Об арт-пространствах

47.85K просмотров
0
0 комментариев

Добрый день! Изучаю тему арт-пространств. Возникли несколько вопросов:

Судя по различным источникам, нет однозначно установленного определения понятия «арт-пространство» и смысла, в который в него вкладывается. Говоря в целом, мною были выявлены и поняты следующие смыслы:

  1. арт-пространство может включать в себя любую площадку для творческой самореализации личности (не обязательно профессионала в искусстве). Примеры: мастер-классы, выставки, игры и т.д., а также магазины, фудкорты и проч.
  2. арт-пространство, где главным образом выступает именно искусство (как правило, художественные выставки (картины или арт-объекты)).
  3. любая территория для проведения тематических мероприятий и посиделок.

Подскажите, пожалуйста, что же в итоге считать арт-пространством? Насколько оно должно быть связано с понятием «арт» («искусство»)? И насколько оно должно быть профессионально организованным, что именоваться «арт-пространством»?

Также есть вопрос насчет арт-объекта. Во многим источниках в качестве а.-о. приведен какой-либо необычный предмет. Но можно ли под а.-о. считать вообще любое произведение искусства? Например, пр-ние традиционной масляной живописи, без каких-либо «необычностей»? Или театральную постановку? Уличного артиста?

И арт-объект – это понятие искусства или дизайна (арт-дизайн, средовой дизайн, дизайн города)?

Заранее спасибо за ответ.

Enottt изменил статус на опубликованный 22.03.2023
Добавить комментарий
0

Итого. Что говорят по всему этому поводу умные люди:

1. Арт-пространство.

Понятие «арт-пространство» или «художественное пространство» было введено в оборот на рубеже XIX-XX веков и к 20-м годам XXI века претерпело сильные изменения (4).

Исследование арт-пространства нашло отражение в трудах Д. Н. Суховской, которая понимала под ним «бывшие промышленные пространства с их огромными площадями и высокими потолками, использующиеся не только для жилья, но и для организации многофункциональных культурных центров с выставочными залами, кафе, ресторанами, офисами, концертными площадками». Однако такое утверждение не совсем корректно. Само понятие арт-пространства нельзя сводить только к бывшим индустриальным помещениям, которые получили вторую жизнь. Смысл этого понятия охватывает любую общедоступную территорию, предназначенную для творчества, самовыражения и для взаимодействия людей между собой. Причем такого рода пространства могут реализовывать не только творческую функцию человека, но и образовательную, воспитательную и, что немаловажно, экономическую функцию самого города (1).

Арт-пространство — доступная городская среда, в которой в рамках коммуникации человек выступает не как служащий или посетитель, но как творец. Цель креативных арт-пространств — самореализация, саморазвитие личности в интересном для нее направлении. Д. Н. Суховская приводит высказывание Тоби Хаям, основателя Creative Space Management: «В креативном пространстве должны быть все необходимые для комфортной работы условия, такие как кафе и удобные стулья, это понятно, но самое важное — культура, вернее, дух сотрудничества, его тоже можно спроектировать. По мнению автора, поддержание и развитие творческой активности возможно при условии проектирования „духа сотрудничества», который в полной мере позволят создать современные многоструктурные креативные городские пространства, такие как: лофты, зоны коворкинга и арт-территории, арт-кварталы, дизайнерские ритейл-стрит, центры современного искусства».(2) Так считает А. Ю. Демшина, которая цитирует Д. Н. Суховскую (3).

2. Связь арта и пространства.

Насколько оно должно быть связано с понятием «арт» («искусство»). Настолько, насколько это решили организаторы арт-пространства и исходя из целей создания арт-пространства.  Смотреть у Демшиной.

3. Арт-объект. Можно ли под а.-о. считать вообще любое произведение искусства?

Термин «арт-объект» не определен в отечественной научной литературе, но широко распространен в публицистической. Сегодня термин заменяет такие понятия, как «произведение современного искусства», «современная скульптура» и др., и в то же время под определение попадают творения, не имеющие культурной, духовной и эстетической ценности.

Исследование показало, что под арт-объектом полагают пространственную художественную композицию на различные темы (человек, одежда, мебель, искусство и др.), вызывающую яркий эмоциональный отклик у зрителя. Арт-объекты наделены неоднозначной текучестью, неуловимым игровым характером (и увлекающим, и отталкивающим), они завораживают и будоражат воображение. Специфика художественной природы арт-объекта в активной и тонкой эмоциональной изобразительной составляющей, вызывающей к диалогу зрителя. Выставочность и эпатажность — характерные черты арт-объекта (5). Но также, арт-объектом можно назвать произведение искусства, вещь (объект), которая представляет собой художественную и материальную ценность. Арт-объекты, в отличие от других художественных форм, не подчиняются никаким точным правилам. Спонтанность, импульсивность, свобода являются их основой (6).

4. Область знаний арт-объекта. Арт-объект – это понятие искусства или дизайна.

Основополагающим моментом выработки критериев художественности и иной
значимости артефакта и арт-объекта является понимание искусствоведения как фундаментальной науки со всеми её обязательными признаками — накопленной фактической базой, сложившимся понятийным аппаратом, методологией и методикой исследования, нацеленного на достижение результата, и, в конечном счёте — развитой
теорией. То есть принадлежность арт-объекта зависит от контекста — от того места, где расположен объект. Но здесь же нужно помнить, что дизайн — это тоже искусство.

Во всех случаях традиционно рекомендуется смотреть источники, на которые ссылаются авторы статей.


  1. Самойлова, Е. О. Арт-пространство умного города: перспективы развития / Е. О. Самойлова, Ю. М. Шаев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 12-4(86). – С. 150-153. – https://cyberleninka.ru/article/n/art-prostranstvo-umnogo-goroda-perspektivy-razvitiya/viewer
  2. Демшина Анна Юрьевна Диалогическое построение арт-пространства как форма развития современной культуры // Вестник СПбГИК. 2017. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskoe-postroenie-art-prostranstva-kak-forma-razvitiya-sovremennoy-kultury (дата обращения: 22.03.2023).
  3. Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д. Н. Суховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 650-652. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/ (дата обращения: 22.03.2023).
  4. Левинская, С. И. Арт-пространство и человек: современный опыт восприятия / С. И. Левинская // Междисциплинарные практики в современном социально-гуманитарном знании : Материалы XXXVI Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 17 сентября 2021 года. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство ВВМ», 2021. – С. 251-256. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46659645
  5. Ануфриева А. В. Арт-объект. Актуальные стратегии // Вестник ИрГТУ. 2012. №10 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-obekt-aktualnye-strategii (дата обращения: 22.03.2023).
  6. Сес, Н. А. Арт-объект как специфичная художественная форма / Н. А. Сес, А. Н. Щирова // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 23-24. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17870163
Enottt изменил статус на опубликованный 22.03.2023
Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Если вы не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт. С неизменной заботой, администрация сайта
Hello. Add your message here.