Формулировка иконографической программы культовой архитектуры ислама предопределялась не только сакральными задачами храмовой теологии ислама, но во многом исходила из уже существовавшей строительной практики и образной системы предшествующего культового зодчества. Богатейшее наследие ближневосточной культовой архитектуры давало мусульманам право выбора от гипостильных залов до зданий базиликального типа, купольных базилик и центрических купольных построек. Архитектурный тип центрического купольного здания был решительно отвергнут мусульманами при выработке иконографии мечети, хотя именно этот тип доминировал в это время в престижных памятниках византийского зодчества.
В исламе богослужение имама никогда не могло произойти в центре мечети, поскольку ориентиром для мусульман служила стена киблы и ритуальная ниша михраба, указывающие в сторону Мекки. Следовательно, здания мечетей должны были ориентироваться относительно горизонтальной оси, мусульман больше устраивал базиликальный тип построек. Но даже широко распространившийся в позднее сельджукидское и особенно в османское время центрально-купольный тип мечети оставался неизменным в своем структурно-планировочном виде – основной купол возвышался над моленным пространством зуллы.
Христианские сирийские центрические постройки 6 в. в Эсре и Босре указывают на местные истоки архитектурных приемов мечети Скалы. Ее архитектура созвучна и другим ранневизантийским центрально-купольным постройкам – церкви Сергия и Вакха в Константинополе и церкви Сан-Витале в Равенне, — но отличается от них иной трактовкой массы здания. Снаружи множество одинаковых стрельчатых арок с окнами, забранными узорными каменными решетками, вносит орнаментальный ритм в оформление стен мечети и этим подчеркивает монолитность массы купола, как бы парящего над всем сооружением.
В интерьере мечети Скалы также нет пластичности и мягкости пространственных переходов византийского
Святая София Константинопольская (VI в.) совмещает две культуры и становится достоянием двух религий. Св. София – пример совмещения трехнефной базилики и октагона (или храма и мартирия) в одном архитектурном пространстве. К числу близких константинопольских памятников со сходными принципами освоения подкупольного пространства относятся церковь Св. Сергия и Вакха, а также церковь Св. Полиевкта. После захвата турками, к Софии был лишь пристроен минарет.
В целом же внутренняя структура византийского храма генерирует целый ряд тем, не замедливших отразиться в османской архитектуре в целом. Кроме практики возведения и дальнейшего умножения
С введением парусов формируется кубический объем четверика, впервые это произошло в архитектуре Синана и в Сулейманийи. Эту мечеть отличает тщательно подобранный репертуар архитектурных тем, свойственных Св. Софии. Присутствие полукуполов и примыкающих к ним по паре экседр на продольной оси зала мечети в точности повторяет плановую композицию византийского памятника. Вместе с тем с Синаном вводятся не два, а три боковых нефа, над которыми появляется по пять маленьких куполов.
Далее в архитектуре Турции продолжает развиваться центрально-купольный тип мечети.
Существует архитектурная формула, которая особенно широко использовалась при создании простых мавзолеев (в эпоху Сельджуков), а именно куб, увенчанный куполом. Переходом между ними обычно служит многоугольник. Погребальные сооружения этой спокойной и сдержанной формы доминируют на мусульманских кладбищах и возвышаются, как ориентиры, по краям пустыни и морских побережий. Нередко беленые известью, они еще издали притягивают взор и надолго удерживают его своим образом равновесия и покоя, примиряющим небо и землю.
Восьмигранное тело мавзолея трактовано очень монументально. На гранях нижних ярусов прорезаны лишь невысокие стрельчатые входы и расположенные над ними узкие окна. Верхняя часть здания облегчена аркатурой, выходящей в галерею, устроенную в толще стены по всему периметру восьмигранника. Для подъема на галерею служат лестницы, помещенные в треугольных в плане
При общей уравновешенности и статичности композиции сочетание стрельчатых контуров купола, ниш и арок вносит в архитектуру мавзолея момент динамики.
Важной новой чертой архитектурного решения мавзолея Олджейту является цвет на поверхности стен и купола. Колористическая насыщенность, не нарушая монументального характера композиции, придала архитектурному образу большую эмоциональную выразительность и подчеркнуто декоративный характер.
Мавзолей Олджейту примечателен также тем, что с ним в центрально-купольную систему вводятся минареты.
- Веймарн. Искусство арабских стран и Ирана 7 – 17 веков. 1974.
- Шукуров. Образ храма. 2002.
- Титус Буркхардт. Искусство ислама. Язык и значение. 2009.