- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Архитектурный ансамбль Акрополя в контексте эволюции древнегреческого зодчества V века

Афинский Акрополь — 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. На сегодняшний день — это памятник древнего архитектурного искусства периода высокой классики.

Вторая половина V в. до н. э. была временем наибольшего развития искусства и культуры Аттики. После того, как закончились греко-персидские войны Аттика переживала период, который, ознаменовал внутренний расцвет Греции. Это был период рассвета демократии, которую возглавлял Перикл. В этот самый период зарождался единый архитектурный стиль, который сочетал бы в себе дорический и ионический ордер.

Происходит создание новых ассиметричных композиций зданий, что в то время было достаточно смело. Значительной свободы достигает применение ордеров. У ордерной колоннады появляется ряд новых функций, которые до данного периода учтены небыли. Во-первых, она стала выполнять не только функцию опорной конструкции, а стала элементом, способным выделять строение на фоне окружающего пространства. Так же колоннада способна разделять пространство на части, или объединять его.

Ордера претерпевают значительные изменения, особенно в своих пропорциях, что не удивительно, учитывая то, что они являются одним из важнейших средств художественной характеристики здания.

Сочетание ионического и дорического ордеров, особенно в одной постройке, позволяют вызвать новые ассоциации и чувства, а также изменить восприятие самого здания. В конце V в. до н. э. появляется коринфский ордер. Он часто применяется вместе с другими ордерами, с дорическим и ионическим. Спустя время, ближе к IV в. до н. э, сочетание и комбинирование в одном строении ионического, дорического и коринфского ордеров становится отличительной чертой, характерной для эллинского зодчества.

Во второй половине V в. в зодчестве продолжает развивается тот процесс, который зародился ещё половину столетия назад. А именно, искоренение культурной разобщённости, и раздробленности и образованию канонического типа в зодчестве дорийского ордера и общего эллинского стиля. Афины – это площадка, на которой происходили эти изменения. В этом городе работали мастера со всей Греции.

Самым главным сооружением эпохи Перикла был новый ансамбль Афинского акрополя, который господствовал над городом и его окрестностями. Акрополь был разрушен во время персидского нашествия; остатки старых зданий и разбитые статуи были употреблены теперь на выравнивание поверхности холма Акрополя. В течение третьей четверти V в. до н.э. были возведены новые постройки — Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесских войн.

Ансамбль А финского Акрополя  замечателен единством своего исполнения: он был задуман и отстроен в сравнительно короткий промежуток времен и. Руководителем и вдохновителем этой огромной, блестяще осуществленной работы по праву считают Перикла. Скульптурным декором ведал Фидий.

Хотя есть свидетельства того, что Акрополь был заселён ещё в четвёртом тысячелетии до н. э., наиболее важные сооружения на этом месте, включая Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и Храм Ники Аптерос, были построены в V веке до н. э. по инициативе Перикла.

План Акрополя: 1.Парфенон. 2.Гекатомпедон. 3.Эрехтейон. 4.Статуя Афины Промахос. 5.Пропилеи. 6.Храм Ники Аптерос. 7.Элевсинион. 8.Бравронейон. 9.Халькотека. 10.Пандросейон. 11.Аррефорион. 12.Афинский алтарь. 13.Святилище Зевса Полиея. 14.Святилище Пандиона. 15.Одеон Герода Аттического. 16.Стоя Эвмена. 17.Асклепион. 18.Театр Диониса. 19.Одеон Перикла. 20.Теменос Диониса. 21.Святилище Аглавры.

В ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры.

Ансамбль построен в 447—438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина из пентеллийского мрамора и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

Планировка и постройка Акрополя при Перикле были выполнены по единому продуманному плану и в сравнительно короткое время под общим руководством великого скульптора Греции — Фидия. За исключением Эрехтейона законченного в 406 г. до н.э., все основные сооружения Акрополя были воздвигнуты между 449 и 421 гг. до н.э. Вновь построенный Акрополь должен был не только воплотить представление о могуществе и величии Афинской морской державы и утвердить передовые идеи греческой рабовладельческой демократии на высшей ступени ее развития, но и выразить — впервые в истории Греции — идею общеэллинского единства. Весь строй ансамбля Акрополя времен Перикла пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии. В нем можно видеть наглядное осуществление слов Перикла, полных гордости за культуру «сердца Эллады — Афин»: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости».

Полностью смысл планировки Акрополя можно понять, лишь учитывая движение торжественных

Храм Ники Аптерос

процессий в дни общественных празднеств.

