Особенности и источники финансирования культуры и искусства
7 лет ago Enottt Комментарии к записи Особенности и источники финансирования культуры и искусства отключены
Финансирование культуры — показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.
Новые тенденции в финансировании культуры (с конца 80-х — начала 90-х гг. XX века).
А) Децентрализация финансирования культуры (связана с принятием законодательных актов о местном самоуправлении). Разграничение организаций культуры в качестве объектов финансирования и их закрепление за бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, местными). Из средств Федерального бюджета финансируются федеральные культурные программы и проекты, а также объекты культуры, находящиеся в федеральном ведении.
Финансирование остальных организаций, культурных программ и проектов за счет средств региональных и местных бюджетов.
Тенденция постоянного недофинансирования культуры как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Перевод учреждений культуры на казначейское исполнение бюджетов. Потери бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, на этапе их получения из казначейства в связи с отсутствием надлежащих навыков работы со сметами доходов и расходов.
Б) Обособление бюджетных ассигнований, выделенных на культуру при формировании бюджетов всех уровней. Появление в бюджетах отдельной строки «Культура, искусство и кинематография».
В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования культуры. Закрепление в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» норматива бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование культуры, — не менее 2% средств из федерального бюджета и не менее 6% средств из региональных и местных бюджетов. Сохранение остаточного подхода к финансированию культуры, невыполнение указанных нормативов как на стадии формирования бюджетов, так и на этапе распределения бюджетных средств23. Приостановка действия норматива ассигнований на культуру из федерального бюджета, начиная с 2001 года, путем ежегодного принятия федеральных законов по внесению изменений в «Основы законодательства РФ о культуре».
Г) Переход к многоканальной системе финансирования.
Возможность объединения средств бюджетов разных уровней.Появление альтернативных, внебюджетных источников финансирования.
С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюджетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.
Современный период: многоканальная система формирования доходов организаций культуры.
Источники финансирования учреждений культуры
Бюджетные | Внебюджетные |
Федеральный бюджет | Предпринимательская деятельность |
Бюджеты субъектов РФ | Спонсорская помощь |
Бюджеты муниципальных образований | Добровольные пожертвования |
Целевые взносы |
Источники финансирования:
- прямое бюджетное финансирование;
- косвенное бюджетное финансирование;
- привлеченные средства.
А) Прямое бюджетное финансирование:
— капитальные вложения (инвестиции) — средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;
- бюджетные ассигнования — бюджетные средства, выделяемые
по смете в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства; - целевые поступления — бюджетные средства, предоставленные на ведение основной деятельности.
Б) Косвенное бюджетное финансирование
Налоговые льготы.
Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне.
Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот:
— освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая поступает в региональный и местный бюджет;
— освобождение от уплаты региональных и местных налогов.
Государственный курс на сокращение налоговых льгот.
Иные финансовые льготы:
- закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы;
- льготные тарифы на коммунальные услуги.
Доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.
В) Привлеченные средства:
- кредиты;
- альтернативные, внебюджетные источники финансирования:
благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п.