Античное стекло, коротко-коротко
7 лет ago Enottt Комментарии к записи Античное стекло, коротко-коротко отключены
Греция
![](https://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2017/12/Двойной-арибалл-состоящий-из-соединенных-голов-негра-и-женщины.-V-в.-до-н.-э.-221x300.jpg)
Об искусстве художественного стекла в античной Греции известно очень мало. Мы знаем, что мастерские по производству стекла существовали в Греции в эллинистическую эпоху, в III в. до н. э., но мы не располагаем никакими точными сведениями о времени, когда греки начали его изготовлять. Ряд образцов датируется временем между VI и III вв. до н. э.: например, флаконы для мазей. Несомненно, что продукция была весьма обильной, поскольку она обеспечивала нужды крупных космополитических городов того времени: Александрии, Антиохии, Пергама, Афин. Главным центром производства стеклянных изделий
![](https://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2017/12/Краснофигурная-пелика-с-изображением-сцены-жертвенного-возлияния.-Первая-половина-VI-в.-до-н.-э.-216x300.jpg)
была Александрия, в ее
мастерских работали, по всей вероятности, местные ремесленники; полихромный декор из «перьев» или «сеток« имитировал древнеегипетские вазы, зато форма была чисто греческой и повторяла линии гончарных изделий. Часто встречаются алабастр, арибалл, амфора, ойнохоя. Сосуды и фрагменты стеклянной мозаики заката греческого мира, то есть середины II в. до н. э., своими яркими красками предвосхищают так называемый «полихромный стиль» римской эпохи. Узор
![](https://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2017/12/Блюдо-беотийского-стиля-с-дельфинами.-Конец-V-в.-до-н.-э.-150x150.jpg)
создается по горячему стеклу вкраплением кусочков разноцветных полосок стекла в горячую стеклянную массу.
Многочисленные сосуды из стекла, служившие для перевозки благовоний, были найдены в районах весьма отдаленных от места их производства: в Корнето, в Этрурии (Лондон, Британский музей), в Керчи, на юге России (Оксфорд, музей Эшмолеан).
В эпоху эллинизма художественное стекло производилось также и на Ближнем Востоке. Обычно центром стеклоделия считается только Сирия, однако наряду с Антиохией имелись и другие районы, изготовлявшие стекло, например Сидон.
Рим
![](https://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2017/12/Портлендская-ваза-—-амфора-из-двухслойного-синего-и-белого-стекла-типа-камеи-с-изображением-Пелея-и-Фетиды.-Конец-I-в.-204x300.jpg)
В античном Риме производство художественного стекла достигло наивысшего расцвета. Римляне необычайно развили и распространили это искусство. Им принадлежит честь изобретения техники дутья, совершившей в этом искусстве полный переворот. Стеклодувная трубка появилась впервые в I в. до н. э., по-видимому, у сирийцев. Новая техника нашла применение не только в Италии, но и в Испании, Галлии и Германии. Рим и Александрия были центрами производства предметов роскоши из стекла, поскольку в этих богатых городах ремесленники могли без труда сбывать свой товар. С изобретением дутья стеклянные изделия вошли в повседневный обиход. Стекло приобрело прозрачность и лишь иногда имело синеватый или зеленоватый оттенок. Изделия вдувались в форму, что давало безупречно правильный рельефный декор. До нас дошло немало небольших чаш такого типа с подписью сидон- ского мастера Энниона, жившего в I в. н. э. (одна из них находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк). Формы этих изделий весьма разнообразны.
Применение форм позволяло изготовлять самые различные виды сосудов: в форме человеческой головы, обезьяны, виноградной грозди, птицы, рыбы. Часто они декорировались жгу
том из скрученных стеклянных нитей, иногда окрашенных. В такой манере и с виртуозной искусностью исполнены многочисленные флаконы для благовоний сирийского производства I — III вв.
Любовь к яркой красочности, присущая Древнему Египту, не исчезла бесследно. Между III и I вв. до н. э. в Египте началось производство мозаичного стекла, а затем, примерно в I в. до н. э., возник так называемый «по- лихромный стиль». Произведения этого стиля пользовались большим спросом и распространились по всей Римской империи. Техника его состояла в инкрустации простым узором еще горячего изделия кусочками стекла разного цвета, например желтый цветок с красным сердечком. Таким методом изготовлялись бусы, браслеты, кубки и подносы. Иногда полихромность достигалась сочетанием разных материалов; примером может служить стаканчик синего стекла, вдутый внутрь серебряного ажурного сосуда (I в. н. э.; Лондон, Британский музей).
![](https://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2017/12/Сосуд-диатрета-из-Нидереммеля-на-Мозеле.-Стекло.-Начало-IV-в.-240x300.jpg)
Была известна также техника гравирования по стеклу, роспись, двухслойное стекло, имитирующее камею, самый знаменитый образец которого— прославленная Портлендская синяя ваза с белыми фигурами (Лондон, Британский музе). Существовала и другая тонкая техника — золоченое стекло. Золотой листик приклеивался на поверхность стеклянного сосуда, затем на нем при помощи резца вырезался нужный рисунок, лишний металл снимался, и обнажался стеклянный фон, который давал контраст с позолоченными участками, особенно если стекло имело хотя бы легкую окраску; по окончании этого этапа работы сверху накладывали слой стекла, прочно фиксировавшего узор. Один из самых выдающихся образцов этого вида — прекрасный мужской портрет на синем фоне II в. до н. э. (Ареццо, Музей). Мы встретимся с подобной техникой в раннехристианском искусстве. Некоторые стеклянные изделия имитируют керамику, другие — бронзу, но большая их часть имеет форму, присущую именно этому материалу. Наиболее красивые образцы римского стекла относятся ко времени Антонинов и Северов.
Изделия, особенно дорогие из-за их хрупкости, выделывались главным образом на востоке, в частности в Александрии. Они экспортировались иногда очень далеко; так, например, стеклянная расписная ваза с изображением Ганимеда была найдена в раскопках Беграма (Париж, Музей Гиме).
Популярность восточных изделий вызвала переселение многих стеклоделов в Рим, в Галлию, на Рейн, где они могли с успехом заниматься своим ремеслом и обучать ему местных мастеров. В Галлии производились стеклянные изделия 138 различных видов — от небольших флаконов для благовоний до крупных погребальных урн.
От нормандского стеклодела Фронтина, работавшего в конце III в., остались подписные вещи, кроме того, он создал оригинальный вид сосуда в форме бочонка, напомнив тем самым, что галлы явились изобретателями бочки. Рейнский город Кёльн приобрел заслуженную известность своим стеклянным производством. Там был обнаружен редчайший образец диатреты — сосуда, который представляет собой чудо виртуозной техники: сосуд заключен в подобие ажурного футляра из сетки, прикрепленной к его поверхности тонкими стеклянными нитями. Диатрета из Кёльна, относящаяся к первой половине IV в. н. э., состоит из колеи зеленого стекла, по горлу расположена греческая надпись из соединенных друг с другом рельефных букв, в^сажающая пожелание счастья. Сетка экземпляра из Трира сохранилась почти без изъянов (илл. 402); этот последний сосуд—одна из вершин античного художественного стекла. Не уступает ему кубок с изображением легенды о Ликурге (Лондон, Британский музей); созданный в IV в., он украшен рельефными лепными фигурами, некоторые детали декора ажурные, стекло трехцветное и включает два оттенка зеленого и пурпурный цвета.