Ерошкин В. Ф. Орнаментика средневековой ирландской миниатюры

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Ерошкин В. Ф. Орнаментика средневековой ирландской миниатюры отключены

Круг  тем в  ирландских миниатюрах был, с формальной точки зрения, довольно ограничен. Главными их компонентами являлись украшенные инициалы, орнаментальные композиции (ковровые страницы), изображения   Евангелистов  и, наконец,  редкие  сюжетные миниатюры. С  первым из перечисленных компонентов мы встречаемся в одной из древнейших иллюминированных рукописей, так называемом Катахе. Художник выделил и расцветил около шести десятков инициалов и следующих за ними постепенно уменьшающихся в размере букв. В отличие от более поздних рукописей, инициалы здесь ещё не отделены от текста и не составляют композиционного центра листа – они все ещё орнаментированные буквы, принадлежащие строке, попавшие, однако, в иное художественное изменение. В их исполнении не чувствуется никакой торжественности, они  просты по форме, но довольно пластичны (С. В. Шкунаев, А. Н. Зорич).

Сходную тенденцию мы можем наблюдать в трёх разных кодексах, хранящихся в соборе Дурхама, листах иллюминированного Евангелия. Единственными элементами украшения в них опять-таки являют­ся инициалы, но трактовка их уже совершенно иная. Работа художни­ка отчётливо демонстрирует здесь два излюб­ленных ирландцами приёма освоения плоско­сти – её геометризацию, членение и заполнение орнаментом. Первое, что бросается в глаза по сравнению с Катахом – это совершенно особое положение, которое зани­мает на листе инициал. Теперь он существует в масштабе не строки, а всего листа, добрую половину которого занимает.

Инициал-монограмма открывает также Евангелие от Марка. Диагональный элемент монограммы выполнен в виде 8-образной переплетающейся полосы со звериными ликами на концах, несколько напо­минающими инициалы Катаха. Однако на этом сходство кончается: в Катахе прослеживается внутренняя естественная динамика линии, здесь же  движение обличено в стро­гую форму. В композиции инициалов из Дурхама встречается и ещё один элемент, занявший вскоре совер­шенно исключительное место на страницах ир­ландских рукописей. Это так называемая плетен­ка, разделяющая пространство страницы на два вертикальных ряда прямоугольников [1].

«Ковровые страницы» – ещё один замечательный элемент оформления Книг. В этом можно убедиться по двум «ковровым страницам» Книги из Дарроу. Миниатюра листа 1, та самая, которую сравнивали с коптскими образцами, занята изображением креста на орнаментальном фоне, помещенного внутри широких сверху и снизу и более узких по бокам бордюров. Их пространство также заполнено симметричными комбинациями переплетающихся полос в сдер­жанной цветовой гамме с коричнево-жёлтой до­минантой.

Другая «ковровая страница», на этот раз  листа 192, содержит в центре композиции  круглый медаль­он с небольшим крестом в окружении орнамента, а широкая боковая рамка занята удивитель­ным по красоте узором, использующим жи­вотные мотивы. В композиции бордю­ров, двойных сверху и снизу и одинарных по бо­кам, художник включил не просто переплетения линий, но целые фигуры и лики зверей, подчинён­ные ритму орнамента.

Подобный тип орнамента встречается и в  скандинавском искусстве. Однако, здесь присутствует  внутренний импульс кельтско­го искусства, который сообщает орнаменту Книги несвойственные скандинавским памятникам пла­стичность и жизненность в сочетании с совер­шенной условностью.   Орнамент Книги – первая, отчетливо выраженная на страницах рукописей, но свойственная кельтскому искусству вообще, попытка самобытного прочтения мира природных явлений, особого истолко­вания границы между явлениями и средой.

И наконец – «ковровая страница»  листа 3. В ней естественность не вполне геометрически точ­ного рисунка и слаженная уравновешенность композиции сразу же выдают своё происхожде­ние – искусство ремесленников латенского времени, традиции ко­торого жили в Ирландии и после прихода хри­стианства [1,2]. В Евангелие из Линдисфарна рукопись открывает «ковровая страница» с изображением креста, обрамленная бордюром из фантастических птиц, сплетённых хвостами и шеями. Сам крест покрыт геометрическим орнаментом,        а окружающее его пространство заполнено чере   дующимися желтыми и красными квадратами плетёнки, скрывающими её непрерывность. Здесь художник добился впечатления лёгкости и неперегруженности композиции, лишённой, правда, изощрённости.

И все же ни одна из этих страниц не может сравниться с миниатюрой на листе 26. Он поистине завораживает сложнейшим и одновременно прозрачным орнаментом [3]. В центре композиции здесь снова крест, но несколько не­обычного для ирландских рукописей рисунка – он составлен из пяти колоколообразных частей, соединяющихся с центральным кругом. В центре каждой части расположен еще один небольшой круг с вписанным крестом (в центральном кру­ге розетка с восемью лепестками). Как внутреннее пространство креста, так и внешнее – это целый мир текущих и перепле­тающихся линий – тел, голов и хвостов удиви­тельных животных и птиц. Ни одно движение здесь не свободно, да и вся миниатюра в целом легко может быть расчленена на несколько сим­метричных частей, однако, перед нами несвобо­да вглядывающейся лишь в самое себя и поло­жившей сама себе пределы мысли [1].

Кельтское искусство не было искусством орнамента, в привычном нам смысле, оно не украшало, а претворяло материю и движение, которые были его подлинными объ­ектами. Орнамент в классическом смысле – это сводимая к математическим комбинациям форма на некотором фоне. Кельтское же искусство безудержно поглощено проникновением в сам фон, материю мира, прояснением бесчисленных, одушевляющих её сил. Фон исчезает, поглощается движением, все более сложным и изощренным, словно стремящимся распасться на отдельные светящиеся точки. Точная выверенность бесчисленных комбинаций переплетений (ирландские художники всегда строили рисунок композиции с применением инструментов) и скрывает возникающие тут и там тела птиц и животных, и делает их проницаемыми для взгляда (С. В Шкунаев, А. Я. Гуревич, А. Н. Зорич).

Тот же принцип  использован в работе  над инициалами Евангелий (Евангелий от Иоан­наКнига из ДарроуЕвангелий из Линдисфарна),  где несколько первых слов текста здесь уже приобретают самостоятельное художественное целое, выделенное на отдельном листе. Поражает сдержанное благородство, с которым выполнены буквы текста, помещённые в обозначенных красными точечны­ми линиями строках. Для заполнения брюшка букв мастер использовал изысканно-сдержанные оттенки красного, зеленого и желтого цветов, а сами буквы словно прорастают тонкими спиралями, изображениями  звериных и челове­ческих ликов [1,3].

Проходит время, рождаются новые произведения книжного искусства, и мы понимаем, что шаг, сделанный от первых опытов до совершеннейших творений, был итогом не только внутреннего раз­вития ирландской миниатюры, но и перестройки многовекового художественного пространства кельтской традиции.

Литература

  1. Шкунаев С. В. Средневековая ирландская миниатюра. – М.: Советский художник, 1983. – С. 85-106.
  1. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.: Книга, 1981. – 230 с.
  1. Ерошкин В. Ф. Изобразительные и выразительные средства графики. – Омск: ОГИС, 2008. – 208 с.

Ерошкин В. Ф. Орнаментика средневековой ирландской миниатюры // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 3 (45).- С.64-65  — https://research-journal.org/art/ornamentika-srednevekovoj-irlandskoj-miniatyury/