выставочная деятельность академии художеств (18-19век)

4.08K просмотров
0
0 комментариев

проходили ли выставки в академии художеств,если да то чьи и кто был приглашен? как влияло искусство выставок на общество

Enottt изменил статус на опубликованный 25.10.2021
Добавить комментарий
0

Первая художественная выставка в России была организована в Санкт-Петербургской Академии художеств в 1765 г. Далее наступил длительный период упадка в деятельности Академии. Нельзя считать, что после 1765 г. не было ни одной выставки, но это скорее было «всенародное обозрение». Подобные выставки не удостаивались ни рекламы, ни вложения каких-либо дополнительных средств, поэтому они не пользовались интересом и популярностью у публики.

А. И. Мусин-Пушкин, президент Академии художеств (1794-1797), желая «возбудить в художниках похвальное любочестие», предложил всем членам Академии «приготовить» к тому времени, когда открывалась для всенародного обозрения Академия (июль месяц), «такую работу, какую кто изберет» и наградить авторов лучших работ премиями. Этим его решением было положено начало ежегодным, ставшим традиционными впоследствии, выставкам, предполагавшим отчет о деятельности Академии. Введенные А. И. Мусиным-Пушкиным ежегодные выставки в Академии постепенно становятся традицией.

В 1812 г. Академию художеств причислили к Министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве Министерства народного просвещения известен преодолением трудных экономических обстоятельств, которые были вызваны предыдущим управлением Академией. Во многом этот успешный период связывают с деятельностью президента Академии А. Н. Оленина. В это время устраивались различные выставки, и к ним уже проявлялось большее внимание, печатались указатели, списки, давались рекламные объявления.

В 1843 г. умер А. Н. Оленин, и с этого времени для Академии художеств начался новый период ее жизни. Отныне ею руководят особы императорской фамилии. Необходимо отметить, что академические выставки они посещали регулярно. Выставки получали все большую и большую популярность.

В последующие годы выставки стали неотъемлемой частью жизни Академии, а значит, и художественной жизни России. Со второй половины XIX в. появляются помимо выставок-продаж и выставок-отчетов и благотворительные выставки, например, выставка редких вещей, принадлежащих частным лицам, учрежденная в залах Императорской Академии художеств в пользу кассы Общества посещения бедных.

До второй половины XIX в. вся художественная жизнь Санкт-Петербурга была сосредоточена в стенах Академии художеств и Общества поощрения художников.  Рубеж 1860-х годов внес во все сферы жизни России существенные изменения. Реформы, надломившие старые устои, дали толчок к быстрому экономическому и политическому развитию государства. В общественную жизнь России вливались новые силы. Это ощущалось и в художественной сфере.

Важную роль в изменении ситуации сыграл конфликт между новыми веяниями в искусстве и старой консервативной системой преподавания в Академии. 9 ноября 1863 г. четырнадцать выпускников во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную работу к конкурсу на большую золотую медаль на заданную Советом тему. Они требовали свободы в выборе темы. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок».  Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября (11 декабря) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16 художников (В. Ф. Аммона, С. Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мяоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта.). Следующие передвижные выставки 1872-1875 годов экспонировались там же.

В период президентства Великой княгини Марии Николаевны (1852—1876) в Академии художеств были начаты значительные преобразования. Вице-президентом Академии назначается Князь Гагарин.  Академические выставки, до этого времени считавшиеся частью общей деятельности Академии и ее учебного процесса, свободно посещались всеми желающими, а с 1859 г. они стали платными для публики — Гагариным были организованы платные выставки произведений молодых художников и редких произведений, для обеспечения источника доходов для пособий учащимся Академии. . Раз в три года в Санкт-Петербурге, в здании Академии художеств, открывалась так называемая «большая» выставка, представлявшая публике творчество и уже прославленных мастеров, и молодых художников. В промежутках между ними в тех же залах организовывались годовые экспозиции с другим составом и иной целью — демонстрировать годичные успехи учеников Академии. И на тех и на других выставках иногда можно было видеть картины зарубежных знаменитостей.

После смерти Великой княгини Марии Николаевны (1876) президентом Академии становится Великий князь Владимир Александрович. В 1871-1874 годах у великого князя родилась идея соединить академические и передвижные выставки. В конце 1873 года он обратился к передвижникам, профессорам Академии М.К. Клодту, А.П. Боголюбову, Н.Н. Ге и К.Ф. Гуну с намерением объединить передвижные и академические выставки. Чуть позже он  предложил Крамскому довести до сведения членов ТПХВ, что находит «не только возможным, но вполне желательным, дабы общество передвижников отменило свои отдельные выставки в Санкт-Петербурге» и организовало бы их одновременно с академическими. Общие, точнее, общая выставка должна была стать «действительным отчетом деятельности художников и успехов русской школы».

Не желая идти на разрыв с Академией и потерять экспозиционные академические залы, Правление Товарищества, с общего согласия, ответило весьма дипломатично, утверждая, что «нравственная связь между Академией и Товариществом, без сомнения, существует, что доказывается тем, что Совет Академии дает художественные звания на выставках Товарищества». Передвижники утверждали, что являются нравственными и усердными помощниками Академии в осуществлении ее целей. Поэтому они согласились открывать свои выставки одновременно с академическими, но настаивали на «отдельных залах с отдельной кассой и каталогами».

В 1883 году вышло постановлением о недопустимости организации в Академии всяких общественных выставок. В конце 1880-х годов стало очевидно, что выставочная деятельность Академии терпит полный крах. А это в свою очередь отражало кризис всей ее идейно-творческий системы. В кризисе оказалась и вся администрация под властью Исеева, при попустительстве великого князя: обнаружились большие хищения. К следствию в 1889 году привлекли несколько десятков свидетелей и соучастников. Александр III подписал новый устав Академии художеств в 1893 году, почти накануне смерти (1894). «Царь приказал переменить все, выгнать всех, передвижников позвать; когда будет вычищено, школы в провинции устроить», — так пересказал его слова И.И. Толстой. Именно при Александре III Академия художеств прошла абсолютно необходимую и долгожданную реформу, преобразовав Академию художеств как высшее учебное заведение и как центр художественной жизни страны.


Источники:

  1. Логутова Е. В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. — 2010. — №2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 25.10.2021).
  2. Кондаков С. Современная летопись Академии художеств. — II Журнал Министерства народного просвещения.  — 1915. —  № 1. — С. 14.
  3. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в.: 70-80-е гг. М., 1997.
  4. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. В 2 т. М„ 1965.
  5. Совиное А. Н. Академия художеств и Товарищество передвижных художественных выставок // Тематический сборник научных трудов. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Вып. II. Л., 1972. С. 47.
  6. Лисовский В. Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. — 2-е изд-е. — Л.: Лениздат, 1982. — 224 с.
  7. Верещагина А. Академия художеств и передвижники // Третьяковская галерея. — 2007. — №1 (14). — URL: https://www.tg-m.ru/articles/1-2007-14/akademiya-khudozhestv-i-peredvizhniki (дата обращения: 25.10.2021).
Enottt изменил статус на опубликованный 25.10.2021
Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Если вы не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт. С неизменной заботой, администрация сайта
Hello. Add your message here.