- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Античное стекло, коротко-коротко

Греция

Двойной арибалл, состоящий из соединенных голов негра и женщины. V в. до н. э.

Об искусстве художественного стекла в античной Греции известно очень мало. Мы знаем, что мастерские по производству стекла существовали в Греции в эллинистическую эпоху, в III в. до н. э., но мы не располагаем никакими точными сведениями о времени, когда греки начали его изготовлять. Ряд образцов датируется временем между VI и III вв. до н. э.: например, флаконы для мазей. Несомненно, что продукция была весьма обильной, поскольку она обеспечивала нужды крупных космополитических городов того времени: Александрии, Антиохии, Пергама, Афин. Главным центром производства стеклянных изделий

Краснофигурная пелика с изображением сцены жертвенного возлияния. Первая половина VI в. до н. э.

была Александрия, в ее

мастерских работали, по всей вероятности, местные ремесленники; полихромный декор из «перьев» или «сеток« имитировал древнеегипетские вазы, зато форма была чисто греческой и повторяла линии гончарных изделий. Часто встречаются алабастр, арибалл, амфора, ойнохоя. Сосуды и фрагменты стеклянной мозаики заката греческого мира, то есть середины II в. до н. э., своими яркими красками предвосхищают так называемый «полихромный стиль» римской эпохи. Узор

Блюдо беотийского стиля с дельфинами. Конец V в. до н. э.

создается по горячему стеклу вкраплением кусочков разноцветных полосок стекла в горячую стеклянную массу.

 

Многочисленные сосуды из стекла, служившие для перевозки благовоний, были найдены в районах весьма отдаленных от места их производства: в Корнето, в Этрурии (Лондон, Британский музей), в Керчи, на юге России (Оксфорд, музей Эшмолеан).

В эпоху эллинизма художественное стекло производилось также и на Ближнем Востоке. Обычно центром стеклоделия считается только Сирия, однако наряду с Антиохией имелись и другие районы, изготовлявшие стекло, например Сидон.

Рим

Портлендская ваза — амфора из двухслойного синего и белого стекла типа камеи с изображением Пелея и Фетиды. Конец I в.

В античном Риме производство художественного стекла достигло наивысшего расцвета. Римляне необычайно развили и распространили это искусство. Им принадлежит честь изобретения техники дутья, совершившей в этом искусстве полный переворот. Стеклодувная трубка появилась впервые в I в. до н. э., по-видимому, у сирийцев. Новая техника нашла применение не только в Италии, но и в Испании, Галлии и Германии. Рим и Александрия были центрами производства предметов роскоши из стекла, поскольку в этих богатых городах ремесленники могли без труда сбывать свой товар. С изобретением дутья стеклянные изделия вошли в повседневный обиход. Стекло приобрело прозрачность и лишь иногда имело синеватый или зеленоватый оттенок. Изделия вдувались в форму, что давало безупречно правильный рельефный декор. До нас дошло немало небольших чаш такого типа с подписью сидон- ского мастера Энниона, жившего в I в. н. э. (одна из них находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк). Формы этих изделий весьма разнообразны.

Применение форм позволяло изготовлять самые различные виды сосудов: в форме человеческой головы, обезьяны, виноградной грозди, птицы, рыбы. Часто они декорировались жгу
том из скрученных стеклянных нитей, иногда окрашенных. В такой манере и с виртуозной искусностью исполнены многочисленные флаконы для благовоний сирийского производства I — III вв.

Любовь к яркой красочности, присущая Древнему Египту, не исчезла бесследно. Между III и I вв. до н. э. в Египте началось производство мозаичного стекла, а затем, примерно в I в. до н. э., возник так называемый «по- лихромный стиль». Произведения этого стиля пользовались большим спросом и распространились по всей Римской империи. Техника его состояла в инкрустации простым узором еще горячего изделия кусочками стекла разного цвета, например желтый цветок с красным сердечком. Таким методом изготовлялись бусы, браслеты, кубки и подносы. Иногда полихромность достигалась сочетанием разных материалов; примером может служить стаканчик синего стекла, вдутый внутрь серебряного ажурного сосуда (I в. н. э.; Лондон, Британский музей).

Сосуд диатрета из Нидереммеля на Мозеле. Стекло. Начало IV в.

Была известна также техника гравирования по стеклу, роспись, двухслойное стекло, имитирующее камею, самый знаменитый образец которого— прославленная Портлендская синяя ваза с белыми фигурами (Лондон, Британский музе). Существовала и другая тонкая техника — золоченое стекло. Золотой листик приклеивался на поверхность стеклянного сосуда, затем на нем при помощи резца вырезался нужный рисунок, лишний металл снимался, и обнажался стеклянный фон, который давал контраст с позолоченными участками, особенно если стекло имело хотя бы легкую окраску; по окончании этого этапа работы сверху накладывали слой стекла, прочно фиксировавшего узор. Один из самых выдающихся образцов этого вида — прекрасный мужской портрет на синем фоне II в. до н. э. (Ареццо, Музей). Мы встретимся с подобной техникой в раннехристианском искусстве. Некоторые стеклянные изделия имитируют керамику, другие — бронзу, но большая их часть имеет форму, присущую именно этому материалу. Наиболее красивые образцы римского стекла относятся ко времени Антонинов и Северов.

Изделия, особенно дорогие из-за их хрупкости, выделывались главным образом на востоке, в частности в Александрии. Они экспортировались иногда очень далеко; так, например, стеклянная расписная ваза с изображением Ганимеда была найдена в раскопках Беграма (Париж, Музей Гиме).

Популярность восточных изделий вызвала переселение многих стеклоделов в Рим, в Галлию, на Рейн, где они могли с успехом заниматься своим ремеслом и обучать ему местных мастеров. В Галлии производились стеклянные изделия 138 различных видов — от небольших флаконов для благовоний до крупных погребальных урн.

От нормандского стеклодела Фронтина, работавшего в конце III в., остались подписные вещи, кроме того, он создал оригинальный вид сосуда в форме бочонка, напомнив тем самым, что галлы явились изобретателями бочки. Рейнский город Кёльн приобрел заслуженную известность своим стеклянным производством. Там был обнаружен редчайший образец диатреты — сосуда, который представляет собой чудо виртуозной техники: сосуд заключен в подобие ажурного футляра из сетки, прикрепленной к его поверхности тонкими стеклянными нитями. Диатрета из Кёльна, относящаяся к первой половине IV в. н. э., состоит из колеи зеленого стекла, по горлу расположена греческая надпись из соединенных друг с другом рельефных букв, в^сажающая пожелание счастья. Сетка экземпляра из Трира сохранилась почти без изъянов (илл. 402); этот последний сосуд—одна из вершин античного художественного стекла. Не уступает ему кубок с изображением легенды о Ликурге (Лондон, Британский музей); созданный в IV в., он украшен рельефными лепными фигурами, некоторые детали декора ажурные, стекло трехцветное и включает два оттенка зеленого и пурпурный цвета.