Программа дисциплины «Основы западноевропейского искусства Средних веков»

4 года ago Enottt Комментарии к записи Программа дисциплины «Основы западноевропейского искусства Средних веков» отключены

Темы

  1. Введение. Место искусства в средневековой культуре.
  2. Искусство эпохи Раннего Христианства.
  3. Искусство Европы V-VIII вв.
  4. Искусство империи Каролингов.
  5. Архитектура и искусство Европы X-XI вв.
  6. Романский стиль в архитектуре и искусстве.
  7. Готика в Европе.
  8. Средневековое искусство в контексте европейской культуры.

Вопросы

  1. Периодизация искусства западноевропейского средневековья.
  2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности  национальных школ.

Сан Лоренцо за стенами в  Риме, Санта Прасседе в Риме, баптистерий во Фрежюсе, баптистерий св. Иоанна в Пуатье, Темпьетто Лангобардо в Чивидале, Сан Педро де ла Наве в Испании, Сан Юлиан де лос Прадос, Санта Мария де Наранко, Сан Сальвадор де Вальдедиос.

  1. Монументальная живопись Рима 6-9 веков.

Мозаики ц. Козьмы и Дамиана, Cан Лоренцо за стенами, Cв. Агнессы, оратория Cв. Венанция при Латеранской базилике, мозаика Христа из крипты собора Cв. Петра; фрески ц. Санта Мария Антиква; мозаики капеллы Cан Дзено церкви Санта Прасседе; ц. Санта Мария ин Домника.

  1. Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.

Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.

  1. Каролингское возрождение: общая характеристика.

Архитектура: см. ниже.

Монументальная живопись: мозаики оратория в Жерминьи-де-Пре, фрески церкви св. Иоанна в Мюстере, фрески дворца в Ингельхайме.  Книжная миниатюра: см. ниже.

  1. Каролингская архитектура.

Дворцовый комплекс и его капелла в Аахене, надвратная зала в Лорше, базилика монастыря Сен-Рикье, Фульда, Сен-Галлен и Корвей, ораторий в Жерминьи-де-Пре.

  1. Каролингская книжная миниатюра.

Евангелие Годескалька, Евангелие Сен-Медард из Суассона,  Аахенское Евангелие, Венское коронационное Евангелие, Евангелие Эббо, Утрехтская Псалтирь, Евангелие Лотаря, Турские библии.

  1. Оттоновское возрождение: общая характеристика.

Архитектура: ц. Св. Кириака в Гернроде, ц. Св. Михаила в Хильдесхайме, хор собора в Эссене, капелла Св. Варфоломея при соборе в Падерборне.

Книжная миниатюра: см. ниже.

Скульптура: распятие Геро, алтарный антепендиум Аахенской капеллы, двери церкви Св. Михаила в Хильдесхайме.

  1. Оттоновская книжная миниатюра.

Кодекс Геро, Псалтирь Эгберта, Registrum Gregorii, Евангелие Оттона III, Бамбергский Апокалипсис, Евангелие аббатисы Уты, Евангелие Хитды, Золотой кодекс из Эхтернаха, Золотой кодекс собора в Шпайере.

  1. Книжная миниатюра 950-1050 годов: типология, стилистика, особенности  национальных школ.

Оттоновская миниатюра: см. выше.

Английская миниатюра: Нью-Минстерская хартия, Сакраметарий Роберта Жюмьежского, Бенедиционал Этельвуда.

Французская миниатюра: Сен-Северский Апокалипсис.

Испанская миниатюра: Библия монастыря Альбеарес, Иллюстрированные комментарии Беатуса на Апокалипсис.

  1. Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050 годов.

Церковь Сант Аббондио в Комо, собор в Трире, церкви Райхенау, церковь Сен Филибер в Турню, Сен Бенин в Дижоне, собор в Шпайере, церковь Сан Пере де Рода в Испании, нартекс церкви Сен Бенуа сюр Луар.

  1. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.

Паломнические церкви:  Сен Мартен в Туре, Сен Марсиаль в Лиможе, Сант Яго да Компостелла, Сен Сернен в Тулузе, Сен Фуа в Конке.

