Понятие, способы и задачи государственного регулирования деятельности в сфере культуры

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Понятие, способы и задачи государственного регулирования деятельности в сфере культуры отключены

Так или иначе взаимодействие государства со сферой культуры определяется документом  «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Понятие государственного регулирования деятельности в сфере культуры

Государство принимает участие в осуществлении культурной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:

  • ■ финансирование ряда видов культурной деятельности;
  • ■ осуществление определенных видов культурной деятельности в государственных организациях культуры;
  • ■ регулирование условий осуществления некоторых видов культурной деятельности.

Государственная культурная политика должна строиться на следующих принципах:

  • — влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества;
  • — понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры;
  • — приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия России перед имущественными интересами физических и юридических лиц;
  • — сочетание универсальности цели государственной культурной политики и уникальности субъектов и объектов культурной деятельности;
  • — территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности;
  • — преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную, не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и которая соответствует этим целям.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности.

Министерство культуры и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по контролю за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Способы государственного регулирования деятельности в сфере культуры

Финансирование. Историко-культурное наследие (памятники истории и культуры, музеи, архивы, библиотеки, народная культура) и такие виды исполнительского искусства, как театральное искусство, филармоническая музыка, во всем мире поддерживаются государством. Экранное искусство поддерживается за исключением США всеми теми государствами, которые хотят сохранения своего национального кинематографа. Почти в каждой стране существуют финансируемые государством средства массовой информации (телевизионные каналы и радиостанции). Различные формы государственной поддержки применяются в отдельных странах по отношению к деятельности в других секторах сферы культуры. В 1990 г. государственные расходы на поддержку художественного творчества и сохранение культурного наследия составляли в странах с развитой рыночной экономикой до 1% ВВП, в частности в Нидерландах – 0,6%, во Франции и Швеции – по 0,8%; в Финляндии – 0,9%*.

* По данным национальных докладов о культурной политике, представленных в Совет Европы.

Регулирование. В сфере культуры государство редко устанавливает стандарты качества предоставляемых благ. Это обусловлено высокой степенью творческой составляющей в культурной деятельности. Предметом государственного регулирования в сфере культуры могут выступать:

  • ■ материальные и квалификационные условия осуществления определенных видов деятельности;
  • ■ отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг;
  • ■ экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства).

По отношению ко многим видам деятельности в сфере культуры государство устанавливает требования к материальным и квалификационным условиям их осуществления. Такие требования могут относиться к наличию помещений, оборудования, уровню профессиональной подготовки работников и т.п. Смысл установления подобных требований состоит в предупреждении нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, в обеспечении признаваемых нормальными в данном обществе условий потребления соответствующих видов благ, а также в обеспечении сохранности предметов, представляющих культурную ценность.

В качестве основного механизма выполнения устанавливаемых требований используется механизм лицензирования. Государство устанавливает разрешительный порядок получения права на осуществление некоторых видов деятельности в сфере культуры. Это, в частности, реставрационные работы, музейная деятельность, книгоиздание, публичный показ кино- и видеофильмов, радио- и телевещание и др. Лицензия выдается, если соискатель обладает помещениями, оборудованием, уровнем квалификации и т.п., удовлетворяющими установленным лицензионным требованиям.

Государство может регулировать отдельные характеристики культурных благ. В качестве оснований для такого регулирования используются ценностные представления. В тоталитарных государствах осуществляется жесткий контроль (цензура) содержания распространяемой информации и культурных благ. В демократических обществах свобода слова и свобода художественного творчества рассматриваются как важнейшие права их граждан. Закон запрещает государству вмешиваться в содержание деятельности создателей культурных и информационных продуктов. Вместе с тем демократические государства могут устанавливать определенные требования к структуре распространяемых культурных благ. Почти во всех странах запрещается или ограничивается распространение изданий и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей секс и насилие. Другим примером является установление требований к структуре радио- и телевещания, которое практикуется во многих европейских странах в целях поддержки национальной культуры. Так, во Франции законом установлено, что в общем объеме музыкального радиовещания песни на французском языке должны составлять не менее 40%, из которых половина должна приходиться на «молодые таланты». В Венгрии государственное телевидение должно показывать 51% программ национального производства, в том числе 20% – кинофильмов, из которых 30% должны быть куплены у других производителей. На государственном радио не менее 30% времени музыкальных программ должно быть отведено венгерской музыке. В свою очередь, негосударственные телекомпании обязаны посвятить 20% объема вещания в год социально значимым программам. Таковыми считаются информационные передачи, программы в области культуры, науки, передачи для молодежи. В Польше телевизионные программы и фильмы польского производства должны составлять не менее 30% объема телевещания. Причем информационные передачи, спортивные трансляции, реклама, игры не включаются в эту квоту. 10% вещания должно быть обеспечено за счет продукции, созданной негосударственными производителями.

