Строго говоря, миниатюра Древнего Египта — не книжная, а скорее папирусная.
Первые известные науке книжные иллюстрации были созданы еще в Древнем Египте. Ими стали рисунки в папирусных свитках египетской «Книги мертвых» (ок. 1200 г. до н.э.). Традиция сопровождать цветными иллюстрациями текст, написанный на папирусе, впоследствии была усвоена иудеями и эллинистическим миром, а затем и римлянами.
Первые «книжные» картинки в исполнении художников Древнего Египта были прорисованы в известной во всём мире «Книге мёртвых». Многие миниатюры в ней были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций – суд Осириса. На ней изображён бог, взвешивающий душу покойного на весах.
Книга мёртвых Ани
Около 1250 года до н.э. Западные Фивы Лондон, Британский музей.
Иллюстрации, которыми богато украшались «Книги мертвых», служили добавлением к тексту — рисунок воспроизводил соответствующее описание. Место, которое эти рисунки занимали, не всегда соответствовало тексту, который ими иллюстрировался.
Виньетка к вводному гимну Осирису. Гимн обращен к богу Осириса, стоящему в наосе со своей супругой Исидой.
Глава 110 (фрагмент).
Глава 125. Одна из ключевых глав всего папируса, то, ради чего он создавался - суд Осириса, где взвешивают сердце умершего, которое должно быть "пусто от зла всякого". После этого умерший становится "правогласным" и способным "выходить в день", т.е. жить такой же жизнью, как и на земле, но "вечно и бесконечно".
Глава 144 (фрагмент). В главе описываются и изображаются семь врат загробного мира, которые должен пройти умерший. Врата охраняются стражниками с ножами в руках. Текст представляет собой заклинания, с помощью которых покойный минует врата, лично обратившись к каждому привратнику.
Глава 146 (фрагмент). В главе описываются 21 "таинственные врата Дома Осириса на Полях тростника". Каждый проход оформлен по-своему и охраняется привратником, к которому умерший должен обратиться лично, зная соответствующее заклинание.
Глава 27. "Изречение, чтобы сердце человека не забрали от него в загробном мире". На столике находится сердце Ани.
Глава 89. "Изречение, чтобы дать "Ба" воссоединиться с телом", т.е. с изображенной на виньетке мумией.
Глава 92. "Изречение, чтобы открыть гробницу для "Ба" имярек". Ани изображен открывающим дверь и выходящим из гробницы, его защищает собственная "Ба".
Главы 155, 156, 29b и 166. Изображены амулеты "джед" (столб Осириса), "тит" (узел, или кровь, Исиды), "сердце", "подголовник".
Главы 185 — 186 (левый фрагмент). В наосе стоит бог Сокар-Осирис, позади которого - жертвенный стол с обильными жертвами.
Главы 185 — 186 (правый фрагмент). Богиня Таурт в образе самки гиппопотама совершает воскурение перед жертвенным столом (слева, на предыдущем фрагменте). Справа изображена богиня Хатхор, Владычица Запада, выглядывающая из-за горы - обозначения фиванского некрополя, - на фоне которой стоит гробница Ани.
Главы 44-46. Названия данных глав звучат следующим образом: "Изречение, чтобы не умереть снова в загробном мире", "Изречение, чтобы не гнить в загробном мире", "Изречение, чтобы не страдать и быть живым в загробном мире". Слева Ани сидит перед жертвенным столом, в центре его мумию держит Анубис - бог бальзамирования, справа - "Ба" Ани.
Главы 58-59. Обе главы называются одинаково: "Изречение, чтобы дышать воздухом и иметь власть над водой в загробном мире". Ани и его жена Туту стоят в пруду, держа в руках маленькие паруса - символы дыхания и воздуха - и подносят воду к губам. Справа Ани получает воду и пропитание от богини в образе дерева.
Главы 80-81а. Главы называются так: "Изречение, чтобы превратиться в лотос". Лотос - символ ежедневно рождающегося солнечного божества и вечной загробной жизни покойного. Справа изображено божество с солнечным диском на голове, облик которого Ани желает принять.
Погребальная процессия (начало). Папирус Ани - один из самых знаменитых свитков "Книги мертвых" эпохи Нового царства. Текст снабжен большим количеством виньеток превосходного качества. Погребальная процессия, в частности, содержит множество деталей, известных по росписям частных гробниц того же времени.
Погребальная процессия (окончание).
Фрагмент главы 17. Ани молится солнечной ладье, "плывущей" на знаке неба. В ней сидит Хепри - утреннее солнце (фигура со скарабеем вместо головы).
«Книга мертвых» Анхаи
Около 1100 года до н.э. Лондон, Британский музей
Виньетка к так называемой главе 16. Солнечное божество представлено в образе сокола с солнечным диском на голове. Сокол стоит на эмблеме Запада, т.е. Царства мертвых. Его приветствуют павианы, различные божества, Исида и Нефтис, «Ба» Анхаи в виде птиц с человеческими головами.
Глава 110. Папирус принадлежал «начальнице наложниц Осириса, начальнице наложниц Небту и Хнума, певице Амона» Анхаи. Глава 110 изображает пребывание умершей с супругом на Полях тростника (в своеобразном древнеегипетском «раю»), где они сеют и жнут пшеницу.
«Книга мертвых» Нахта
Около 1300 года до н.э. Фивы. Лондон, Британский музей
«Книга мертвых» Пакерера
Около 1300 года до н.э. Саккара. Лейден, Государственный музей древностей.
«Книга мертвых» Ра
Около 1300 года до н.э.. Саккара Лейден, Государственный музей древностей.
«Книга мертвых» Усерхата
Около 1400 года до н.э. Лондон, Британский музей
«Книга мертвых» Хари
Около 1350 — 1300 до н.э. (18 — 19 династии). Мемфис (?). Лондон, Британский музей.
«Книга мертвых» Хунефера
Около 1310 года до н.э.. Из Мемфиса (?). Лондон, Британский музей.
«Книга мертвых» Падитхонса
Около 1150 года до н.э. Фивы Лейден, Государственный музей древностей.
Просмотры: 6 006 Скачать как PDF Одним из самых ранних произведений нового стиля является миниатюра с изображением короля Эдгара, подносящего Христу хартию, дарованную королем Ньюминстерскому аббатству в Винчестере. Миниатюра эта...
Read More
Просмотры: 25 681 Скачать как PDF Средневековая историческая миниатюра представляет собой иллюстрации к историческим сочинениям — летописям и хроникам. Она существенно отличается от других видов искусства и даже от других...
Read More
Просмотры: 3 256 Скачать как PDF Часослов Бусико — исключительное по оформлению свидетельство готического стиля из Парижа. Он был составлен мастером Бусико в первой половине XV века для Жана Бусико,...
Read More
Просмотры: 2 223 Скачать как PDF Точнее: Isidore de Séville, De fide catholica contra Iudaeos (Défense de la foi catholique) (f. 1v-72v). Eiusdem, Sermones (f. 72v-94r). Ambrosius Autpertus, Homilia in...
Read More
Уважаемые посетители! Сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Если вы не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт. С неизменной заботой, администрация сайта