Мастер Благовещения из Экса
8 лет ago Enottt Комментарии к записи Мастер Благовещения из Экса отключены
Мастер Благовещения из Экса (фр. Maitre de l’Annonciation d’Aix, работал в Провансе ок. 1445 года) — французский художник.
Биография
Было много разных попыток привязать произведения Мастера из Экса к имени того или иного художника. Очевидно лишь то, что этот мастер принадлежал к нидерландской школе: чувство целого и реалистическая трактовка тел были заимствованы у Яна ван Эйка, и особенно у Мастера из Флемаля (Робер Кампен). Вероятно он учился в Бургундии, поскольку драпировки с тяжелыми складками и монументальность фигур явно отражают влияние Клауса Слютера. Это северное влияние дополнено провансальской трактовкой форм и света. Триптих мастера по стилистике близок кругу художников короля Рене, поэтому исследователи предполагают, что он работал среди его живописцев, и сопровождал короля Рене в Неаполь. Мастера Благовещения из Экса пытались отождествить с Робером Кампеном, Колантонио, Жаном Шапю, Бартелеми д’Эйком и Гийомом Домбе. Самой правдоподобной и принятой многими специалистами является гипотеза о Бартелеми д’Эйке — художнике и миниатюристе короля Рене в 1447—1476 годах.
Лирики
В середине XV века, как и прежде, изменения мироощущения полнее и последовательнее, чем в других видах искусства, выражались в живописи и миниатюре. По-прежнему существуют отдельные центры, в произведениях которых прослеживаются местные особенности.
С утратой Парижем его ведущего положения усилилась роль других областей — прежде всего Центра и Юга, где даже в разгаре войны сохранялись условия для творчества художников.
Первым выступает Юг. Еще в XIV веке Прованс играл видную роль в культуре страны. С пленением пап Авиньон стал на некоторое время центром католического мира. Строительство и украшение папского дворца соединили здесь усилия парижских, каталонских и итальянских художников.
Присутствие многочисленных сиенских мастеров и особенно деятельность крупнейшего представителя сиенской школы Симоне Мартини сделали Авиньон очагом распространения итальянских влияний. С отъездом пап, к 1400 году искусство Прованса оказалось в упадке. Но уже к концу первой четверти XV века началось оживление: утвердился престиж местных художников, богатые торговые города выдвинули новых заказчиков — преуспевающих буржуа, корпорации купцов.
В середине века здесь было создано несколько живописных произведений, отличающихся большой монументальностью, напряженным, но сдержанным и суровым чувством.
Всем им свойственна скульптурная трактовка обобщенных и довольно жестко ограничиваемых объемов, в чем сказывалось не только влияние пластики, но и своеобразие южного
освещения, поглощающего детали и подчеркивающего границы плоскостей. Поверхности тканей, тел, предметов воспроизводятся достаточно осязаемо, но интерес к деталям умерен, он подчинен общему лаконизму стиля.
Самое раннее из этих произведений — так называемый «Алтарь из Экса», выполненный неизвестным художником в 1442 году для капеллы суконщика Корпичн в Эксской церкви Сен-Совер и несущий на себе печать воздействия Ван Эйка и Кампена.
В главной сцене «Алтаря» — в «Благовещении», где, как зачарованные, преклонив колени, застыли друг против друга архангел и Мария, ровный интенсивный свет заливает пространство нефов, выявляя их пустоту и подчеркивая изолированность главной группы: он съедает цветовые переходы, более скульптурной делает трактовку форм, придавая им твердость камня или дерева. Неподвижные позы, устремленные вдаль взоры, ткани, спускающиеся равномерными складками или широко и прочно улегшиеся вокруг фигур на плитах пола, создают впечатление остановившегося времени. Чтобы оттенить значительность персонажей, художник уменьшил масштабы архитектуры. Правда, и место действия, и мотивы скульптурного убранства, и разные предметы, вошедшие в картину, появились не по воображению художника—-все это символично и оговорено в писаниях отцов церкви. Так, цветы в вазе — олицетворяют целомудрие, милосердие и страдание. Оттого они и поставлены на передний план, ближе к зрителю. И разве что изображая загроможденные книгами, горшочками, коробками полки над головами пророков на створках алтаря, мастер меньше думал о символике: от свободной небрежности, с которой разместились обыденные вещи в этих первых французских натюрмортах, веет естественностью и мирным теплом будней.
В работах так называемого «Мастера Благовещения из Экса» и Ангеррана Шаронтона французская живопись почти исчерпала потенциал средневекового искусства.
«Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), го также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру, интенсивное использование света). Непропорционально крупные, словно высеченные из камня фигуры Девы Марии и ангела изображены в готическом храме. За счет перспективы храм кажется реальным, а Мария и ангел видением, посетившим набожного христианина в Доме Божием.
Превью: Мастер Благовещения из Экса. Благовещение. 1443-45 гг. Экс-ан-Прованс, церковь Сен-Мари-Мадлен. Средняя створка триптиха. Живопись по дереву.
Источники:
- Петрушевич — французская живопись 15 века
- Томан. Готика
- Википедия — Мастер Благовещения из Экса