Дорога, выбитая в скале, проходит через «район цитадели» с громадной платформой, выложенной из камня, которую сейчас называют «Троном Соломона» (Тахт-и Сулейман). На этой платформе предполагалось, видимо, возвести особые культовые дворцы из камня, но работа была прекращена и место дворцов заняли хозяйственные помещения, сложенные из необожжённого кирпича. За
Сами дворцы расположены дальше к югу. Это здание-храм, имевшее функции парадного входа в комплекс («дворец R»). В древности его украшали громадные фигуры крылатых быков с головой человека, похожие на ассирийских шеду. Сейчас сохранился только каменный рельеф, украшавший одну из стен этого здания-храма. На нём — высокая фигура четырёхкрылого гения в эламском парадном платье, в египетской тройной короне той формы, которая известна на апотропеях позднего периода. Надпись над фигурой на трёх языках гласит: «Я — Кир, царь, Ахеменид». Этот памятник, пожалуй, один из самых известных монументов ахеменидской эпохи, интерпретировался учёными по-разному: некоторые рассматривали его как символическое изображение
К северу от «дворца R» расположен так называемый «дворец аудиенций» («дворец S»). Это здание, плоскую крышу которого поддерживало восемь колонн, окружённое со всех сторон открытыми портиками — айванами, с двойными рядами колонн. Со стороны главного входа портик фланкирован двумя глухими башнями, между которыми располагались тридцать колонн, по 15 в два ряда. Портик на противоположной стороне имел 48 колонн, также в два ряда. «Дворец-резиденция» («дворец Р»), расположенный к северу от «дворца S» ,сходный с ним по плану, но имеет лишь два портика, а перекрытие главного зала поддерживали пять рядов колонн.
Пасаргады естественно — самый ранний по времени памятник ахеменидского дворцового искусства. Некоторые черты архитектуры и в особенности декорировки Пасаргад уникальны. Дворцы Пасаргад, в отличие от более поздних дворцов Персеполя, украшены чёрным и белым камнем, остатки каменной скульптуры представляют некоторые не свойственные Персеполю композиции, иные
Во «дворце Р» остатки скульптурных панелей представляют лишь фигуру самого Кира, его вельмож и, возможно, гвардии. Если в первой группе рельефов можно отметить руку мастера месопотамской школы, то рельефы «дворца Р» представляют царя и его вельмож уже в типичном ахеменидском виде. Система драпировок, персидский покрой одежды, даже манера изображать мелкие детали, а иногда — и располагать надписи встречаются позднее в Персеполе. Это уже работа скульпторов «персепольской» школы.
Наконец, единственный, полностью сохранившийся рельеф Пасаргад — четырёхкрылый гений в египтизированной короне даёт как бы фокус той амальгамы разнородных влияний, на основе которых создавалось ахеменидское искусство.
Ещё больше влияний и заимствований встретится в Персеполе. Вместе с тем ясно, что ахеменидское
В Пасаргадах сформировалась школа мастеров, расцветшая затем в Персеполе, в которой объединились различные «формальные языки» под эгидой единого государственного идеологического заказа, в которой шёл отбор нужных для прокламативного искусства образов и композиций, а иногда, когда они отсутствовали, создавались на старой основе новые формы и образы.
Дворцы и храмы Персеполя были возведены на высокой искусственной платформе. На платформу ведёт пологая лестница из двух маршей. И платформа, и лестница, и все каменные детали здания этого комплекса сделаны из великолепного светлого песчаника.
Весь этот ансамбль был возведён с единственной целью. Весной, в день Ноуруза, ежегодно или, быть может, даже один раз в жизни каждого царя, во время его торжественной коронации, в этот город-храм собирались вельможи государства, гвардия, представители разных народов, чтобы во главе с царём и его двором совершить торжественный ритуал, посвящённый главному религиозному празднику иранцев — Новому
По парадной лестнице царь и его сопровождающие поднимались на террасу и проходили через так называемые «Пропилеи Ксеркса» — здание-храм, крыша в котором поддерживалась четырьмя колоннами, а при входе с четырёх сторон высились колоссальные человеко-быки и крылатые быки. В надписи на этом здании оно названо «Ворота всех стран». Затем вся процессия следовала через широкую площадь и подходила к подножию дворца. Это — так называемая ападана, или дворец приёмов. Строительство ападаны было начато Дарием и закончено при Ксерксе.
Дворец поражает прежде всего размерами. По всем четырём углам дворца возвышались массивные четырёхугольные башни, а с трёх сторон здания располагались портики, крыша которых поддерживалась двенадцатью колоннами из светлого песчаника, по шесть — в два ряда. Один портик выводил на край террасы, другой —
Лестницу украшали рельефы. К первому маршу «делегации» подходили с двух сторон, и слева они видели изображённой на рельефах армию царя царей. В трёх регистрах, сменяя друг друга, шли абсолютно одинаковые, сделанные как бы по трафарету солдаты эламских полков с копьями, луками и колчанами, персидских «бессмертных» с копьями и щитами, индийцев с акинаками, луками и копьями. За эламской
Центральную часть лестницы ападаны занимает большая строительная надпись с крылатым солнечным диском над ней и большими фигурами восьми воинов (персов и мидян) — по четыре с каждой стороны. По бокам этого центрального панно изображены одинаковые символические сцены — нападение льва на быка (древневосточный символ равноденствия).
Пройдя по лестнице ападаны, парадный кортеж попадал в громадный приёмный зал, крышу которого поддерживали тридцать шесть каменных колонн. Далее царь и приближённые следовали в небольшой дворец — трипилон. Лестница, ведущая в трипилон, украшена по внешнему фасу торжественным шествием «бессмертных», а по внутреннему — шествием слуг, несущих баранов, сосуды и бурдюки с вином. У входа на лестницу повторена та же символическая сцена нападения льва на быка. На других лестницах, ведущих на террасу трипилона, изображены жрецы-маги с культовыми цветами в руках, а также персидская и мидийская знать. Дверные проёмы трипилона занимают фигуры Дария, его слуг-зонтоносцев и торжественная сцена «тронного приёма» — Дарий сидит на троне, поддерживаемом тридцатью двумя представителями подвластных
В ахеменидскую эпоху рельефы были раскрашены в яркие цвета и имели вставки из пасты и бронзы. В основном это были красный, зелёный, синий, и жёлтый цвета.
Каноны, созданные ещё при Дарии, не нарушаются ни в чём на более поздних дворцах Персеполя, в архитектурном украшении скальных гробниц персидских царей, на памятниках торевтики V-IV вв. до н.э. В Персеполе создаётся тот «имперский ахеменидский стиль», который впоследствии будет господствовать на всей территории, подвластной Ахеменидам. Персеполь — это единый комплекс, где архитектурные формы и скульптура объединены в единое, хотя и медленное повествование.
Весь комплекс создавался по единому, продуманному до самых мелких деталей плану, где не только каждый дворец, но и каждый рельеф имел определённое, связанное с ритуалом место. Отсюда вполне понятна основополагающая роль символики архитектуры и скульптуры Персеполя.
Литература:
Луконин. Искусство Древнего Ирана. 1977.