Предметом государственного регулирования выступают цены на услуги, предоставляемые государственными организациями культуры, в особенности получающими государственные субсидии. Регулирование цен производится с целью обеспечить доступность соответствующих услуг для различных категорий населения. Некоторые виды культурных благ могут предоставляться населению или его отдельным категориям (детям, инвалидам, пенсионерам) бесплатно. Так, во многих странах не взимается плата за пользование общественными библиотеками. В отдельных странах (например, в Великобритании, России, США) – за вход в определенные государственные музеи. Практикуется применение льготных цен для разных групп потребителей.

Задачи государственного регулирования деятельности в сфере культуры

В современных условиях государственная культурная политика призвана:

  • * обеспечить охрану и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций и усиление процессов межкультурных коммуникаций;
  • * осуществлять моральную и материальную поддержку социальных институтов и деятелей, которые создают настоящие ценности культуры и способствуют дальнейшему развитию национально-культурного богатства;
  • * обеспечить общедоступность библиотек, музеев, театров, концертных залов и других центров национальной и общечеловеческой культуры;
  • * создавать реальные социально-политические и экономические условия для становления и развития на территории республики национального культуры, сохранения и популяризации сокровищниц белорусского национального наследия;
  • * способствовать возрождению и развитию национальных традиций, культур других этносов, проживающих на территории республики;
  • * проводить рациональную языковую политику, которая обеспечивает высокую культуру языка, условия для развития языков национальных меньшинств, проживающих на территории страны.

Целью Российского государства и общества на современном историческом этапе является сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая для сотрудничества и взаимодействия со всеми народами, государствами, культурами.

Для достижения этой цели необходима реализация четко сформулированной и настойчиво, последовательно реализуемой государственной культурной политики. Это связано с тем, что многонациональность, многоэтничность нашей страны обусловила исторически сложившуюся роль культуры как главного инструмента передачи и воспроизводства традиционных нравственных ценностей российского общества и источник гражданской идентичности.

Цель государственной культурной политики — духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры.

Содержанием современной государственной культурной политики России является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности.

В контексте государственной культурной политики понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества.

Это, прежде всего, честность, правдивость, законопослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда.

Понимание задачи восстановления механизмов передачи и воспроизводства ценностных основ жизни личности и общества как государственного приоритета позволит сохранить наше гражданское и культурное (ментальное) единство, обеспечить независимость, силу и динамичное развитие Российского государства.

Стратегические задачи:

  1.  Сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа.
  2.  Развитие и защита русского языка — государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, — как основы гражданского и культурного единства Российской Федерации.
  3.  Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России.
  4.  Поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды.
  5.  Широкое привлечение детей и молодежи к участию в познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях, коллективах.
  6.  Развитие русской и национальных культур народов России, создание условий для профессиональной творческой деятельности, для творческой самодеятельности граждан, сохранение, создание и развитие необходимой для этого инфраструктуры.
  7.  Поддержка существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности.
  8.  Практическое обеспечение равных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на свободное творчество, занятие культурной деятельностью, на пользование учреждениями и благами культуры.
  9.  Создание условий для формирования эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды.
  10.  Поддержка научных исследований в сфере искусства и культуры.
  11.  Развитие образования в сфере искусства и культуры.