Открывает вход ряд парадных колонн (пропилеи-снаружи дорика, внутри ион). С запада: слева крупные и массивные ворота Пропилеи с колоннами, справа легкий и небольшой храм Ники Бескрылой. Храм Ники Аптерос/Бескрылой Победы (амфипростиль, ионика, в честь победы над персами), стоящий на выступе оборонительной стены Акрополя, своими легкими формами и пропорциями контрастирует с Пропилеями.

Храм Ники

Этот небольшой по размерам, кристально ясный по форме храм был построен архитектором Калликратом между 449 и 421 гг. до н.э. Расположенный ниже других построек Акрополя и словно отделившись от общего массива холма, он первый у входа на Акрополь встречал процессию. Храм отчетливо выступал на фоне неба; четыре стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма, построенного по принципу

Реконструкция Афинского Акрополя. Картина Лео фон Кленце. 1846 год.

амфипростиля, придавали зданию ясное, спокойное изящество.

Внимание каждого выходившего из Пропилей на Акрополь привлекал семиметровый колосс Афины Промахос, созданная Фидием еще до постройки нового ансамбля Акрополя в середине 5 в. до н.э. Промахос связывала центр Акрополя с морем, отстоящим от Афин на шесть километров; золоченый кончик ее копья был виден морякам, прибывающим в гавань Пирея.

В основе композиции ансамбля Акрополя лежал принцип не симметричного или последовательного, как в архаике, размещения памятников, а свободного, принцип постепенно открывавшихся взору художественных панорам. Статую Афины-Воительницы расположили поэтому левее основной оси Пропилей.

Парфенон

Одним из наиболее ярких памятников зодчеству второй половины Vв. стал, построенный на афинском акрополе в 447— 434 г. храм Афины – Парфенон. Этот храм был построен в дорийском ордере, и имел по восемь колонн с фасадов и по семнадцать с боковых сторон. Его архитектором был знаменитый зодчий Иктин.

Парфенон стоит на месте старого храма Афине и представляет собой дорический периптер (центр) с

Парфенон

элементами ионического ордера с двух сторон (сочетание впервые). Он стоит на трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров. Стены храма Парфенон: преддверие (пронаос), целла (наос), и казнохранилище. Храм со всех сторон окружён перистилем — колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам. Находящееся за внешней колоннадой помещение храма имеет 59 м в длину и 21,7 м в ширину.

Парфенон был продуман в мельчайших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю. В архитектуре Парфенона верхняя часть не такая тяжелая, как в зданиях архаики, но значительно облегчена. Парфенон не производит поэтому впечатления суровой мощи. Архитекторам Иктину и Калликрату удалось создать ощущение гармонической ясности и свободы. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы.

Парфенон построили не строго против ворот, а правее. Храм Афины снаружи был украшен метопами, изображающими битвы греков с амазонками и кентаврами, сражение богов с гигантами и сцены из Троянской войны. Непрерывная рельефная лента фриза-зофора шла по верху стены храма за колоннадой. Многие исследователи видят руку великого Фидия в рельефах фриза в честь праздника Панафиней. То осаживая коней, то погоняя их, скачут юноши; медленно выступают девушки в длинных, ниспадающих живописными складками одеждах; несут кувшины с оливковым маслом, вином и водой, едут колесницы; жертвенных животных погоняют служители.

Статуями были украшены фронтоны Парфенона. В их композициях много нового по сравнению с олимпийскими. Обращает внимание не только круговая обработка мраморных изваяний с прекрасным изображением их тыльных сторон, но и размещение в центре не одной, а двух основных фигур. В целле храма стояла двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Фидий, хризоэлефантинная техника, не сохранилась). Драгоценные камни — сапфиры помещались в глазницах. На правой ладони, покоившейся на колонне, стояла статуя богини Победы Ники. Левая рука Афины опиралась на щит с изображением битвы греков с амазонками.

Чрезвычайно обширная по размерам, обнесенная стеной, внутренняя часть храма имела симметрично расположенные неглубокие пронаос (открытая или закрытая пристройка перед входом в храм, передняя, проходная часть античного храма, прихожая, дословно: предзал) и описфодом (закрытое помещение, своим положением соответствовавшее пронаосу) ; как тот, так и другой были обрамлены недалеко выступавшими антами(выступы продольных стен храма, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для антаблемента), впереди которых стояли вытянутые в ряд шесть колонн. Около половины площади внутренней части храма занимала целла (главное помещение (святилище)). Вдоль длинных стен ее шли два ряда колонн, образуя три нефа, причем средний неф был значительно шире крайних. Немного не доходя до задней стены целлы, колоннады соединялись поперечным рядом колонн, в силу чего образовывался проход, соединявший оба боковых нефа.

