболее важных сохранившихся образцов восточно-римской архитектуры, где сохранились византийские мозаики за пределами Константинополя (современный Стамбул). Сан Витале был освящен в 548 году, ставшим своеобразным символом того, Равенна возвращена под Византийский патронат.

Сан-Витале, Равенна, вид с Галлы Плацидии

Мозаика была одним из самых популярных видов искусства в Византийской империи. Мозаики базилики 6 века Сан-Витале в Равенне считаются одними из величайших достижений византийского искусства.

Мозаика, как вид искусства.

Мозаика считается одним из древнейших видов искусства, известные нам по Древнему Риму и Греции мозаики выполнялись в несколько этапов. Маленькие кусочки стекла в мозаиках впервые были использованы ещё египтянами во времена Нового царства (ок. 1550–1069 гг. до н. э.). Очень маленькие кусочки тусклого стекла использовались для изготовления украшений, настенной мозаики и мозаичных камней. В 5-6 веках н.э. создаются мозаичные композиции, настоящие образцы монументальной живописи в Равенне. На примере мозаики Сан Витале мы хорошо видим, что части смальты выкладывали под разным углом, чтобы свет отражался в них живописно, сиял особенно торжественно, таинственно.

Тема этой мозаики: Император Юстиниан со свитой и Императрица Феодора со своей свитой торжественно, церемониально

Тема этой мозаики: Император Юстиниан со свитой и Императрица Феодора со своей свитой торжественно, церемониально выходят в храм и приносят храму свои дары.

выходят в храм и приносят храму свои дары. Их дары перекликаются с дарами волхвов. Поклонение волхвов, с дарами является одним из двух библейских повествований о рождении Иисуса Христа и его признании Сыном Божьим. Этот художественный приём двойного изображения отлично был введён в мозаичное повествование в Равенне. Мы видим эту перекличку даров как сверху, так и снизу. Ритмичность удивительна и именно в Равенне в первой половине 6 века происходит интенсификация черт образа и стиля в мозаике.

Значение

Византийское искусство предпочитало стилизованные образы натуралистическим изображениям. Целью этого искусства было вызвать чувство восхищения церковью. Мозаичная композиция в храме Сан Витале подчеркивает ещё двойную роль императора в религии и политике. Цель художника- мозаичиста, как мы видим по примерам Равенны, состояла в том, чтобы создать общее чувство благоговения, пребывания в духовной сфере или даже ощущение присутствия Бога.

Византийская Феодора с нимбом держит золотую чашу с вином для Евхаристии, а ее муж несет блюдо с хлебом. Как ни странно, ни она, ни Юстиниан никогда не были в Равенне. Но на мозаике Юстиниан и Феодора – идеальные образы идеальных правителей, что исполнены в отблесках золотой, божественной славы в мозаике.

Несмотря на этот факт, мозаичная программа в этом равенском храме дает наглядное свидетельство двух основных амбиций правления Юстиниана как наследника традиций римских императоров в плане восстановления территориальных границ, Юстиниан изображён на мозаике Сан Витале, как христианский император и защитник веры. Таким образом, его обязанностью было установить религиозное единообразие или православие во всей империи.

Кто был заказчиком мозаик?

Строительство церкви началось в 526 году по приказу епископа Экклезиуса Равеннского. В то время Равенна находилась под властью остготов. Епископ Максимиан завершил строительство в 547 году. Епископ Максимиан (499-556 гг.) — святой, первый архиепископ Равенны, христианский богослов при императоре Юстиниане I. Максимиан за время своей жизни посвятил себя редактуре латинский текстов Писания, был заказчиком многих рукописных книг. Покровительствуемый Юстинианом, Максимиан сделал Равенну главным духовным центром Италию. При нём в Равенне были завершены сохранившиеся по сей день базилики Сан Витале, Сан Аполлинаре ин Классе, Сан Апполионаре Нуово. Любопытно, что именно внутри Сан-Витале была устроена изготовленная в Константинополе кафедра Максимиан из слоновой кости (сейчас находится в музее Равенны).

Кто оплатил строительство?

Базилика Сан Витале была начата во время правления гота Теодориха и завершена после его смерти и установления прямого правления византийцами. Строительство финансировал Юлиан Аргентарий, или Юлиан Банкир — фигура интригующая, загадочная. Потраченная им сумма в 26 000 солидов на строительство базилики Сан-Витале является одной из крупнейших в царствование Юстиниана I. Юлиан упоминается в нескольких надписях на греческом и латинском языках в построенной им церкви.