Прочие: Сант Амброджо в Милане, Сент Этьен в Невере, Нотр дам дю Пор в Клермон-Ферране (или другая овернская церковь), неф собора в Или, собор в Дареме.

  1. Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.

См. выше и ниже.

  1. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.

Церкви Клюни II и Клюни III. Церкви в Паре-ле-Мониаль, Отене и Везле. Скульптура Клюни, Отена и Везле. Живопись Берзе ла Вилль.

  1. Романская архитектура Франции.

Церкви Сен Филибер в Турню, Отена, овернская (любая), Нотр Дам  ла Гранд в Пуатье, Сен Фрон в Периге, Сен Савен сюр Гартамп, Ангулемский собор, аббатство Фонтевро, аббатство Понтиньи,

  1. Романская архитектура Италии.

Церкви Сант Амброджо в Милане, Пармский соборный комплекс,   Пизанский соборный комплекс, Сан Миниато аль Монте и Баптистерий во Флоренции, двор Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме, Сан Марко в Венеции, Санта Фоска в Торчелло, Св. Николая в Бари, Сан Джованни дельи Эремити и Сан Катальдо в Палермо, собор в Монреале, собор в Чефалу.

  1. Романская архитектура Германии.

Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и Св. Апостолов в Кельне. Паулинцелла.

  1. Романский скульптурный портал: иконография.

Порталы Клюни, Отена, Везле, Муассака, Сен Трофим в Арле, Сен Жиль дю Гар, Сен Фуа в Конке, Ольне, Сан Дзено в Вероне, Пармского бартистерия.

  1. Романская скульптура Франции.

См. выше, а также алтарная преграда и портал Вознесения Сен Сернен в Тулузе, капители Клюни, скульптура капителей Отена и Везле, скульптура Суйяка.

  1. Романская скульптура Италии.

Кафедра и киворий Сант Амброджо в Милане, скульптура собора в Модене, кафедра в Барге, скульптура портала Сан Дзено в Вероне, скульптура Пармского собора и баптистерия,

  1. Романская архитектура и скульптура Испании.
  2. Романская архитектура и скульптура Англии.
  3. Романская монументальная живопись.

Италия: Сант Анджело ин Формис, Сан Клементе в Риме.

Германия: Ламбах.

Франция: Сен Савен Сюр Гартамп,  Берзе ла Вилль.

Испания: Сан Клементе де Тахуль, Санта Мария де Тахуль, Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.

Англия: фреска св. Павла в соборе в Кентербери.

  1. Книжная иллюстрация второй половины 11 — 12 веков.

Германия: Библия из Поммерсфельдена, «Человек как микрокосм»  сборника из Прюфенинга, «Scivas» Хильдегарды Бингенской, «Hortus Deliciarum».

Англия: Псалтирь Сент Олбанс, Библия дворца Ламбет, Винчестерская Псалтирь, Винчестерская Библия, иллюстрированный Теренций.

Прочие: Библия Пантеона,  Библия Флорефф.

  1. Изобразительное искусство около 1200 года и проблема византийского влияния.

Германия: Клостернойбургский алтарь и рака трех волхвов Николая Верденского, леттнер Либфрауенкирхе в Хальберштадте, потолок церкви Св. Михаила в Хильдесхайме.

Фрески Сегены (Испания) и итальянские памятники этого времени (см. ниже).

Французские памятники (по собственному усмотрению).

  1. Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
  2. Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
  3. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.

Сен-Дени, церковь аббатства Сен Жермен в Париже,  Санс, Нуайон, Лан, Нотр Дам де Пари.

  1. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.

Нотр Дам, Шартр, Реймс, Амьен, Бурж, Ле Ман, Бове.

  1. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
  2. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.

Неф Сен-Дени,  Сен Шапель в Париже, трансепт Нотр Дам де Пари, собор Клермон-Феррана, Сент Урбен в Труа,  собор в Леоне, Страсбурге, Кельне, Йорке.

  1. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.

