Особенности и источники финансирования культуры и искусства

8 лет ago Enottt Комментарии к записи Особенности и источники финансирования культуры и искусства отключены

Финансирование культуры — показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.

Новые тенденции в финансировании культуры (с конца 80-х на­чала 90-х гг. XX века).

А) Децентрализация финансирования культуры (связана с приня­тием законодательных актов о местном самоуправлении). Разграниче­ние организаций культуры в качестве объектов финансирования и их закрепление за бюджетами разных уровней (федеральным, региональ­ными, местными). Из средств Федерального бюджета финансируются федеральные культурные программы и проекты, а также объекты куль­туры, находящиеся в федеральном ведении.

Финансирование остальных организаций, культурных программ и проектов за счет средств региональных и местных бюджетов.

Тенденция постоянного недофинансирования культуры как на фе­деральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Перевод учреждений культуры на казначейское исполнение бюд­жетов. Потери бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, на этапе их получения из казначейства в связи с отсутствием надлежащих навыков работы со сметами доходов и расходов.

Б) Обособление бюджетных ассигнований, выделенных на культу­ру при формировании бюджетов всех уровней. Появление в бюджетах отдельной строки «Культура, искусство и кинематография».

 В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования культуры. Закрепление в «Основах законодательства Российской Фе­дерации о культуре» норматива бюджетных ассигнований, направляе­мых на финансирование культуры, — не менее 2% средств из феде­рального бюджета и не менее 6% средств из региональных и местных бюджетов. Сохранение остаточного подхода к финансированию куль­туры, невыполнение указанных нормативов как на стадии формирова­ния бюджетов, так и на этапе распределения бюджетных средств23. Приостановка действия норматива ассигнований на культуру из феде­рального бюджета, начиная с 2001 года, путем ежегодного принятия федеральных законов по внесению изменений в «Основы законодатель­ства РФ о культуре».

Г) Переход к многоканальной системе финансирования.

Возможность объединения средств бюджетов разных уровней.Появление альтернативных, внебюджетных источников финанси­рования.

С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканаль­ной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюджетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования сле­дующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансо­вых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.

Современный период: многоканальная система формирования до­ходов организаций культуры.

Источники финансирования учреждений культуры

Бюджетные Внебюджетные
Федеральный бюджет Предпринимательская деятельность
Бюджеты субъектов РФ Спонсорская помощь
Бюджеты муниципальных образований Добровольные пожертвования
  Целевые взносы

 

Источники финансирования:

  • прямое бюджетное финансирование;
  • косвенное бюджетное финансирование;
  • привлеченные средства.

 

А) Прямое бюджетное финансирование:

— капитальные вложения (инвестиции) — средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;

  • бюджетные ассигнования — бюджетные средства, выделяемые
    по смете в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В усло­виях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются прин­ципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средст­ва используются исключительно через лицевые счета бюджетных учре­ждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства;
  • целевые поступления — бюджетные средства, предоставлен­ные на ведение основной деятельности.

 

Б) Косвенное бюджетное финансирование

Налоговые льготы.

Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате нало­гов на федеральном уровне.

Права органов государственной власти субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления по предоставлению учреждениям куль­туры дополнительных налоговых льгот:

—         освобождение от уплаты федеральных налогов в части, кото­рая поступает в региональный и местный бюджет;

—        освобождение от уплаты региональных и местных налогов.
Государственный курс на сокращение налоговых льгот.

Иные финансовые льготы:

  • закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или огра­ничения на ставки арендной платы;
  • льготные тарифы на коммунальные услуги.

Доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.

В) Привлеченные средства:

  • кредиты;
  • альтернативные, внебюджетные  источники финансирования:
    благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гран­ты благотворительных фондов и т.п.