Из описфодома дверь вела в довольно большое помещение (именовавшееся «Парфенон»), в котором хранилась государственная казна. Потолок этого помещения опирался на четыре колонны колоннами, а задней стеной служила задняя стена целлы.

Строили Парфенон из мрамора и украшали различными скульптурами и орнаментами. Над ними трудились лучшие мастера Аттики. Общее руководство, по-видимому, принадлежало Фидию. Фронтоны украшались большими статуарными группами, а метопы храма украшали различными рельефами.

Большое здание Парфенона уравновешивалось стоявшим по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим зданием Эрехтейона, оттенявшим монументальную строгость Парфенона своей свободной асимметрией.

В Парфеноне тяжелые и торжественные дорические пропорции были преображены в более лёгкие постройки ионического ордера. Вертикальные линии явно перевешивают горизонтальные, так как колонны стали стройнее, тем самым достигается эффект устремлённости вверх, очень характерное для построек ионического ордера. То же самое можно сказать и о декоре.

Фронтоны и метопы, покрытые рельефными изображениями, придают Парфенону достаточно нарядный

Парфенон на картине В.Д.Поленова, нач.1880-х гг.

вид. Это характерно для склонного к декоративным орнаментам и приёмам ионического ордера, а не для скупого на украшения дорического. К тому же – основной материал, из которого возведён Парфенон: белый мрамор, является в большей степени присущим ионическому зодчеству, что абсолютно логично в контексте преображенного дорического периптера.

Парфенон стал совершеннейшим созданием греческой классической архитектуры и одним из высочайших достижений в истории зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем подобно тому, как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Хотя Афины располагали достаточно большими средствами, — вовсе не гигантские размеры, а гармоническое совершенство пропорций, прекрасная соразмерность частей, правильно найденные масштабы здания по отношению к холму Акрополя и по отношению к человеку определили собой впечатление монументальности и высокой значительности Парфенона. Героизация и возвеличение, а не умаление человека, легли в основу образного воздействия Парфенона. Соразмерное человеку, легко схватываемое с первого взгляда сооружение полностью соответствовало эстетическим идеалам классики.

Парфенон был украшен исключительной по своему совершенству скульптурой. Эти статуи и рельефы, частично дошедшие до нас, были выполнены под руководством и, вероятно, при непосредственном участии Фидия — величайшего среди великих мастеров высокой классики. Фидию же принадлежала и 12-метровая статуя Афины, стоявшая в наосе. Кроме работ, выполненных для Акрополя, к которым Фидий приступил уже зрелым мастером, им был создан ряд монументальных статуй культового назначения, как, например, гигантская статуя сидящего Зевса, стоявшая в храме Зевса в Олимпии, поражавшая современников выражением человечности. К сожалению, ни одна из знаменитых статуй Фидия не дошла до нас. Сохранилось лишь несколько мало достоверных римских копий, вернее было бы сказать — вариантов, восходящих к фидиевским статуям Афины и к другим его работам («Амазонка», «Аполлон»).

Пропилеи

Пропилеи Акрополя

Вход на скалу, Пропилеи, при Перикле приобрел монументальный и торжественный облик. Архитектор Мнесикл изменил облик старых Пропилей , которые стояли под углом ко входу. Он учел рельеф скалистой поверхности и выстроил дорийское здание из пентелийского мрамора, стоящее на четырехступенном постаменте и представлявшее собой сложную систему из четырех ячеек. Внутри для оформления подъема высотой более 3 м. было устроено пять высоких ступеней. При входе, в котором было пять проемов (средний, более широкий проезд предъявлял собой пандус), находились два портика с ионийскими колоннами внутри, которые стояли на красивых строгих базах, оформленных двойным валиком. Внутри были особые потолки — одни из первых каменных в Греции, обработанные нарядно и изысканно (золотые звезды на синем фоне). Интересно, что в Пропилеях Мнесикл активно использовал курватуры — искривления прямых линий для создания благоприятного впечатления от постройки, которую посетители Акрополя видели снизу в сильном ракурсе. Антаблемент и колонны Пропилей сделаны с учетом ракурса, стилобат же сохраняет прямые очертания.