Лимбург на Лане, Магдебург, Либфрауенкирхе в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, соборы в Альтенберге, Страсбурге, Кельне.

  1. Готическая архитектура Италии.

Сан Франческо в Ассизи, Санта Мария Новелла во Флоренции, Санта Кроче во Флоренции, собор в Сиене, собор во Флоренции, Санта Мария дель Фиоре в Венеции, Сан Петронио в Болонье, Миланский собор.

  1. Ранняя и зрелая готика в  архитектуре Англии.

Хор собора в Кентербери, собор в Солсбери, собор в Линкольне,    капелла св.Троицы в  Солсбери, собор в Уэлсе, Вестминстер, Йорк. Эксетер,  зал капитула в Уэльсе.

  1. Готическая  архитектура Испании и Португалии.

Соборы в Бургосе, Толедо, Леоне, Барселоне, Севилье. Капелла коннетабля в Бургосе, собор в Саламанке, собор в Баталье, незавершенная капелла в Баталье.

  1. Позднеготическая архитектура Англии.

Капелла Богоматери в Или, октогон в Или, хор собора в Глостере, неф собора в Кентербери, неф и ретрохор собора в Винчестере, капелла королевского колледжа в Кембридже, капелла Георга VII в Вестминистере, капелла Виндзора.

  1. Позднеготическая архитектура Франции.

Собор в Се, церковь яковитов в Тулузе, церковь Сент-Уан в Руане, церковь Сен Маклу в Руане, южный фасад собора в Санлисе, южный фасад собора в Бове, крыльцо собора в Альби, епископский дворец в Руане. Сент Эсташ в Париже.

  1. Позднеготическая архитектура Германии.

Церковь Св.Марии в Любеке, Капелла Св. Анны в церкви Св.Марии в Любеке, собор Св. Вита в Праге, Церковь Швабского Гмюнда, церковь Санкт Мартин в Ландсхуте, северный неф собора в Брауншвайге, церковь в Аннаберге, церковь в Ингольштадте Владиславский зал в Праге.

  1. Готический скульптурный портал: структура и иконография.

Порталы Сен-Дени, западный порталы Шартра, западные порталы Нотр Дам, порталы трасепта Шартра, порталы Амьена, Реймса, Буржа, Бамберга, Страсбурга.

  1. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.

Сен-Дени, Шартр, Ле Ман, Сенлис, Лан, Нотр Дам.

  1. Французская готическая скульптура 13 века.

Трансептные порталы Шартра, скульптура Амьена, Реймса, Сен Шапель, Реймса, трансептных порталов Нотр Дам.

  1. Немецкая готическая скульптура 13 века.

«Золотые врата» собора во Фрайберге, леттнер Либфрауенкрхе в Хальберштадте, скульптура собора в Бамберге, Магдебурге, Майнце, Наумбурге, Майсене, Страсбурге.

  1. Итальянская готическая скульптура.

Николо Пизано: фонтан в Перудже, кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора. Арнольфо ди Камбио. Джованни Пизано: кафедра церкви Сант Андреа в Пистойе и собора в Пизе, статуи Сиенского собора. Лоренцо Маитани: скульптура собора в Орвьето. Андреа Пизано: двери флорентинского баптистерия и рельефы кампаниллы во Флоренции.

  1. Итальянская готическая живопись.

Фрески Сан Франческо в Ассизи. Дуччо: Maesta. Джотто: фрески каплеллы дель Арена в Падуе, фрески капелл Санта Кроче во Флоренции. Симоне Мартини: Маэста, капелла св.Мартина в нижней церкви сан Франческо в Ассизи, Благовещение из Уфицци, Таддео Гадди. Барна. Андеа Бонайути. Альтикьеро.

  1. Позднеготическая скульптура Франции.

Алтарная преграда Нотр Дам, порталы трансепта собора в Руане статуя Адама из музея Клюни в Париже,   надгробие Филиппа Смелого, колодец Моисея и портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера, надгробие Филиппа По, алтарная преграда Альби, скульптурный анамбль в Бру.

  1. Позднеготическая скульптура Германии.