Кто был Святой Витале?

Христос с предстоящими ангелами, мучеником Виталием и святым Экклесием Равеннским

Виталий воин — один из первых христиан римской империи. Мученик Виталий, будучи солдатом, сопровождал судью Паолино в путешествии из Милана в Равенну. В Равенне судья подверг пыткам и смерти через обезглавливание лигурийского доктора Урсицина, который признал себя христианином. Виталий приблизился к доктору и помог ему встретить пытки и смерть, открыто убеждая быть твёрдым в перенесении мучений. Исповедовавший христианство, Виталий был подвергнут пыткам, после чего был похоронен заживо (засыпан камнями). На месте его захоронения в Равенне была построена прекрасная эта базилика его имени.

Структура

Построенная в 6 веке, эта церковь считается шедевром византийской архитектуры. Он особенно известен красочными мозаиками христианской иконографии , которые украшают внутренние стены и потолки и главной темой мозаичной композиции является авторитет императора в христианском плане истории.

Сан-Витале имеет восьмиугольный дизайн с центральной планировкой. Одна из восьми сторон восьмиугольника имеет пристройку с апсидой, полукруглой изнутри и многоугольной снаружи.

Интересен факт появления в постройке 6 века контрфорсов, наружных столбов, поддерживающих стены. Между тем, готика средних веков, зародившись во Франции не смогла бы осуществить свои амбициозные задачи высоченных храмов без этих самых контрфорсов. Строители-масоны привезли эту идею из Равенны?

Купол имеет диаметр около 40 метров, а его восьмиугольный потолок имеет восемь внутренних опор. Двухэтажные, трехарочные полукруглые экседры (полукруглые глубокие ниши, завершаемые полукуполом) между пирсами простираются наружу и окружены на двух уровнях амбулаторией и галереей второго этажа. Во всём чувствуется ажурность, лёгкость, праздничность. Из каждого ракурса интерьера открывая всё новые и новые виды: кружевные капители, рёбра сводов, бесчисленные арки.

Сан Витале, в отличие от других церквей в Равенне, имеет поистине византийский дизайн. Сан Витале богато украшен мраморной облицовкой стен, мозаичными и мраморными полами, колоннами и дивными капителями, лепным декором под сводами, расписными стеклянными окнами и фигурными мозаиками.

 

Интерьер купола с фресками в стиле барокко конца 18 века. Авторство принадлежит Бароцци и Гандольфи из Болоньи и Гвараны из Венеции.

Материал

Многие элементы Сан-Витале были импортированы из Константинополя, в том числе мраморные колонны, капители и панели. Его кирпичная кладка также похожа на византийскую кладку, с тонкими кирпичами и широкими растворными швами, а не с короткими толстыми кирпичами, распространенными в то время в северной Италии.

Как и другие мозаики, византийские мозаики сделаны из небольших кусочков стекла, камня, керамики или другого материала, которые называются тессеры . В византийский период мастера расширили список материалов, которые можно было превратить в мозаику, включая сусальное золото и драгоценные камни, и усовершенствовали их конструкцию.

Строительство.

Церковь была начата епископом Экклезиусом в 526 г. (время эпископства 522–532) при остготской королеве Амаласунте (умерла в 535 г.) Работа финансировалась греческим оратором по имени Юлиан Аргентарий. Несмотря на то, что Равенна была столицей остготского королевства, византийское политическое влияние там росло. В конечном итоге управление было завоевано в 540 году. Церковь, однако, была освящена гораздо позже епископом Максимианом.

Она была посвящена мученику Витале, покровителю Равенны. В то время город был столицей Западной Римской империи . Восьмиугольное сооружение выполнено из мрамора и увенчано высоким терракотовым куполом. На знаменитые мозаики сильно повлияла аналогичная работа в Константинополе ( Стамбуле ). На них изображены персонажи Ветхого и Нового Завета, а также современные византийские правители и католические священнослужители. Особого внимания заслуживают мозаики на потолке пресвитерия , на которых изображен Агнец Божий среди растений и животных. Кроме того, император Юстиниан (годы правления 527–565) и его супруга Феодора изображены на панелях у апсиды .

В мозаике алтаря Юстиниан изображен фронтально в центре. Он окружен ореолом, носит корону и пурпурную императорскую мантию. Слева от него стоят представители духовенства, а самая выдающаяся фигура, епископ Равенны Максимиан, отмечена надписью. Справа от Юстиниана появляются члены имперской администрации, отмеченные пурпурной полосой, а в самом дальнем левом углу мозаики появляется группа солдат.

