Ангерран Картон (Шаронтон)
7 лет ago Enottt Комментарии к записи Ангерран Картон (Шаронтон) отключены
Ангерран Картон или Ангерран Шаронтон (фр. Enguerrand Quarton или Enguerrand Charonton; ок. 1415, Лан, Франция — ок. 1466, Авиньон) — французский художник авиньонской школы.
Об Ангерране Картоне известно, что родился он в городе Лане, на севере Франции; не исключено, что его творческий путь начинался в парижской среде. Достоверно известно, что долгие годы жизни он провел в Провансе, работал в Эксе, в Арле и в Авиньоне. Здесь он и умер в 1462 году.
Краткая биография

Однако творчество Картона не является простым следованием принципам североевропейской живописи, в нём чувствуется сильное влияние итальянских мастеров. Манере художника свойственна определённая резкость с подчёркнутыми контрастами светотени и стремлением к упрощённости форм. Эта манера перекликается с произведениями Доменико Венециано, Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо, но, вероятно, не связана с ней непосредственно, так как, судя по тому, что Картон никогда не изображал в своих произведениях итальянских построек, принято считать, что он никогда не был в Италии. Тем не менее, итальянское искусство, процветавшее в Провансе ещё со времён Симоне Мартини и Маттео Джованнетти, произвело на него сильное впечатление. Ряд сюжетов Картон заимствовал именно из него. Некоторые аналогии с изобразительным искусством Тосканы в творчестве художника можно объяснить его знакомством с картинами из коллекций флорентийских купцов, проживавших в Провансе. Кроме того, в Провансе Картон работал рядом с другим художником, который подобно ему приехал с севера, сформировался под влиянием искусства ван Эйка, и по всей видимости был родоначальником провансальской манеры «упрощённости форм» середины XV века — Мастером «Благовещения» из Экса (Бартелеми д’Эйк). Картина «Благовещение» этого мастера, сыгравшая важную роль в формировании авиньонской школы, была создана между 1443 и 1445 годами, то есть в то же время, когда Картон жил в Эксе. Из архивных источников известно, что уже в 1444 году он жил в Эксе, где написал алтарную картину для церкви в Тарасконе — св. Марту со святыми Лазарем и Магдалиной; в 1446 году находился в Арле, а с 1447 года в Авиньоне, где жил в доме на площади св. Петра вплоть до 1466 года, когда его имя упоминается в последний раз. Авиньон в то время перестал быть местом пребывания папской курии, однако оставался крупным культурным и торговым центром. Дата смерти художника неизвестна. В архивах сохранились данные о семи его контрактах с разными заказчиками — дворянами, богатыми горожанами, духовенством. Эти заказы касались больших алтарей с балдахинами (1446—47, 1452—53, 1454, 1461, 1462—64 и 1466), а также одной хоругви для церковных процессий (1457—58). Из всех этих работ до наших дней дошли только две, однако на основании стилистического анализа художнику приписывают ещё два произведения, авторство которых документально не подтверждено.
«Богоматерь Милосердие»

«Коронование Марии»