Петер Парлер, Михель и Грегор Эрхарты. Ханс Мульчер. Фейт Штосс. Тильман Рименшнайдер.

  1. Английская готическая скульптура.

Статуи из аббатства св. Марии в Йорке, скульптуры фасада собора в Уэльсе, гробница сэра Роберта Кертоуза в соборе Глостера, «Королева Маргарита» собора в Линкольне, гробница короля Эдуарда II, гробница «Черного рыцаря».

  1. Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.ниже.
  2. Готический витраж 12-14 века.

12-13 век: Сугериевские витражи Сен-Дени, Бурж, Шартр, Сен-Шапель, Собор и церковь Сент Урбен в Труа, Наумбург, Страсбург, Иорк.

14 век: Сент Уан в Руане, Эвре, Св. Стефана в Вене, ратуша в Люнебурге.

  1. Готическая книжная миниатюра 13 века.

Франция: Псалтирь Ингебург, Библия королевы Кристины, Морализирующие Библии, Библия кардинала Мацейовского, Псалтирь Св. Людовика, Мастер Оноре: La Somme de Roi и Бревиарий Филиппа Красивого. Англия: Псалтирь Windmill. Испания: Альфонс Мудрый: Cantigas de la Virgen. Италия: Трактат Фридриха II о соколиной охоте, Падуанская Псалтирь.

  1. Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.

Мозаики Монреаля, Палатинской каплеллы в Палермо, мозаики Сан Марко в Венеции, крест Джунта Пизано, фрески Пармского баптистерия; Коппо ди Марковальдо. Чимабуэ. Каваллини: мозаики Санта Мария ин Трастевере, фрески Санта Чечилия ин Трастевере.

  1. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.

Псалтирь Робера де Лилль, псалтирь Латрелла, Бревиарий Бельвилль Жана Пюселля, иллюстрации к Гийому де Машо, миниатюры  Великой хроники Франции короля Карла V, миниатюры «Прекраснейшего» часослова герцога Беррийского, часослова Роганов, «Роскошнейшего» часослова герцога Беррийского.

  1. Античность и искусство западноевропейского средневековья. Средневековые «ренессансы».
  2. Византия и искусство западноевропейского средневековья.
  3. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.

Кастель дель Монте в Неаполе, Авиньонский дворец пап, палаццо Веккио во Флоренции, палаццо Публико в Сиене, дворец Дожей в Венеции, замок Альбрехтсбург в Майсене, рынок в Ульме, ратуши в Брюсселе, Лувене, епископский дворец в Руане.

  1.  Декоративно-прикладное искусство зрелого и позднего средневековья. Типологии, техники, стиль.

Рака трех волхвов кельнского собора, переплет герцога Оттона Страсбургского из Лаванталя, бюст-реликварий Карла Великого из собора в Аахене, реликварий Карла Великого из Аахена, малонна Жанны д,Эвре,  кадило  Шонгауера, ковер Апокалипсиса из Анжера, шпалеры «Дама с единорогом» музея Клюни. Эмали и слоновая кость на любых примерах.

Литры

Средневековье

Обязательная литература

Труды по культуре Средних веков и теории образа

  1. Безансон А. Запретный образ. М., 1999, сс. 51-181.
  2. Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992, 383 с.
  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974
  4. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
  5. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  6. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Труды по искусству Средних веков

  1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 83-158.
  2. Всеобщая история архитектуры, т. IV. М.-Л.,1996, 687 с.
  3. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975.
  4. Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. М.,1934. 216 с.
  5. Зубова М. Синтез искусств в романском зодчестве Франции. // Вопросы искусствознания. 1/96. М.,1996. С. 24-33.
  6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1. М., 1998. С. 1-344.
  7. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. М., 2000. С. 188.
  8. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1, М.,1986, с. 9-61.
  9. Либман М.Я. Немецкая скульптура, 1350-1550. М., 1980. 287 с.
  10. Лясковская Французская готика XII-XIV веков. М., 1973. 193 с.
  11. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1200-1270. М.,1983. 276 с.
  12. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1270-1300. М.,1984. 245 с.
  13. Муратова К.М. Мастера французской готики. М.,1988. 321 с.
  14. Нессельштраус Ц.Г. Искусство западной Европы в Средние века. М.,1964.
  15. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. (Новая история искусства). Спб., 2000. С. 380.
  16. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998. С. 6-100.
  17. Ювалова Е.П. Немецкая скульптура. 1200-1270. М., 1983. 296 с.
  18. Ювалова Е.П. Сложение готики во Франции. Спб., 301 с.