Таким образом, эта мозаика устанавливает центральное положение Императора между властью церкви и властью имперской администрации и вооруженных сил. Подобно римским императорам прошлого, Юстиниан обладает религиозной, административной и военной властью.

Композиция

Каждая мозаика, обращенная друг к другу в апсиде церкви, изображает главную фигуру в пышном наряде в сопровождении свиты. Серия мозаик в люнетах над трифорией изображает жертвоприношения из Ветхого Завета: история Авраама и Мелхиседека и Жертвоприношение Исаака; история Моисея и Неопалимой Купины , Иеремии и Исайи , представителей двенадцати колен Израилевых, и история Авеля и Каина. Каждый люнет венчает пара ангелов, держащих медальон с крестом.

Каждая поверхность покрыта множеством цветов, звезд, птиц и животных, включая множество павлинов (Павлин — символ бессмертия и нетленной. В раннем христианстве павлин – символ бессмертия и смены времен года). Над аркой с обеих сторон два ангела держат диск, а рядом с ними изображения городов Иерусалима и Вифлеема.

Молодой безбородый Иисус Христос сидит на голубом шаре (представляющем вселенную) с архангелами по обе стороны от него. В одной руке виден свиток с семью печатями. С другой стороны Иисус передает триумфальный венец (также известный как венец мученичества) Виталису, покровителю Равенны. С правой стороны мозаики появляется епископ Экклезиус, один из строителей церкви, предлагающий модель церкви Иисусу. Мозаика, сделанная из разноцветных стеклянных мозаик и мозаики из сусального золота, была искусно изготовлена ​​опытными художниками-мозаичниками и мастерами.

Симметрия, повторное чередование фигур создаёт композиционную канву. Мозаика, благодаря зеркальности смальты, рельефу несёт в себе эффект сильного свечения, добавляя интенсивность и невесомость изображения.

Император Юстиниан и его свита

Юстиниан стоит посередине, с солдатами справа и духовенством слева, подчеркивая, что Юстиниан является лидером как церкви, так и государства своей империи.

Духовенство и Юстиниан несут последовательно справа налево кадильницу, Евангелие, крест и чашу для хлеба Евхаристии. Это идентифицирует мозаику как так называемый Малый вход, который знаменует собой начало византийской литургии Евхаристии. Жест Юстиниана, несущего чашу с евхаристическим хлебом, можно рассматривать как дань уважения Истинному Царю, который появляется на соседней мозаике апсиды.

Юстиниан же известен тем, что он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас исполняют в литургиях. Он издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный из которых — храм Святой Софии в Константинополе.

Юстиниану удалось увеличить территорию Византии, а следовательно и поднять ее мощь. Заслуга Феодоры и Юстиниана в том, что они сохранили единство империи и церкви.

Заслуга Юстиниана: Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее моральной, духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для благовествования и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.

На мозаике император изображён в богатом одеянии, блещущем золотом и драгоценными каменьями, в красной обуви, с короной на голове, окруженной сиянием, как считалось наравне со святыми. Император приносит дары свои церкви. Его сопровождают немалая свита  –  Архиепископ Равеннский со своим клиром, в длинных облачениях, блестящая свита придворных сановников и телохранителей, вся сверкающая переливами шитья и блистанием щитов и оружия.

Феодора и её свита

Императрица держит евхаристический потир, и её панель отличается от панели Юстиниана более сложным фоном.

По низу ее фиолетовой порфиры светящимися складками поражает золотое шитье; на груди сияют драгоценности; на голове, обрамленной венчиком, красуется высокая диадема; в волосах перевиваются нити жемчугов и самоцветных камней, спадая на плечи ослепительным каскадом.

Детали:

Христос, одетый в имперский пурпур и сидящий на державе, означающей вселенское владычество, преподносит венец мученичества святому Виталию, но тот же жест можно увидеть как преподнесение венца Юстиниану на мозаике ниже. Таким образом, Юстиниан является наместником Христа на земле, а его армия на самом деле является армией Христа, как это обозначено на щите. Все важные персонажи связанные со строительством, этой идеей храма выведены надписями с их именами (чтоб потомки помнили и не перепутали кто был кем).

Лица на мозаике имеют восточный тип, где преувеличены, укрупнены черты с пристально устремлёнными, расширенными глазами и приковывающим взглядом. Исходит гипнотизм от этих больших глаз и ощущается, даже на расстоянии сила духа персонажей, они вызывают трепет. Задумывалась мозаика, очевидно, как иллюстрация внутренней силы самого христианства. Мозаике между тем -1 тыс 500 лет!

