- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Кошки в мировой живописи

Кошки всегда были частью культуры, от Древнего Египта, где им поклонялись и прославляли, и до Руси. Их изображение можно встретить практически в любой период времени.

Коты были у Анри Матисса, у Густава Климта, у Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Жана-Мишеля Баския. Сальвадор Дали часто появлялся на публике со своим оцелотом, а ещё делал «безумные» сюрреалистические фотографии с котами. Композитор Джон Кейдж творил в присутствии своего кота. По слухам, Энди Уорхолл однажды содержал 25 котов одновременно, и всех их звали Сэм.

Египет

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу».

Кот убивает змею, гробница Сеннеджема, Египет

Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным.

Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа — змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Греция и Рим

В Древней Греции кошка долго считалась животным экзотическим, «роскошным», поэтому для ловли мышей держали ласку. И только в эпоху римских императоров маленького хищника начали использовать с практическими целями. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т. д. Но это уже не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе с грызунами.

Голуби у фонтана. Мозаика. Неапольский археологический музей.

Книжная миниатюра

В ранней Европе изображения кошки встречаются уже в VIII веке в книгах — например, в Келлской. Здесь у подножия буквы «ро» слева две мыши грызут круглую евхаристическую облатку, на которой начертан крест, в то время как сидящие за их спинами большие коты наблюдают за ними, придерживая их за хвосты. Еще две мыши сидят на спинах котов, словно готовые к прыжку.

16. Монограмма «Хи-Ро». Фрагмент. Келлская Книга. Лист 34r. Ок. 800 г. Дублин, Библиотека Тринити-Колледжа, Ms. 58 (A.I.6)
16. Монограмма «Хи-Ро». Фрагмент. Келлская Книга. Лист 34r. Ок. 800 г. Дублин, Библиотека Тринити-Колледжа, Ms. 58 (A.I.6)

Эти разбросанные в разных местах среди орнаментальных плетений фигурки составляют, быть может, звенья некоей тайнописи, повествующей о Рождестве, о врагах Христа, о Воскресении, о таинстве евхаристии. Символом Рождества служат ангелы, явившиеся в момент рождения Христа и сопутствовавшие ему на протяжении всего его земного пути, символом Воскресения — бабочки, слетевшие к готовой раскрыться куколке. Враги Христа олицетворены хватающей рыбу выдрой, а также мышами, посягнувшими на один из священных даров — гостию, евхаристическую облатку, символизирующую тело Христово. Но мышей стерегут кошки, а надежду на торжество добра дает дважды появляющийся среди плетений человеческий лик, напоминающий о присутствии Христа.

Средние века

В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. В 1233 году Папа Римский Григорий IХ в своем послании объявил черных котов прислужниками сатаны. Там же он описал ритуал создания общины еретиков, во время которого участники кружка якобы целовали статую черного кота под хвост, а сам дьявол изображался получеловеком-полукотом. С тех пор черных котов истребляли как помощников ведьм и приспешников ада.

Религиозный характер средневековой живописи предписывал каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела каноническое значение. В иконографии христианского искусства кошка символизировала как лень, так и похоть, а также обман и измену.

И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные церковью правила. Кошки остались только в бестиариях и на страницах книг в качестве дролери.

Позже, из-за ярко выраженной склонности к ночной жизни, кошка стала символом нечистой силы. Существовало поверье, что дьявол часто принимает обличье черного кота, и его часто изображали сидящим на плече своей хозяйки-ведьмы.

Возрождение

Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов. В картинах нидерландского живописца Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». На переднем плане, около Древа познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах, в данном контексте символизирующего дьявола, жестокость.

Постепенно ситуация менялась, уютно греющиеся на печке мышеловы не представляли угрозы, и даже наоборот — нередко составляли приятную компанию. Кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи, став чуть ли не записной героиней «домашних» сцен.

Для Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков.

Частенько кошка изображалась ворующей еду.

 

Новое и новейшее время

Ленен Луи. Визит к бабушке
Ренуар Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой 1887

К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Визит к бабушке», ок. 1640 г.), а ее

изображение подчас служит метафорой материнства, уютного дома и вольностей.

Как правило, в очаровательных мурлыках художники усматривали нежность, покой и семейный уют.

Подлинное изображение кота Великого князя Московского Алексея Михайловича

 

 

Царь Алексей Михайлович так любил своего кота, что якобы упросил голландского художника Фредерика де Мушерона нарисовать его портрет.

Говоря о живописцах XVIII столетия, П. П. Петров в сборнике материалов
Императорской Академии художеств дает характеристику этому явлению художественной жизни: «Любовь русской публики к изображениям из быта зверей и птиц, без сомнения явившаяся у русских бар, современников Гроота благодаря искусству и таланту художника, между тем у нас произвела замечательное явление — образование целой школы зверописцев, менее других специалистов живописи нуждавшихся в первое время в работе и поощрении. Пробегая счеты академической фактории, мы заметили даже, что изображения зверей и птиц, продававшиеся сравнительно дороже других картин, скорее раскупались».

Это объяснялось, предположительно, большим интересом русских к малоизвестному жанру в то время. Иносказательный смысл образов указывал на его особенности, которые наиболее выразительно звучали в искусстве XVIII века. В XIX веке сложился новый взгляд на животное, в котором проявления их жизни уже не имели прямые аналогии с человеческими поступками. Возможно, иносказание, включенное в структуру анималистического образа, явилось неким проводником на пути к достижению многообразия и полноты образа, тех качеств, которые неизменно подчеркивали его ценность.

Еще одна известная работа уже стала истинным символом Парижа — ее можно видеть на майках, сумках, календаря — Кошка на афише для кабаре Теофила Штейнлена.

На картине Кустодиева «Купчиха за чаем» к хозяйке ластится и трётся, мурлыча и изогнув хвост, сытый и

Кустодиев. Купчиха за чаем

ленивый кот, непременный житель любого купеческого дома, холёный и просто лоснящийся от непрестанного удовольствия. Здесь Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица.

XX век

Шагал. Париж через окно

В ХХ веке коты уже не только участники жанровых сцен — отныне их изображение это беспроигрышный маркетинговый ход, а творческое воображение художника наделяет их чертами человека и наоборот.

Луис Уильям Уэйн  был одним из самых популярных английских иллюстраторов и прославился своими антропоморфными изображениями кошек. Луис стал одним из самых известных ведущих специалистов по кошачьим и был избран президентом Национального кошачьего клуба. Кроме того, он был судьёй на соревнованиях и принимал активное участие в жизни

Уорхол

благотворительных организаций для животных.

Энди Уорхолл тоже очень любил котов.

Солнечногорский художник Вася Ложкин рисует котов с неподражаемым

Вася Ложкин

юмором, передавая их эмоции. Сам Вася признается в том, что его картины — на самом деле сказки с хорошим концом.

Коты Владимира Румянцева из Санкт-Петербурга очень романтичны. Они видят ангелов, любят цветы и лиричный город на Неве.