 

Обязательная литература для просмотра иллюстраций

Иконография

  1. Grabar A. Les Voies de la creation en iconographie chretienne. Paris, 1979.
  2. Male E. L’art religieux du XII s. en France. Paris, 1947.
  3. Male E. L’art religieux du XIII s. en France. Paris, 1948.

Общие труды по всем видам искусства, по эпохам и стилям

  1. Avril Fr. Les royaumes d’Occident.-dans la serie “L’univers des formes”.P.,1983.
  2. Avril Fr. Le temps des Croisades.- dans la serie “L’univers des formes”. P.,1983.
  3. Beckwith J. Early Medieval Art. L., 1964, 1969.
  4. Bloch P., Kubach E. L’Art roman de ses debuts a son apogee. Paris, 1966. (coll. L’Art dans le monde).
  5. Filz H. Das Mittelalter I. // Propylaen Kunstgeschichte. Berlin, 1969. Bd. 5.
  6. Focillon H. Art d’Occident. Paris, 1947.
  7. Focillon H. The art of the West. Vol. I — Romanesque. Vol. II — Gothic. Oxford, 1963.
  8. Franz H.-G. Le Roman tardif et le premier gothique. Paris, 1973. (coll. L’art dans le monde)
  9. Gaborit J.-R. Art gothique. P.,1978.
  10. Grabar A. L’Age d’or d’Justinien. De la mort de Theodose a l’Islam.- dans la serie “L’univers des formes”. Paris, 1984.
  11. Grabar A. Le premier art chretien. (200 — 395).- dans la serie “L’univers des formes”. Paris, 1984.
  12. Grodecki L., Mutherich F., Taralon J. Le siecle de l’an mil. Paris, 1973.
  13. Harvey J. Gothic England. NY, London, 1947.
  14. Henderson G. Gothic. 1978.
  15. Hubert J., Porcher J., Volbach W.F. L’Empire carolingien.- dans la serie “L’univers des formes”. P., 1968.
  16. Hubert J., Porcher J., Volbach W.F. L’Europe des invasions.- dans la serie “L’univers des formes”. P., 1968.
  17. Jantzen H. Kunst der Gothik. Hamburg, 1957.
  18. Kubach E., Elbern V. L’art de l’Empire au debut du Moyen Age: Les arts carolingien et ottonien. P.,1972.
  19. Simson O.G. von. Das Mittelalter II. // Propylaen Kunstgeschichte. Berlin, 1972. Bd. 6.

Архитектура

  1. Auber M., Goubet S. Gothic Cathedrals of France and Their Treasures. L.,1959.
  2. Conant K.J. Carolingian and Romanesque Architecture 800 to 1200. Harmondsworth, 1978.
  3. Grodecki L. Au Seuil de l’ art roman. L’ Architecture ottonienne. Paris, 1958.

Живопись

  1. Auber M. Le vitrail en France. P.,1946. 248 с.
  2. Cahn W. Die Bibel in der Romanik. Munchen, 1982. (и переводы на французском и английском языках: Cahn W. La Bible roman. Fribourg, 1982. Cahn W. Romanesque Bible illumination. Ithaca, 1982).
  3. Grabar A., Nordenfalk C. Early medieval painting from the IV to XI Century. Lausanne, 1957.
  4. Grabar A., Nordenfalk C. La peinture roman  du XI au XIII siecles. Geneve, 1958.
  5. Grabar A., Nordenfalk C. Le haut moyen age. Geneve, 1957.
  6. Hamel Ch. de. A history of illuminated manuscripts. Oxford, 1986.
  7. Henry F. L’ Art irlandais // Zodiaque, 1963. Vol. 1-2.
  8. Michel P.-H. La fresque romane. P.,1961.
  9. Oakeschott W. Die Mosaiken von Rom. Leipzig, 1967.
  10. Paecht O. Buchmalerei des Mittelalters. Munchen, 1985. (англ. перевод: Paecht O. Book illumination in the Middle Ages. Oxford, 1986).
  11. Weitzmann K. Illustrations in roll and codex. Princeton, 1947.
  12. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscripts Illumination. Chicago, 1971.