Подол длинного плаща Феодоры, надетого поверх украшенного драгоценностями белого одеяния, украшен вышитыми золотом фигурами трех королей, несущих свои дары.

Детали тщательно выполнены из цветных стеклянных мозаичных камней различной формы. Количество частей мозаики в Сент-Витале, оценивается в 322., 560 штук, многие из которых золотые. Мы не знаем имён мастеров, кто трудился над мозаикой в этом храме. Было много выдающихся византийских мастеров, и на протяжении всего средневековья Константинополь снабжал Европу предметами роскоши: орудиями труда из слоновой кости, украшениями и, прежде всего, дорогими тканями.

Протокол, отличавший императора от простых смертных, распространялся и на его одежду. Определенные цветовые оттенки были зарезервированы для императорской семьи, и любой, кто осмелился носить эти оттенки, мог быть приговорен к смертной казни. Тиранский пурпур, в частности, тот ценный пурпур из Тира, сделанный из улиток, был цветом имперского одеяния.

Оттенки варьировались от алого до самого дорогого коричнево-фиолетового, аметистового оттенка, который использовался для окрашивания шелка, что мы видим на одежды Феодоры.

Тот факт, что ее соседка носит такой же оттенок, указывает на ее привилегированный статус. Кроме того, Антонина и другие придворные дамы носят белые узорчатые палантины по последней восточной моде. Все они в определенные праздничные дни получали из рук императрицы дни получали свою богатую одежду. Шёлк прибывал по караванным торговым путям через Персию из Китая. Надо сказать, что Византия оберегала секрет шёлка, так как этот материал символом статуса.

Две дамы рядом с Феодорой не могут быть идентифицированы с уверенностью, в то время как пять женских фигур на заднем плане имеют схожий схематический рисунок. Эти две дамы имеют индивидуализированные черты лица: с высокими скулами, возможно – Антонина, супруга знаменитого полководца Велизария Младшего.

Слева изображен дверной проем с занавеской, перед которой мраморный фонтан. Безбородый чиновник, вероятно, евнух, изображен в белой тунике и золотой хламидии с пурпурным таблионом; он открывает занавеску, глядя на императрицу.

Следующая фигура, тоже, вероятно, евнух, изображена в белой тунике и золотой хламиде с пурпурным таблионом и вышитым сегментом. Второй евнух Феодора и служанка стоят под мраморной нишей с раковиной в виде раковины. Императрица Феодора, держащая золотую чашу, изображена в белом нижнем платье, пурпурной хламиде (с изображением трех волхвов, приносящих дары Христу), украшенных драгоценностями туфлях, украшенном драгоценностями воротнике, изумрудном ожерелье, серьгах (изумрудных, жемчужных, и сапфир) и украшенная драгоценными камнями корона с длинными жемчужными отростками. Ее лицо узкое, и у нее нимб. Справа семь женщин, причем первым двум отведено больше места, чем остальным пяти. Возможно, что женщина справа от Феодоры, Антонина, жена Велизария, а другая женщина — Иоаннина, её единственная дочь. Лица женщин, не слишком отличающихся друг от друга, за исключением большого разнообразия рисунков и цветов их одежды. Самого Велизария, бородатую фигуру на мозаике мы видим напротив, женской свиты и справа от императора Юстиниана I.

На входной арке размещены медальоны с полуфигурами Христа, 12-ти апостолов и сыновей св. Витале — святых Гервасия и Протасия (дети его, братья-близнецы Гервасий и Протасий раздали все свои имущество бедным и посвятили себя чтению священных книг и молитве, позже они были также замучены, как и их отец). Снаружи арки – два летящих ангела, несущие медальоны с крестом и два святых града: Иерусалим и Вифлеем.

Мозаика пресбитерия очень интересна в трактовке скалистого пейзажа, уступы которого похожи на обломки кристалла и окрашены в яркие цвета от зелёного, лилового, пурпурного до голубого и жёлтого тонов. При неравномерном свете из узких окон вверху эта разноцветная мозаика ослепляет своими неожиданными сочетаниями.

