Будущее из прошлого: выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в ЦВЗ «Манеж»

9 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Будущее из прошлого: выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в ЦВЗ «Манеж» отключены

Когда:

14.02.2020 – 29.03.2020

Где:

Центральный выставочный зал «Манеж».

Исаакиевская пл. 1

Что это?

Выставка посвящена кинетизму, его развитию в России в 60-х-70-х годах, его связи с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.

Григорьев А. Рельеф №4

Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие.

В основе кинетического искусства лежит идея изменения как художественной формы объекта, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для произведений кинетизма, который являлся не просто направлением в истории искусства, но своеобразной лабораторией, в которой художники генерировали альтернативные версии реальности и того будущего, в котором мы сегодня оказались.

При помощи электроники, кибернетики, световых экспериментов, искусство искало новые способы художественного выражения, воплощающиеся в светокинетике, технологическом искусстве, искусстве окружающей среды. Кинетическое искусство было предтечей голографии, компьютерного искусства.

Как это выглядит: свистит, стучит, жужжит, трясется, дрыгается и шевелится. Падает и ползёт. Меняется, в общем.

Кто все эти люди?

На выставке представлены работы более 70 художников и арт-групп, в том числе Александра Родченко, Казимира Малевича, Владимира Татлина, Эль Лисицкого, Вячеслава Колейчука, группы «Движение», Анатолия Волгина, Булата Галеева и казанского НИИ «Прометей», Наума Габо, Августа Ланина, Александра Григорьева, Германа Виноградова, Платона Инфантэ, Романа Сакина и Павла Сельдемирова.

Группа «Движение» (1962–1976)

Группа заявила о себе на выставке «Орнаменталисты» в марте 1963-го в Клубе творческой молодежи при Центральном доме работников искусства. Анатолий Кривчиков, Франциско Инфантэ-Арана, Лев Нусберг, Виктор Степанов, Вячеслав Щербаков и Серафим Павловский представили чертежи, гуаши и полотна с геометрическими ритмичными конфигурациями и орнаментальными узорами. В каждой работе был заметен интерес к симметрии, которая, по мнению Нусберга, отражала идею гармонического отношения человека с бесконечностью. Под влиянием новых художественных практик работы группы «Движение» начинают превращаться в трехмерные сферические кинетические формы из металла, дерева и нейлоновых нитей.

Члены группы ставили задачи, связанные с наследием футуризма и конструктивизма, – создание ранее не существовавших эстетического форм, структур и ситуаций.

Вячеслав Колейчук

Советский и российский художник, представитель кинетического направления в современном искусстве, один из идеологов группы «Движение».  Много занимался коллажем, разрезая на ленты и склеивая вновь (в сюрреально-смешанном виде) журнальные и рекламные фото. Разработал в 1993 году принцип «стереографики», процарапывая иллюзорно-объемные орнаменты на поверхности металла (тоже есть на выставке).

Вячеслав Колейчук и его однокурсник Юрий Смоляров одними из первых в СССР начали создавать вантово-стержневые или самонапряженные конструкции, в которых «игра сил» используется с оптимальным КПД. Оттого они исключительно прочны и надежны, несмотря на то, что внешне выглядят хрупкими.

Август Ланин

Художник, архитектор, дизайнер, график и скульптор.

В 1956—1963 годах участвовал во многих художественных выставках в СССР и за рубежом, приобрел известность как график, автор линогравюр и монотипий. В середине 1960-х годов художник создает ряд

Ланин

«авангардистских» произведений, в том числе коллажей из дерева, металла, радиодеталей, производственных отходов и т. д., предвосхищавших художественные практики ленинградского андеграунда.

Ланин был знаком с творчеством Л. Нусберга, Ф. Инфантэ, В. Колейчука, Б. Галеева, но его метод синтеза искусств, изложенный в диссертации «Архитектура зрелищных сооружений и синтез искусств на электронной основе», отличался от специфики творчества современников. Ланин путем многолетнего опыта вывел закономерность корреляции звука и светоцветовой гаммы с геометрическими характеристиками архитектурной формы.

В 1972 году Ланин получил уникальный заказ от московского Научно-исследовательского института медико-биологических проблем (НИИМБП) на создание проекта искусственной среды с активным эмоциональным воздействием, призванный решить проблему сенсорной депривации в условиях длительного пребывания в космосе.

Франциско Инфанте-Арана

Франциско Инфанте-Арана

Российский художник, фотограф, теоретик искусства. В 1970 г. организовал группу художников и инженеров «Арго» с целью создания искусственных систем, аналогичных естественным явлениям. С 1975 г. он сосредоточивается на создании «артефактов», где основная идея — совмещать природное и искусственное через инсталляции на открытом воздухе и затем представлять их публике ограниченным выпуском фотографий.

