Постмодернизм

1.94K просмотров
0
0 комментариев

Объясните, пожалуйста, в чем состоит главная суть постмодернизма в философии и литературе? В чем специфика постмодернизма по сравнению с иными направлениями? Как в одном предложении отразить смысл, который он передает? Спасибо.

Enottt изменил статус на опубликованный 21.03.2023
Добавить комментарий
0

Так. Суть постмодернизма в философии и литературе.

Постмодернизм — общее название направлений в искусстве и литературе, пришедших на смену модернизму в 60-80 годах XX в(3).

Постмодернизм (согласно философскому словарю) — явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления. Хотя наличие многочисленных любопытных концепций постмодернизма свидетельствует о действительности ситуации, однако постмодернизм не имеет парадигматического определения. Постмодернизм вовсе не является логическим понятием, определяющим реально существующий объект. Поэтому неправомерна логическая или хронологическая локализация постмодернизма, хотя такая возможность не исключается. Сам термин указывает на то, что явление во многих своих формах и аспектах продолжает и завершает традиции модернизма. И тогда основные парадигмы постмодернизма будут строиться на основании того, что понимается под модернизмом и с какого времени последний берет свой отсчет.

Введенный первоначально в 30-е гг. для обозначения течений в искусстве, пришедших на смену модернизму 10-20-х гг., термин «постмодернизм» был воскрешен в 60-е гг. американским литературоведом И. Хассаном для описания некоторых новых веяний в американской литературе (ощутимых, например, в прозе У. Берроуза, Дж. Барта, Т. Пинчона и др., художественной критике Н. О. Брауна, С. Зонтаг, Дж. Кейджа и др.), причем Хассан стремился показать, что постмодернизм всего лишь продолжение модернизма (в первую очередь, сюрреализма), всего лишь новая обработка центральной темы модернизма темы молчания. Эта концепция была оспорена другими американскими литературоведами, увидевшими в американской литературе 60-х гг. решительный разрыв с модернизмом. Как Хассан, возводивший модернизм к творчеству А. Д. Ф. де Сада, так и противники Хассана рассматривали модернизм как торжество тех течений в искусстве, которые до начала нашего века оставались маргинальными, что и способствовало распространению литературоведческого спора в смежные области. Классифицируя позиции завязавшегося в 70-е гг. философского спора о П., Ф. Джеймисон исходил уже из того, что это слово обозначает эпоху истории западной цивилизации, идущую на смену т. н. «новому времени». По мнению Джеймисона, впервые эта эпоха была описана М. Хоркхаймером и Т. Адорно в знаменитой книге «Диалектика Просвещения» (1944) в контексте оппозиции рационального и мифического. Поскольку промышленность классического капитализма представляла собой кульминацию рационализации производства, концепции постмодернизма в некоторых ее вариантах сближаются с концепциями постиндустриального общества. С другой стороны, восстановление в своих правах мифического начала западной культуры привлекло к концепции постмодернизма пристальное внимание «радикальных теологов». Однако любая концепция постмодернизма не сводима к социально-экономическим или теологическим толкованиям. Согласно Лиотару, в среде множества «языковых игр» попытка легитимации собственного статуса ведет к возникновению «метадискурсов». Последние принимают форму «больших нарраций»(1). Продолжение аналога статьи из словаря можно посмотреть тут.

Постмодернизм (в литературе) — философско-эстетический способ освоения мира, свойственный определенному течению в литературе, возникшему в период Первой мировой войны и утвердившемуся на протяжении XX века. Основным признаком постмодернизма является освоение культуры как несомненной жизненной реальности, осознание мира как огромного текста, писателя — как как творца этого текста-мира, а главного героя — как идеального читателя этого текста. Эстетика постмодернизма активизирует метод свободных ассоциаций и ориентирована на безличный текст, фрагментарность, полистилистику. Философия постмодернизма базируется на трех постулатах: 1) утрата веры в высший смысл и надличностную цель человеческого существования, человеческой истории; 2) действительность иррациональна и непознаваема, а потому ее бытие и смысл имеют ту же реальность и ценность, что и миражи, фантазии, создаваемые воображением; 3) не может быть абсолютной истины и вообще какой-либо иерархии.  Главная проблема постмодернизма — как правильнее понять, объяснить и выразить этот мир? в каком мире я нуждаюсь? Формы постмодернизма в литературе — коллаж, пародия, метароман, историческое повествование, мобильные малые жанры.(4)

Специфика постмодернизма по сравнению с иными направлениями.

Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии (итальянский трансавангард и гиперманьеризм, французская свободная фигуративность, немецкий новый экспрессионизм, американская «плохая живопись»), к примеру. (5). А вообще — читайте Маньковскую, у нее все написано.

Как в одном предложении отразить смысл, который передает постмодернизм?

По-разному. Например:

Характерной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, использовавшихся в разные периоды в субкультурах различных частей света(2).

Эстетическая специфика постмодернизма в различных видах и жанрах искусства связана прежде всего с неклассической трактовкой классических традиций далекого и близкого прошлого, их свободным сочетанием с ультрасовременной художественной чувствительностью и техникой.(5)

Можно еще посмотреть в словарях. https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=постмодернизм

  1. Современный философский словарь / С. А. Азаренко [и др.] ; под общей редакцией В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова ; составление, редакция и предисловие Т. Х. Керимова. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Москва ; Екатеринбург : Академическая проект : Деловая книга, 2015. — 822, [1] с.
  2. Толковый словарь русского языка : школьное издание: в двух томах : около 45000 лексических единиц : П-Я / Кузнецов С. А., Богданов С. И. ; автор-составитель С. А. Кузнецов; ответственный редактор С. И. Богданов. — Москва : Русское слово, 2020. — 1444, [1] с.
  3. Большой академический словарь русского языка : Порок — Пресс / Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед., [Федер. целевая прогр. «Культура России» (подпрогр. «Поддержка полиграфии и книгоизд. России») ; гл. ред. А. С. Герд]. — М. ; СПб. : Наука, 2011. — 706, [1] с.
  4. Шилин, В. В. Словарь литературоведческих терминов / Шилин В. В. — Москва : Канон-плюс, 2019. — 678 с.
  5. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. – Санкт-Петербург : Издательство Алетейя, 2000. – 347 с. — http://jezmmm.ru/wp-content/uploads/2020/09/mankovskaya_estetika_postmodernizma_2000.pdf
  6. Борисов Б. П. Постмодернизм. – Directmedia, 2015. — https://www.ksma.ru/cms/files/borisov%20postmodernizm%20(monografiya).pdf
Enottt изменил статус на опубликованный 21.03.2023
Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Если вы не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт. С неизменной заботой, администрация сайта
Hello. Add your message here.