Северная стена апсиды имеет несколько сцен и фигур. Самая большая и выдающаяся из них, люнетная мозаика, изображает Авраама и две сцены из его жизни – жертвоприношение Исаака и кормление трех незнакомцев из Ветхого Завета. Особенно в пресбитерии тематика – жертвенная природа Христа, его смерть во искуплении грехов человеческих и воскрешение. Интересны сюжеты «Жертвоприношения Авраама». Три гостя Авраама восседают за столом вокруг хлебов и Сара наблюдает за этой сценой из своей хижины. Значение гостеприимства Авраама здесь имеет ещё символическое значение. Принесение в жертву тельца рассматривается как прообраз пасхального агнца или жертвы жизни самого Христоса.

 

Триумфальная арка, украшенная мозаичными медальонами Христа и четырнадцати апостолов. По обе стороны от медальона Иисуса расположены стеклянные мозаичные медальоны с изображением святых Петра и Павла. Кромки арки украшены семью парами рогов изобилия, обрамлённых цветами и птицами; у двух рогов – императорские орлы и изображения монограммы Христа.

Правая стена пресбитерия кроме изображений жертвоприношения Авеля и Мелхиседека с фигурами пророка Исайи и Иеремия, есть ещё и сцены из жизни Моисея «Неопалимая Купина на горе Хорив», мозаичная сцена, где «Моисей пасёт стада своего тестя Петра». Об этом, увы, мало пишут. Символически тема жертвы на всех уровнях соотносится прямо пропорционально с темой принесения даров волхвов как из Библии, так и с иллюстрированием праздника – дарения Юстинианом и Феодорой.

Императрица Феодора и ее двор.

Юстиниан, увидев Феодору влюбился до безумия, сошелся с ней сначала как с любовницей, потом ее возвел в сан патрикии, осыпал всевозможными милостями, богатствами и наделил полномочиями. В 527 г Феодора была коронована, вместе с ним, в храма Святой Софии.

Феодора — женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная. Она могла усмирять бунты. Сильная натура.

Феодора обладала качествами, дававшими ей непоколебимое владычество над императором и двором; она была очень умна, отважна и тверда; а супружеской верности она, кажется, не нарушала. Благодаря силе ума и воли, она сохранила господство над Юстинианом до самой своей смерти (в 548 году). Важнейшие военные, политические, юридические и церковные дела решались Юстинианом под её влиянием.

Ей воздвигали статуи, официально приносили хвалу, присягали на верность. Она во всем была равною императору и настоящей его правой рукою. Она гордо писала царю Хозрою персидскому: «Император никогда ничего не решает, не посоветовавшись со мною».

Сам Юстиниан восхвалял благоразумие Феодоры и приписывал изданные им законы мудрым советам своей достопочтенной супруги, которую он считал за дар Божества.

Когда однажды, для поправления своего ослабевшего здоровья, Феодора уехала на минеральные воды в Вифанию, с нею переселились туда преторианский префект, государственный казначей и несколько патрициев, и при ней находилась блестящая свита, состоявшая из 4.000 человек. Для её переезда были исправлены дороги, для неё был приготовлен дворец. Юстиниан оплакивал смерть Феодоры как великую потерю. 29 июня 548 года Феодора умерла от рака.

Известен скандальный памфлет Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора. Именно на этот памфлет, на «воспоминания» Прокопия опираются, увы все, кто начинает анализировать фигуру Феодоры не задаваясь вопросом – может у Прокопия были свои счёты с Феодорой, может к ней он питал неприязнь или имел от кого-то заинтересованного во лжи заказ? Так, Императрица Феодора, чье неопределенное происхождение было подвергнуто критике историком Прокопием и другими как дурная репутация, также облачена в королевскую пурпурную хламиду поверх вышитой гунны — этимологический корень современного английского слова «платье».

Нижний край ее хламиды украшен тканым гобеленом изображением того, что было убедительно идентифицировано как три волхва, несущие дары; настоящая одежда, скорее всего, была соткана из золотых нитей. Сама Теодора держит украшенную драгоценностями чашу, подтверждая свою личность как щедрого покровителя здания. Другие атрибуты включают украшенный драгоценными камнями воротник маниаки и венчающую ножку с изысканной препендулией из жемчуга и драгоценных камней висит на ее плечах. Ее окружают Антонина, жена Велизария, и служители, одетые в сотканные из ткацкого станка платья из шелка ярких цветов, возможно, сасанидского производства, дополнительно украшенные ткаными гобеленами, подобными тем, что были найдены в Панополисе (Ахмим, Египет).

На обоих портретах правители одеты, чтобы отождествить себя с окружающими их святыми и пророками в мозаичном убранстве и установить свое вечное присутствие среди божественного.

