Этапы и периодизация истории древнерусского искусства

4 года ago Enottt Комментарии к записи Этапы и периодизация истории древнерусского искусства отключены

1) Киевский период (988 — 1125)

Дело в том, что тогдашняя Русь имела четкие границы. Определяла историю древнерусского искусства «матерь городов русских», Киев.

Период датируется 988 – 1125 годами. После этого года (после смерти Владимира Мономаха) Киев стал терять свою силу. А набирать силу, проявлять столичные черты стали Владимир и Новгород.

Для этого периода характерно, что все церковное убранство и храмы, и убранство, создавалось по указу князей. Принятие христианства, его организационное оформление шло от князей, от властей. Мы понимаем, что христианство насаждалось сверху, насаждалось и поддерживалось князьями, и все церковные иерархи находились в княжеской резиденции. Князья поддерживали церковь финансово.

Первый храм в Киеве назывался десятинной церковью. То есть, Владимир Креститель, Ярослав Владимирович, его дети, внуки финансировали церковь. В это время исполнителями заказов, то есть теми, кто по княжескому заказу писали иконы, строили храмы, рисовали фрески, были по происхождению греки. Государство, откуда приезжали эти строители, художники, сейчас в исторической науке с XIX века называется византийским. Однако, сами себя жители этого государства, вплоть до императора, называли ромеями. Этот осколок империи, который сохранился до XV века – это уникальное явление. Ведь другие части Римской империи стали варварскими королевствами, а потом превратились в европейские страны. А этот кусочек (балканский полуостров и полуострова Малая Азия) жил по законам римского права, с жесточайшей централизацией, с процветающей культурой и экономикой, просуществовал до XV века. Именно оттуда пришло к нам христианство. Эти мастера несли ту христианскую традицию, которая сложилась на территории Турции. Техники мозаики, фрески, сложились еще в раннехристианскую эпоху. То есть, мастера, приехавшие к нам в XI веке, имели очень долгую историю и традицию (мозаистов, иконописцев, которые ее развивали и складывали).

Интерьер их храмов был похож на греческое, византийское искусство. Первые памятники создавались греческими мастерами, и по традициям были греческими. Но эти мастер выполняли местные княжеские заказы, которые были непохожи на то, что заказывали им крупные церковники, императоры. Задачи были русскими – потому эти храмы и называются образцом древнерусского искусства. То есть, с помощью русских идей киевские мастера прославляли русское киевское государство.

2) Период феодальной раздробленности (1125 — 1480)

Этот период связан с изменением культуры на Руси, и он тут же повлиял на искусство. В XII веке Русь начала делиться на отдельные государства. Этот период называется периодом феодальной раздробленности на Руси. Отсутствие единства дало новые традиции в искусстве (1125 – 1480). А вот вторая дата связан с событием военного характера, но, с другой стороны, это событие не характеризовалось военным положением, но оно положило конец феодальной раздробленности. Это бескровная победа – стояние на Угре. Оно положило конец монгольскому игу, оно подчеркнуло, возвысило Москву. Это сражение, которого не было, оно было результатом длительного процесса возвышения Москвы. Она далеко не сразу стала лидером, центром русских земель. Она стала таковой только к 1480 году. А вот он имеет внутри несколько этапов. Какие же это этапы?

  • 1125 – 1238домонгольский этап. Со смерти Мономаха до монгольского нашествия. Произошло обрушение всей экономики Руси. И результатом нашествия стало изменение роли Церкви на Руси. Именно в этот период заявляют о себе как о крупных центрах Новгород и Владимир. В Киеве это были прославление князя и Руси, а в искусстве Новгорода проявляются народные демократические идеалы и представления, вкусы. А во Владимире искусство, будучи княжеским по характеру, отразило такие ценности идеалы, которые надолго переживут домонгольскую эпоху. И в это время, и в Новгороде, и во Владимир, работают иностранные мастера. Но не только греческие, но и западноевропейские. Работают еще и русские мастера.
  • Этап зависимости от Золотой Орды. (1238-1480). XIII век – эпоха кризиса, создавалось мало произведений искусства, но те, что были – это памятники, совершенно непохожие на то, что было раньше. Это была первая житийная, первая подписная и датированная икона. Это не упадок, а постоянное развитие искусства. Следующий период XIV-XV века – время расцвета местных художественных школ: новгородской, псковской, московской. Но мастера тех лет проявляли себя не только в иконописи. Дело в том, что средневековые мастера были универсалами. Они могли писать и книжные миниатюры (а делали они это на пергаме – выделанной коже, и для этого нужна была особая техника и особые краски). Эти же самые художники писали храмовые фрески, для которых нужна и другая техника, и другие видение. Самые известные иконописцы – Феофан Грек, Дионисий и Андрей Рублев.