Где взяли

Экспонаты предоставили:

  • Государственная Третьяковская галерея
  • Государственный Русский музей
  • Галерея «Триумф»
  • Брянский областной художественный музейно-выставочный центр ГМИИ имени А. С. Пушкина
  • ГБУК «Тверская областная картинная галерея»
  • Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
  • Государственный музей В. В. Маяковского
  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева
  • Кировский областной «Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых»
  • Московский музей современного искусства
  • Музей МАРХИ
  • Музей современного искусства «Гараж»
  • Новый музей Аслана Чехоева
  • Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
  • Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
  • ФГБУК «Российская государственная библиотека искусств»
  • Лабас-фонд МАММ
  • МОФ «Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Черникова»
  • Фонд поддержки аудиваизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева

А также экспонаты из частных коллекций.

Что есть

Проект состоит из четырёх тематических разделов: «Лаборатория зрения», «Лаборатория искусствометрии», «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии».

Лаборатория зрения

Матюшин

В разделе можно проследить как менялась оптика взгляда и художественные концепции изображения мира. Построенная на основе числовых значений, геометрическая форма часто рождает эффект объема и выхода в реальное пространство. Конфигурации форм, цветовых пятен, их ритмика создают эффекты пульсации, свечения, удаления и приближения планов.

Лаборатория искусствометрии

Экспонаты, созданные исходя из положения, что произведение искусства не только обладает упорядоченной структурой, но и что эта структура может быть объективно выявлена, представлена и смоделирована с использованием математического аппарата, приемов теории информации и т. д. Место, где гармонию наконец проверили алгеброй.

Лаборатория среды

Музей развития человеческой цивилизации

Архитектура, дизайн, сценография — различные проекты по переустройству окружающей среды. Новая визуальная реальность синтеза науки и искусства, возникшая в СССР в 60-х годах, преображала площади и панорамы городов, удивляла парящими  кинетическими конструкциями и рождала ощущение, что идеи, казавшиеся когда-то утопиями, близки к реализации. И действительно, многое из того, что было спроектировано художниками тогда, но оставлено в виде проектов, рисунков, описаний, сейчас, благодаря новым технологиям, становится частью нашего мира.

Лаборатория синестезии

Светомузыка, пространственная музыка, абстрактное кино, световая архитектура — искусство, созданное на границе различных видов и жанров, в котором воплотилась мечта о «синтезе искусств». Первым технологом синестетического искусства был физик и изобретатель Лев Термен, работавший над техническими возможностями сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния.

Что есть

На экспозиции представлено около 400 экспонатов, включая мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видео-проекции, звуковые и световые инсталляции и интерактивные объекты.

Слушать, щупать и махать руками

IfRA&D

Лазеры, лазеры

Стеклянная комната из 84 лазерных лучей. Начинаешь двигаться, задеваешь лучи, движение создает звук.

Иллюмовокс

Устройство, работающее по принципу терменвокса,  позволяет изменять окраску светового луча в

Иллюмовокс

зависимости от извлекаемого звука. Управление звуком происходит при свободном перемещении рук исполнителя в поле вблизи двух металлических антенн.

Инсталляция Nothing is 

Три детектора и 24 лампочки, в каждой из которых — свой звук, который активируется, если направить на лампу детектор. Можно поиграться, направляя 2 детектора на разные лампочки. 2 — потому что руки у нас всего две. Но можно кого-нибудь позвать 👯‍♀ с собой.

Объект-оркестр

Надежды маленький оркестрик

Несколько объектов из металла, стоящие и висящие. По ним можно стучать палочками (в комплекте) и извлекать звуки. Да, можно!!!

Управляемая скульптура «Лес»

Состоит из катушек с леской, которыми управляются 25 подвижных частей в вид красных реек. Согласно прилагаемой партитуре, из реек можно создать определенную фигуру, но делать это могут только сотрудники ЦВЗ — конструкция хрупкая, требует любви и бережного отношения. 😊

И не забудьте узнать будущее у футуристической машины на первом этаже!

А подробнее?

В рамках дополнительной программы на выставке проводятся лекции, посвященные различным аспектам кинетического искусства. Лекции читают искусствоведы, кураторы, и родственники авторов работ, представленных в Манеже. Вход на все лекции бесплатный, но необходима регистрация. Список лекций доступен тут.

Если существует вероятность, что «посмотрел, но ничего не понял», можно записаться на тур по выставке, который тоже бесплатный, но на него необходима предварительная запись. Вход — по билету на выставку, туры проходят в будние дни — в 18:00, в выходные — в 12:00 и 18:00.


Ссылки:

  1. https://vk.com/laboratoria_buduschego — страница выставки ВКонтакте
  2. http://manege.spb.ru/events/vystavochnyj-proekt-laboratoriya-budushhego-kineticheskoe-iskusstvo-v-rossii/ — страница на сайте ЦВЗ «Манеж»