Мозаика на полу:

Павлины, райские птички вокруг древнеримской амфоры. Мозаика выполнена из мрамора и различных камней тессеры.

 

Я увидела на мозаике «Узел Соломона». Он состоит из двух замкнутых петель, дважды соединенных между собой попеременным (перевитым) способом. Узел Соломона иногда называют символом веры, но в то же время он появляется во многих местах как ценный светский символ престижа, важности и красоты.

Памятник или историческая память.

6 век в Англии – это время ожесточённых войн, сметения всего, что уже начало появляться в христианском ключе. Это время наступающих и сметающих всё на своём пути англов и саксов, это время жестокости и зла. И вот в это время появляются эти христианские храмы, со светящейся мозаикой и христианским учением в золоте на севере Италии, в городе Равенна.

Это между прочим, то же самое время, когда, согласно преданиям, легендарный вождь бриттов 5-6 веков, король Артур отправился в Англию наводить порядок, подавить зло, что несли англо-саксы, без веры в Христа и без веры в наказание. Мы знаем об интересе императора Максимилиана I к королю Артуру, ведь за ослаблением Римской империи в 4 веке стояли германцы. У римлян и у бриттов был один враг – тёмные варвары-германцы. Германцы поклонялись душам умерших предков и олицетворенным силам и явлениям природы. Главным

божеством германцев был Вотан, первоначально бог воздуха, ветра, а позднее бог плодородия, войны.

Письменных источников или церквей, или тем более яркой мозаики тех времён в Англии не сохранилось – тёмные века, но вот отголоски отваги, силы духа, начала рыцарства приписывают именно этому времени, после ухода римлян с земли своей Северной имперской провинции. Может ли быть такое, что римляне отправили короля Артура именно из Равенны в Англию? А если это вымысел, фантазия, чем тогда объяснить сильное чувство внутри базилики Сан Витале, что король Артур только что вышел и что вот-вот снова войдёт в храм со своими рыцарями круглого стола и начнёт обсуждать под сводами Христа и его апостолов, его стратегию, его театр действий. А как быть с тем фактом, что вожди бриттов обращались к уже ушедшим с британской земли римлянам за помощью, чтоб те не оставили их один на один с тёмной силой германцев, англов с континента. Военную подмогу не дали, но может особая армия христианских защитников прибыла в Англию? Может Король Артур пытался защитить римскую цивилизацию на британском острове от полного разрушения? Кто знает…Тут и волшебник-друид Мерлин из Шотландии. Это ли не волшебство веры?

А вот ещё любопытно, что Гонорий Флавий (римский император в 393—423 гг.), отпраздновавший в Риме триумф поселился именно в укрепленной Равенне, которая с этого времени сделалась столицей Западной Римской империи. Резиденцией готского короля была Равенна. Королевство остготов было основано королём Теодорихом Великим, который привёл свой народ в Италию в 489 году. В 535 году в Италии высадились войска Византии. Война продолжалась 17 лет и закончилась разгромом остготов. Юстиниан жил с 483 по 565 годы, в то время, когда в западной Европе государства создавались варварскими народами на территории бывшей западной Римской империи, а Византия при Юстиниане продолжала традиции государственности. В конце 6 века вестготы, отказавшись от арианства, приняли православие. Славяне веками хранили в сердце ослепительное видение Константинополя. Мы знаем, что главным наследником Византии стала именно православная церковь. Всё это стечение странных обстоятельств?

Проходят века, эпохи, войны, пожары, наводнения, другие катаклизмы, мало, что остаётся в живых, а Равенна стоит и за своими глухими стенами хранит жемчужины раннего христианского искусства. Для чего Господь уберёг Равенну, эти христианские памятники, храмы, что В 1996 году были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Очевидным ответ лежит на поверхности – для того, чтобы человечество доросло до этих памятников, чтобы человечество обратилось к ним, к своим корням, как к источникам силы и мощи духа, когда станет просто необходимостью выживания.

Место — невероятное. Где можно сидеть и молиться, где можно потеряться не только во времени, но в пространстве. Равенна за века сумела стать своеобразным мостом между Римом, Миланом, Константинополем, Антиохией и может даже далёкой Британией через благородного рыцаря Короля Артура. Может Артур только вышел и вот-вот зайдёт и рассадит своих рыцарей по кругу в алтаре Сан Витале….

Текст: ©Татьяна Уайт.

Ноябрь 2022 г. Эдинбург. Шотландия.

Russian Guide in England & Scotland

Tours Portfolio: https://tatianawhite.tourister.ru