Дополнительная литература

Источники

  1. Блаженный Августин. Творения. Тт. 1-4. СПб., Киев, 1998.  «О Граде Божием»
  2. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970.
  3. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.

Словари и энциклопедии

  1. Аннаньель Т. Христианство: догмы и ереси. СПб., 1997.
  2. Грубе Г., Кучмар Л. Путеводитель по архитектурным формам. М., 1990.
  3. Католицизм. М.,1991.
  4. Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997. С. 9-149.
  5. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.,1994.
  6. Мифы народов мира. Т. 1-2. М.,1987.
  7. Фергюсон Дж. Христианский символизм. М., 1998.
  8. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3. М.,1993-1995.

Литература

Труды по истории и теории средневековой культуры, по теории образа

  1. Бычков В.В. Эстетика Блаженного Августина. М., 1992.
  2. Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в Средние века. СПб, 1999.
  3. Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. Сретенск, 2000.
  4. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского Средневековья. М.,1987.
  5. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994.
  6. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
  7. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997
  8. Лебек С. Происхождение франков. М.,1993.
  9. Любак А. Де. Католичество. Милан, 1992. С. 13-148.
  10. Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. Долгопрудный, 1999. С. 5-178.
  11. Мейер Р. В пространстве 0 время здесь… История Грааля. М., 1997.
  12. Мельникова Е.А. Образ мира. М., 1998.
  13. Муратов П.П. Образы Италии. М.,1994.
  14. Подосинов А.В. Символы четырех евангелистов. М., 2000. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  15. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М., 1999.
  16. Тейс Л. Наследие каролингов. М.,1993.
  17. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. СПб., 1997. С. 14-82, 280-299, 326-358.
  18. Тьерри О. Рассказы из времен меровингов. СПб., 1994.
  19. Хейзинга И. Осень Средневековья. М.,1988.
  20. Шенборн К. Икона Христа. Милан-Москва, 1999, с. 9-131.

 

Труды по искусству Средних веков

  1. Брунов Н. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М.,1936.
  2. Всеобщая история искусства, т. II, ч.I. М.,1960.
  3. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Проторенессанса. М.,1956.
  4. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.
  5. Муратова К.М. Средневековый бестиарий. М.,1985.
  6. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000. С.23-82.
  7. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII-XV веков. М.,1987. С. 10-52.
  8. Тяжелов В. Искусство западноевропейского Средневековья. Малая история искусств. М.,1981.
  9. Федорова Е.В. Знаменитые города Италии. Рим, Флоренция, Венеция. Памятники истории и культуры. М.,1985.
  10. Шуази О. История архитектуры, том II. М.,1937.
  11. Эрши А. Живопись интернациональной готики. Будапешт, 1984.

Литература на иностранных языках

Общие работы по истории западноевропейской культуры  и религиозной мысли в Средние века

  1. Banniard M. Genese culturelle de l’Europe. V-e — VIII-e s. P.,1989.
  2. Benson R.L. et Constable G. Renaissance and Renewal in the 12th Century. Cambridge, 1982.
  3. Bruyne E. Etudes d’esthetique medievale. 3 vol. Bruges, 1946.
  4. Duby G. Le Moyen Age. T. 1-3. P.,1986.
  5. Eco U. Art and Beauty in the Middle Ages. New Haven; London, 1986.
  6. Focillon H. et Pirenne H. La civilisation occidentale au Moyen Age du XI-e au milieu du XV-e siecle. Paris, 1933.
  7. Francastel P. L’ Humanisme roman. Critique des theories sur l’ art du XIe siecle en France. Paris, 1970.
  8. Gandillac M. de et Jeauneau E. Entretiens sur la Renaissance du XII s. Paris-La Haye, 1968.
  9. Gilson E. La Philosophie au Moyen Age. Des origines patristiqes a la fin du XIV s. Paris, 1947.
  10. Paul J. L’Eglise et la Culture en Occident, IX-e- XII-e siecles. 2 vol. Paris, 1986.
  11. Taylor H.O. The Medieval Mind. Cambridge Massacusets, 1959/ Vol. 1-2.