Находившиеся над западным склоном акропольского холма Пропилеи состояли из двух исполненных в дорийском ордере шестиколонных портиков, которые были увенчанных фронтонами. В качестве материала был использован белый мрамор и серый мрамор. Строительство началось в эпоху Перикла и было приостановлено из-за нехватки средств, когда сами Пропилеи еще не были завершены. Западный портик обрамляли с обеих сторон небольшие постройки. Боковые стены Пропилеи поддерживали перекрытие между портиками.

Боковые стены представляли собой столбы, которые стояли в глубине восточного портика и расположенными в два ряда шестью колоннами, выполненные в ионическом ордере и выполнявшие функцию несущих конструкций, и оформленных в виде ионического архитрава. Некоторая противоречивость форм ионийского и дорийского ордеров устранялась в известной мере в Пропилеях, в силу того обстоятельства, что в них части, выполненные в дорийском ордере, подверглись «ионизирующей» переработке подобно тому, как это имело место в Парфеноне.

Таким образом, в одной постройке Мнесиклом были объединены использованный для наружного оформления здания, как более монументальный, дорийский ордер и колонны ионийского ордера, производившие впечатление менее суровых, более интимных, и благодаря этому в полной мере отвечавшие задаче оформлять внутреннее пространство здания.

Слева к Пропилеям примыкало здание «картинной галереи», Пинакотеки, известной тем, что в ней были устроены два окна — одни из самых ранних в греческой архитектуре. В Пинакотеке по сообщению Павсания, находились пинаки — небольшие живописные изображения на дереве. Таким образом, Акрополь продолжал традицию дельфийского святилища с его «картинной» Лесхой книдян

Эрехтейон

Эрехтейон всем своим обликом отличается от Парфенона, взгляд на который с угла давал о нем полное

Эрехтейон

представление. Эрехтейон сложен и асимметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять архитектурные формы. Эрехтейон стоит на месте мифа об основании города Афины. Внутри статуя Афины Полиады (градохранительница).

 

 

Эрехтейон построен на неровном северном склоне Акрополя, и его планировка продуманно включила в себя использование этих неровностей почвы: храм состоит из двух находящихся на разном уровне помещений, он имеет разной формы портики на трех сторонах — в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене — и четыре колонны с промежутками, закрытыми решетками (замененными позднее каменной кладкой) на четвертой стене. Ощущение праздничной легкости и изящной стройности вызвано применением в наружном оформлении более нарядного ионического ордера и прекрасно использованными контрастами легких портиков и глади стен.

В Эрехтейоне не было наружной раскраски, ее заменяло сочетание белого мрамора с фиолетовой лентой фриза и позолотой отдельных деталей. Это единство цветового решения в большой мере служило объединению разнообразных, хотя и одинаково изящных архитектурных форм.

Смелое новаторство неизвестного автора Эрехтейона развивало живую творческую традицию высокой классики. Однако в этом здании, прекрасном и пропорциональном, но далеком от строгой и ясной гармонии Парфенона, уже пролагались пути к искусству поздней классики — искусству более непосредственно человечному и взволнованному, но менее героическому, чем высокая классика 5 в. до нашей эры.

Для дорийского периптера середины V в. установились определённые нормы, и было явным отступлением от них, то что был введён непрерывный скульптурный фриз, который отвечал канону ионического ордера. Впрочем, храм Зевса в Олимпии был ещё более ярким отклонением от канонического типа дорического периптера.

В заключении можно сделать вывод, что главной особенностью эволюции древнегреческого зодчества в V в. было преображение и смешение ордеров друг с другом, для получения чего-то нового, более обобщённого, и совершенного. Ярким примером этого процесса стал Афинский акрополь, на котором особенно чётко видно развитие этих тенденций того времени. Такие работы позволяли зодчеству ставить перед собой новые задачи и решая их, обеспечивать дальнейшее развитие архитектуры и культуры в целом.


  1. Всеобщая история искусств : в 6 томах / редкол.: Б. В. Веймарн [и др.] ; Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобразит. искусств. — Москва : Искусство, 1956-1966. — .; 27 см.
    Т. 1: Искусство древнего мира / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева ; [Авт. глав: Н. А. Дмитриева, В. В. Шлеев, И. М. Лосева и др.]. — 1956. — 467, LVIII с., 198 л. ил. : ил., карт.
  2. Акимова Л. И. Искусство Древней Греции : классика / Людмила Акимова. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. — 460, [1] с. : ил., цв. ил.; 23 см. — (Новая история искусства). — с. 160-210.