3) Период объединения русских земель (1480 — 1700)

Третий большой период развития русского государства: 1480-1700 гг. Нужно еще раз вспомнить об условности дат. Объединяться земли будут очень долго: будут сложные внутренние проблемы, присоединение новых земель, войны со Швецией и Польшей. Ливонская война была неудачной, а войны с Казанским и Астраханским ханствами – удачными. Но процесс объединения стал необратимым.

  • Конец XV – начало XVI вв. (1480-1600). Почему не до 1597? Потому что связывать политические события с историей искусства напрямую не приходится. Они иногда накладываются, но чаще идут разными путями. Смута повлияла на развитие культуры, но повлияла на культуру XVII века. Тут характерно отсутствие местных художественных школ. Хотя они очень повлияли на искусство столицы – Москвы. На местную традицию повлияли новгородская и псковская традиция. Но отдельных местных школ нет. Законодателем новых идей, представлений, новых веяний в культуре становится Москва.

Мы сталкиваемся с тем, что государственно-политические идеи отражаются в искусстве XVI века. И, прежде всего, это идея, которая родилась в XVI веке, а прожила, изменяясь, трансформируясь, до наших дней, 21 века, «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». Эта и иные государственные идеи отражались в искусстве Москвы XVI века. Главная особенность этих государственно-политических взглядов, главная их мысль, главный их нерв – это особая миссия Руси в мировой истории. Мы будем подробнее анализировать теорию «Москва – третий Рим», потому что в ее рамках появляются храмы и иконы, которые немыслимы в других периодах. Это идея богоизбранности Руси.

ПЕРВЫЙ РИМ – это собственно РИМ, столица большой античной империи, где проповедовали христианство апостолы, он пал под ударами варваров ВТОРЫМ РИМОМ был КОНСТАНТИНОПОЛЬ. Даже жители этой страны воспринимали себя (и справедливо) легитимными наследниками Римской империи. Он пал под ударом арабов, а ТРЕТИЙ РИМ – это МОСКВА. «Четвертому Риму не бывать!»

Эти теории вызвали новые явления в культуре Москвы XVI века, которые отражали представления о богоизбранности Руси. Это храмы-памятники – явление XVI столетия. Самый яркий из них – это церковь Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади. И одновременно в живописи распространяются сложнейшие богословские сюжеты, которых раньше не было, изложенные сложным языком, и от этого ясность образа утрачивается. Это тоже характерно для теории «Москва – третий Рим». Это самые общие особенности этого периода.

  • 1600-1700 гг. А вот XVII век – это время, которое дало необычайный, мощный расцвет городской, посадской культуры. Это время развития и расцвета городов как ремесленных и посадских центров. Мнения горожан (ремесленников, купцов) отразились в живописи. Именно XVII век дал нам представление о том, что такое город как центр. И на этом фоне выделяется Ярославль, где были созданы лучшие памятники русской культуры, по общему мнению всех исследователей. Одновременно, с другой стороны, XVII век – это время, которое готовило почву, условия для появления новой, не религиозной, а светской по характеру культуры. И здесь, в этом процессе ведущую роль сыграл царский двор, придворная культура и впервые появившаяся государственная организация художников – Оружейная палата. Именно придворная культура создавала условия для появления нерелигиозной культуры. Во главе иконописного цеха Оружейной палаты стоял (очень редкое, а может быть, и единственное явление) дворянин Симон Ушаков. Он был знаменитым художником, возглавлял оружейную палату, был любимцем Алексея Михайловича.

В качестве курьеза можно сказать, что Федоров Федоровичей Ушаковых было двое: дядя – знаменитый полководец и племянник. Обоих канонизировали. С племянником явно поспешили, он не имел больших заслуг перед страной.

Конечно, 1700 год – это очень условная дата, заканчиваем мы ею, т.к. это конец XVII и начало XVIII века. В XVIII веке появляются коллегии вместо приказов, церковь стала одним из институтов политического правления. Появился Синод, в 1700 г. после смерти патриарха Адриана изменилась система церковного правления. Короче говоря, 1700 год ознаменовался многими новыми процессами. Но после 1700 не перестали украшать храмы, делать фрески. И храмы, и фрески создавали в селах, в городах, в провинции, в столицах, в храмах создавались иконы, фрески, религиозное искусство не перестало существовать. Но почему мы не говорим о церковном искусстве? Есть одна важная особенность: церковное, религиозное, искусство было единственным и уникальным с Х по XVII века. с XVIII века оно уникальным быть перестало, оно вообще перестало быть магистральным, главенствующим, единственным он стало одним из многих. Вот потому мы и не говорим о нем начиная с XVIII века.