Единорог на руках Марии. Христианская иконография

2.28K просмотров
0
0 комментариев

Для курсовой работы мне необходимо понять значение единорога в ситуации, когда в изображении присутствуют три темы одновременно: и Охота на единорога, и Hortus Conclusus, и Благовещение. Влияет ли слияние трех тем на его символическое значение?  Какое в этом случае он приобретает значение?

Заранее спасибо

Enottt изменил статус на опубликованный 07.09.2022
Добавить комментарий
0
Дама с единорогом. «По моему единственному желанию». Конец XV века, музей Клюни, Париж.

Так.

Согласно Тресиддеру, символизм рога, тождественный символизму фаллоса и копья, в сочетании с волшебной силой очищения, сделал единорога поэтическим символом проникновения, особенно тайны зачатия Христа в девственном чреве Марии. Именно в этом аллегорическое значение готических миниатюр и более поздних гобеленов и картин, на которых изображен единорог, положивший голову на колени женщине, сопровождающий ее в огороженном саду (Hortus Conclusus) или в беседке из роз, или ведомый охотником навстречу женщине  (ангел Благовещения, Гавриил). У рыцарей единорог символизировал добродетель чистой любви и способность целомудренной женщины смирить и направить на благие цели «рог» сексуального желания.

В западной церкви, согласно «Энциклопедии символов», является символом слова Божия и символом целомудрия. Используется как аллегория Благовещения и воплощения Христа, рожденного Девой Марией и входит в атрибутику Девы Марии — изображается лежащим у ее ног с головой на коленях.

По Бидерманну, единорог олицетворяет чистоту и силу; его можно поймать только при помощи целомудренной девы, в чьем лоне он доверчиво укрывается и откуда он потом извлекается охотниками и должен быть потом предан смерти. Зачатие Девой Марией Иисуса Христа толкуется в этом же символическом ключе, как позднее и крестная смерть Спасителя. Ангел благовещения Гавриил в этой связи получает осмысление как охотник, подкрепленный охотничьими собаками, которых зовут «Вера, Любовь и Надежда» или, по основным добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие; он загоняет «драгоценного единорога» к Деве. При этом Мария сидит в запертом саду (лат. Hortus conclusus) или в кущах роз, как это изображено, например, на гобелене в музее Клюни (Париж).

У Холла — в Благовещении могут изображаться сад, огражденный стеной (всё тот же Hortus Conclusus) и башня; оба они — символы девственной целомудренности. И там же у Холла же — ЕДИНОРОГ, ассоциировавшийся в далекой античности с культом богини девы-матери, рано стал увязываться с идеей девственности Марии и Воплощения Христа. Средневековые бестиарии, основанные на греческом «Физиологе», датируемом примерно V веком, дают следующее толкование: «Sic et dominus noster lesus Christus, spiritualis unicornis, descendens in uterum Virginis» |лат. — «Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы»]. Легенда о мифическом животном, рог которого обладал силой очищать все, к чему он прикасался, и который никто не мог ухватить, кроме девственницы, была усвоена в качестве христианской аллегории, несмотря на ее явно фаллические обертоны. Единорог, положивший свою голову на грудь девы, символизировал, согласно «Физиологу», воплощение Христа. Этот образ встречается в романских и готических церквах, и его нередко можно найти в живописи и на гобеленах Северной Европы XV—XVI веков. Он часто включает в себя некоторые из традиционных символов девственности Марии: hortus conclusus [лат. — запертый сад], ограду или стену, окружающую молодую женщину с этим животным; porta clausa [лат. — ворота затворенные], за которыми она сидит. Зеркало, одна из эмблем культа богини-матери в античности, используется здесь как твердо установленный символ девственности Марии — speculum sine macula [лат. — чистое зеркало] книги Премудрости Соломона. Она обнимает — и это отражается в зеркале — голову единорога, которая лежит у нее на коленях. Это является символом Христа. Рядом с Марией может быть гранатовое дерево — другая метафора Девы Марии, взятая из «Песни Песней» и символизирующая целомудрие. Единорог может изображаться один в огражденном саду, прикованным к гранатовому дереву. Это указывает на Воплощение Христа в утробе Девы Марии — идею его заключения в человеческую плоть. Другие сюжеты — изначально языческие легенды, усвоенные христианством, — могут составлять целый цикл. Они изображают единорога, погружающего свой рог в источник, что есть оплодотворение; однако в то же время это и мистическое очищение Девы Марии, которое символизирует вода (fans hortorum |лат. — садовый источник] «Песни Песней», 4:15). Охота на единорога показывает это животное, преследуемое охотником и собаками; животное находит убежище на груди Девы Марии (в дохристианской легенде его фаллический порыв усмирялся девой, давшей ему свою грудь). Это превратилось в аллегорию Воплощения, в которой охотник, трубящий в свой рог, олицетворяет Гавриила, ангела Благовещения. Собаки, возможно, в слишком искусственном использовании символизма, олицетворяют Miseri-cordia, Justitia, Pax, Veitas — Милосердие, Справедливость, Мир и Истину — добродетели, которые стали возможны с пришествием на землю Христа.

В качестве мирской аллегории целомудрия девственницу и единорога можно найти на гобеленах раннего Ренессанса, особенно на тех, которые ткались по случаю бракосочетания, а также на панелях итальянских cassoni (сундуков, преподносившихся в качестве приданого). Единороги везут колесницу персонифицированного Целомудрия.

И исходя из текстов всех этих замечательных людей, можно предположить, что какого-то другого значения при слиянии трёх тем единорог не приобретает.


  1. Тресиддер, Джек. Словарь символов : [пер.с англ.] / Тресиддер, Джек. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 443,[1]с. : ил. — ISBN 5-8183-0049-8.
  2. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / [авт.-сост. В.Андреев и др.; общ. ред., ил., маргиналии А.Егазарова, С.Клюшнева; предисл. А.Ровнер]. — М. : Локид: Миф, 2000. — ил.:[32] л. цв. ил. — (AD MARGINEM). — ISBN 5-320-00305-6.
  3. Бидерманн, Ганс. Энциклопедия символов : пер. с нем. / Бидерманн, Ганс ; [общ. ред. и предисл. И.С.Свенцицкой]. — М. : Республика, 1996. — 333,[2] с. : ил. — ISBN 5-250-02592-7.
  4. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Холл, Джеймс ; пер. с англ. и вступ. ст. А. Майкапара. — М. : КРОН-ПРЕСС, [1999]. — 655 с. : [32] л. цв. ил. — (Академия). — ISBN 5-232-01078-6.
Enottt изменил статус на опубликованный 07.09.2022
Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Если вы не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт. С неизменной заботой, администрация сайта
Hello. Add your message here.