 

Труды по иконографии средневекового искусства

  1. L’Apocalypce de Jean. Traditions exegetiques et iconographiques, IIIe — XIIIe siecles. Geneve, 1979.
  2. Aurenhammer H. Lexikon der Christlischen Ikonographie. W.,1959-62.
  3. Avril F. “Interpretation symbolique du combat de saint Michel et des dragons” Millenaire monastique du Mont-Saint-Michel, Paris, 1971, t. III, pp. 39 — 52.
  4. Baltrusaitis J. Le Moyen Age fantastique. Antiquites et exotisme. Paris, 1955.
  5. Berger R. Die Darstellung des thronenden Christus in der romanischen Kunst. Tubingen, 1926.
  6. Cabrol F. et Leclerc H. Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. 15 vol. Paris, 1907, 1953.
  7. Christe Y. Les grands Portails romans. Etude sur l’iconographie des theophanies romanes. Geneve, 1969.
  8. Katzenellenbogen A. Allegories of Virtues and Vices, from Early Christian Times to the Thirteenth Century. L., 1939, reed., NY, 1964.
  9. Kirschbaum E. Lexikon der christlichen Ikonographie. Rome — Friburg-en-Brisgau. 8 vol. 1968 — 1976, reed. 1990.
  10. Klein P. “Programmes eschatologiqes, fonction et reception historiqe des portailsdu XII siecle: Moissac — Beaulieu — Saint-Denis.” — Cahiers de civilisation medievale, 1990, pp. 317 — 349.
  11. Molsdorf W. Christliche Symbolik der mittelalterlichen Kunst. Leipzig, 1926.
  12. Schiller G. Ikonographie der Christlichen Kunst. 5 vol. Gutersloh, 1966 -80.
  13. Therel M.-L. A l’origine du decor du portail occidental de Notre Dame de Senlis: le thriomphe de la Vierge — Eglise. Sources historiques, litteraires et iconographiques. Paris, 1984.
  14. Thoby P. Le Crucifix des origines au concile de Trente. Nantes, 1959.
  15. Touber H. “Iconographie et histoire de la spiritualite” — dans Un art dirige. Reforme gregorienne et iconographie. Paris, 1990, pp. 19-36.
  16. Van Marle R. Iconographie de l’art profane au Moyen Age et a la Renaissance. 2 vol. La-Haye, 1931-32.
  17. Verdier Ph. Le Courennement de la Vierge. Les Origines et les premiers developpements d’un theme iconographique. Montreal — Paris, 1980.
  18. Webster J.-C. The Labors of the Monts in Antique and Medieval Art to the End of the Twelfth Century. Princeton, 1938.

 

Общие работы по истории искусства Средних веков. (Сюда включены труды, освещающие историю всех видов западноевропейского средневекового искусства, как в целом, так и в рамках отдельных художественных эпох или стилей).

  1. Auber M. Le gothiqe a son apogee. P.,1963.
  2. Auber M. L’art francais a l’epoque roman. Vols. 1-4. P.,1929-55.
  3. Braunfels W. Die Kunst im Heiligen Romischen Reich Deutscher Nation. Munchen, 1989.
  4. Chatelet A.  Automne et renouveau. Paris, 1987.
  5. Crozet R. L’art roman. P.,1985.
  6. Durliat M. L’Art roman. Paris, 1982.
  7. Focillon H. L’ An Mil. Paris, 1952.
  8. Male E. Art et artistes du Moyen Age. Paris, 1947.
  9. Petzold A. Le monde roman. Paris, 1995. (coll. Tout l’art)
  10. Ragghianti C.L. Art roman VIII-XII s. P.,1981.
  11. Romanico e gotico. Testo di Liana Castelfranchi. Milano, 1980.
  12. Schapiro M. Late antique, early Christian and medieval art. L.,1980. Select. papers, v. 4.
  13. Schutz B. Deutsche romanik. 1989.
  14. Vergnolle Eliane. L’art roman en France. Architecture — Sculpture — Peinture. Paris, 1994.

