Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры
8 лет ago Enottt Комментарии к записи Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры отключены
Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры
Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.
Уровни хозяйствования:
- сфера культуры;
- отрасль «культура и искусство»;
- территория;
- подотрасль (театры, концертные организации и др.);
- отдельная организация.
Понятие хозяйственного механизма организаций культуры
Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.
Употребляемые в научной и учебной литературе понятия производственно-финансовый механизм, организационно-экономический механизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры.
Хозяйственный механизм организаций культуры представляет собой совокупность целей и методов деятельности.
Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры
Общие черты
Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы управления. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.
Специфические черты
Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость
и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения
и др.).
Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от культурных процессов, их качественной, «неизмеримой» стороны.
Ключевые требования к хозяйственному механизму организаций культуры
В сфере культуры экономический интерес — составная часть многогранных интересов коллектива организации, проявляющихся прежде всего в его потребности в творческом развитии.
Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механизму — максимально возможное согласование творческих и экономических интересов организаций культуры.
Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.
Механизм хозяйствования призван служить средством согласования экономических интересов государства, коллектива организации культуры и отдельного работника.
Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры
Важнейший признак экономической деятельности организаций культуры
Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов, то есть измерение ресурсов и результатов.
К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.
К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:
отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;
позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.
Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:
- процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в
измеримые результаты; - действия по сопоставлению осуществляемых затрат и полу
чаемых результатов;
— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Все это делает правомерным вопрос о непосредственном измере
нии и возмещении, окупаемости затрат организаций культуры.
С точки зрения возмещения затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.
На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).
Методы управления экономической деятельностью организаций культуры
Методы — это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Существует 3 вида методов управления экономической деятельностью:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
Административные методы
Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.) Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.
Экономические методы
Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.
Социально-психологические методы
Социально-психологические методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.
Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.
Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры
Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:
- планирование;
- финансирование;
- ценообразование;
- стимулирование;
Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные системы хозяйствования.
Планирование
Планы могут:
- разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
- разрабатываться самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
- разрабатываться и утверждаться самостоятельно.
Финансирование
По типу финансирования выделяют:
- бюджетное финансирование (расходы покрываются за счет
средств соответствующего бюджета); - самофинансирование (расходы покрываются за счет собствен
ных источников); - смешанное финансирование (расходы покрываются за счет
средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников).
Ценообразование
Цены могут быть:
- регулируемыми государством;
- свободно устанавливаемыми;
- договорными.
Стимулирование
Стимулирование бывает:
- материальное и моральное;
- индивидуальное и коллективное;
- экономическое и административное.
Этапы развития системы хозяйствования организаций культуры
Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства.
Важнейшая черта хозяйственного механизма — степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.
В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления.
Годы военного коммунизма {1917-1921гг.) — попытка огосударствления культуры и искусства. Начинается формирование системы прямого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.
Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля за творческой деятельностью.
Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.
Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.
Конец 80-х — 90-е годов XX века — попытка перехода к экономическим методам управления.
С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Появление и развитие независимых частных организаций культуры.
Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия ГК РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), введения в действие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Государственные и муниципальные учреждения культуры как проводники культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную «несвободу».
Реструктуризация бюджетного сектора в Российской Федерации
Основные направления реформирования в данной сфере:
- оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;
- уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;
- переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результаты.
Отсутствие адекватных форм государственной поддержки независимых некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки:
- целевое бюджетное финансирование проектов;
- выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;
- расширение налоговых льгот;
- предоставление льготных кредитов;
- оказание помощи в подготовке кадров;
- обеспечение доступа к соответствующей информации.