В 1453 году настоятель Картезианской церкви города Вильнев-лез-Авиньон заключил договор с художником Ангерраном Картоном на создание алтарного образа «Коронование девы» Соглашение это заранее предусматривало все детали, вплоть до мельчайших: «…там должно быть подобие рая, и в этом раю святая троица, и не должно быть разницы между отцом и сыном, а святой дух в виде голубя и богоматерь, повернувшаяся лицом так как это мастер Ангерран сочтет наилучшим. И святая троица будет возлагать корону на голову богоматери.
Далее: одежды должны быть богатыми, одеяния Богоматери должны быть из белого Дамаска и рисунком, соответствующим суждению означенного мастера Ангеррана И окружать святую троицу должны херувимы и серафимы. ..
Далее: с другой стороны должны быть святой Иоанн Креститель с друг ими патриархами и пророками…
Далее: после небес, мир, в котором должна быть показана часть города Рима…
Далее: и по другую сторону моря будет часть Иерусалима, во-первых, гора Олив, где будет крест нашего Господа и у подножия молящийся картезианец, и на некотором расстоянии гробница господня…
…Обещание дано означенным мастером Ангерраном выполнить все эти вещи верно и в соответствии с предыдущим описанием от следующего праздника святого Михаила до будущего праздника в течение года за 120 флоринов…»
«Коронование Девы», как и другая картина Ангеррана Картона, созданная годом раньше, «Дева милосердия»,— произведение, в котором соединены черты готики и Возрождения. Здесь и золотой фон, и тяжелые, глубоко вдающиеся складки, и иерархическая несоразмерность фигур. Но здесь также и свойственная новой эпохе потребность точно передать пропорции каждой отдельной фигуры, тот или иной жест, глубину пространства.
Композиция верхней, главной части «Коронования», по- видимому, была подсказана в основных чертах скульптурными тимпанами готических соборов. Но при этом принцип чередования силуэтов, свойственный рельефам и вообще пристенной скульптуре, сменяется принципом сферического построения с Девой в центре. С символикой небесных сфер непосредственно связано введение золотого фона, символа иного потустороннего мира. Гармония, царящая в небесных сферах, передается и Земле, нижнему плану картины. И здесь,
И там она находит выражение в симметрии построения, в распределении красочных пятен. Красный и синий — цвета Девы, — будучи основой колористической гаммы, нигде пе соседствуют друг с другом (такой контраст был бы слишком резок) и разделены пятнами белого, введение которого оправдано и символически (выражение чистоты Девы) и живописно (это промежуточная зона, куда про исходит излучение соседних ярких тонов). Секрет особой торжественности картины кроется не только в праздничных широко проложенных пятнах цвета, но, пожалуй, прежде всего в ее композиционных основах, точнее в том, что небо, занимающее четыре пятых всей площади, заполненное большими и огромными фигурами, нависает над узкой полоской земли, где любое из зданий меньше, чем те фигуры, которые составляют небесный сонм. Сама эта Земля с горой св. Виктории на горизонте — первый из известных нам провансальских пейзажей.
«Мадонна с младенцем в окружении святых и донаторов»

«Пьета» из Вильнёв-лез-Авиньон

В последнее время все больше исследователей склонно считать Ангеррана Картона автором знаменитой «Пьеты» из Вильнев-лез-Авиньон (ок. 1457) (илл. 35). Во всяком случае, «Пьета» очень близка живописи Картона и стилистически, и по величию, патетике чувства. На мерцающем золотом фоне, где лишь в небольшой части слева проступает изображение зданий, символизирующих Иерусалим, рельефно вырисовывается скорбная группа: богоматерь с окоченевшим трупом сына на коленях, Мария Магдалина и св. Иоанн.
У левого края коленопреклоненный донатор — один из самых запоминающихся и реалистических портретов XV века. Написанная в тех же размерах, помещенная почти в той же плоскости, его фигура вместе с тем отделяется от основной группы. Она как бы служит звеном, соединяющим зрителя и само «Оплакивание», через нее зрителю передается непосредственная сопричастность трагедии.
Жесты и мимика сдержанны. В картине нет лиц, искаженных гримасами страдания. Персонажи «Пьеты» глубоко сосредоточены на своем горе, не дают ему прорваться наружу. Склоненные фигуры отделены от фона плавными очертаниями, передающими общую подавленность, но внутри каждого силуэта линия вдруг становится беспокойной, угловатой, воплощая внутреннюю напряженность. В торжественный траурный аккорд сливаются краски — белые, золотые, синие, красные.
Миниатюры

По мере изучения творчества Картона, в круг приписываемых ему произведений входит все больше миниатюр из различных манускриптов. Сегодня, исходя из стилистического анализа, ему приписывается иллюстрирование «Часослова» из Библиотеки Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, над которым он, по всей вероятности, работал совместно с Бартелеми д’Эйком. Около 1444 года оба художника находились в городе Экс, поэтому предполагается, что миниатюры к часослову были созданы в это время. Далее, ему приписываются две большие миниатюры в известном «Часослове маршала Бусико» (1460-е годы), а также пять миниатюр в «Молитвеннике Жана де Мартена» (1465—66, Париж, Национальная библиотека). Кроме этих работ сегодня кисти Картона приписывают миниатюры ещё в двух часословах — из галереи Хантингтона (ок. 1450 года, Сан Марино, Калифорния), и в датируемом серединой XV века Часослове из Намура (Намур, Библиотека семинарии).