Труды по истории архитектуры

  1. Auber M. L’architecture religieuse en France a l’epoque gothique. 2 vols. Paris, 1926.
  2. Auber M. L’ Architecture cistercienne. 2 vol. Paris, 1947.
  3. Heitz C. L’ Architecture religieuse carolingienne. Paris, 1980.
  4. Male E. La fin du paganisme en Gaule et les plus anciennes baziliques chretiennes. Paris, 1950.
  5. Male E. Rome. Paris, 1953.
  6. Male E. Rome et ses vieilles eglises. Paris, 1950.
  7. Ullmann E. Die Welt der gotischen Kathedrale. Berlin, 1981.

Труды по истории скульптуры

  1. Auber M. La sculpture francaise au Moyen Age. P.,1946.
  2. Baltrusaitis J. La Stylistique ornementale dans la sculpture romane. Paris, 1931, ed. revisee: Formation, deformation. Paris, 1986.
  3. Budde R. Deutsche Romanische Skulptur. 1050 — 1250. Munchen, 1979.
  4. Durand-Lefevre M. Art gallo-romain et sculpture romane. Recherches sur les formes. Paris, 1937.
  5. Durliat M. “Les debuts de la sculpture romane dans le midi de la France et en Espagne” — Cahier de Saint-Michel de Cuxa, 1978, pp. 101-115.
  6. Durliat M. La Sculpture romane de la route de Saint-Jacques. De Conques a Compostelle. Mont-de-Marsan, 1990.
  7. Focillon H. L’art des sculpteurs romans. Paris, 1931.
  8. Gantner J. Romanische Plastik. Inhalt und Form in der Kunst des 11. und 12. J. Vienne, 1942.
  9. Sene A. Recherches sur la composition des tympan (XI — XIII). P.,1979.

Труды по истории монументальной живописи, иллюминации, витража

  1. Ainaud de Lasarte J. La peinture catalane. La fascination de l’art roman. P., 1987.
  2. Alexander J.J.Illuminated manuscripts in Oxford College Libraries. Oxford,1985.
  3. Calkins R.G. Illuminated books of the Middle Ages. L.,1983.
  4. Cerny P. Die Buchmalerei im Kloster S.- Amand wahrend des 12 J. Amsterdam, 1988.
  5. Csapodi-Gardonyi K. Europaische Buchmalerei. Budapest, 1982.
  6. Demus O. La peinture murale romane. Paris, 1970.
  7. Demus O. Byzantine Art and the West. NY, L., 1970.
  8. Deschamps P. et Thibout M. La peinture murale en France. Le haut Moyen Age et l’epoque romane. Paris, 1951.
  9. Dodwell C.R. Painting in Europe 800 — 1200. Harmondsworth, 1971.
  10. Euw Anton von. Evangeliaires carolingiens illumines. La Haye, 1990.
  11. Grabar A. et Nordenfalk C. La Peinture romane du XIe au XIIIe s. Geneve, 1958.
  12. Grodecki L. Le Vitrail roman. Friburg, 1977.
  13. Mazal O. Buchkunst der Romanik. 1978.
  14. Michel P.-H. La fresque romane. P., 1962
  15. Oursel R. Revelation de la peinture romane. P.,1980.
  16. Rollet J. Les maitres de la lumiere. Paris, 1980.
  17. Wettstein J. La Fresque romane. Italie-France-Espagne. Etudes comparatives, I, Paris, 1971. La Fresque romane. La route de Saint-Jacques, de Tours a Leon. Etudes comparatives, II, Paris, 1978.

И немного ссылок на полезные вещи: