Развитие османской архитектуры тесно связано с именем зодчего Синана. Три его самых известных сооружения — это мечети Шах-заде, Сулеймание и Селимие. Бросается в глаза их большое сходство: одинаково построенные массивные кубы с куполом, устремленные ввысь тонкие минареты, широкие дворы-
Первая мечеть — Шах-заде — была закончена в Стамбуле в 1548 г. Это квадратное в плане здание, облицованное гладким тесаным камнем. Высокие ровные стены прорезаны удлиненными стрельчатыми окнами, которые часто вписаны в такие же
Большой квадратный двор с фонтаном посередине и два массивных минарета дополняют комплекс Шах-заде.
Разрабатывая интерьер, Синан также стремился к монументальности. С этой целью, при помощи боковых помещений, он увеличил пространство центрального зала и поставил в нем мощные восьмиугольные опоры, которые
Большое внимание было обращено и на декоративное оформление. В противоположность гладким внешним стенам, лишь кое-где украшенным резьбой, интерьеры Шах-заде нарядны и праздничны.
Вскоре после Шах-заде Стамбул обогатился новым творением Синана – мечетью Сулеймание, где основная архитектурная концепция своего времени прозвучала с наибольшей силой. Как грандиозный памятник
Мечеть имеет грандиозные размеры. Она была построена на возвышенности над Золотым Рогом, откуда она была хорошо видна со всех сторон. Разрабатывая внешний облик здания, венчавшего холм, Синан стремился добиться предельной монументализации. Использовав удачно примененный в Шах-заде прием постепенного «нарастания» объемов при переходе от кубического основания к куполу, он еще более развил его. Величие Сулеймание усиливали пилоны и мощные контрформы, возвышающиеся ступенями
Вместе с тем, желая избежать некоторой тяжеловатости, Синан подчеркнул вертикали стен стрельчатыми окнами и нишами, сделал купол более высоким, по сравнению с Шах-заде, благодаря чему Сулеймание не только монументальна по силуэту, но обладает исключительной пропорциональностью форм.
Выдающееся мастерство Синана блестяще проявилось во внутренней планировке и убранстве Сулеймание. Первое, что охватывало входившего внутрь, — это чувство беспредельного пространства. Пройдя высокие сводчатые боковые галереи, человек оказывался в молитвенном зале с уходящей ввысь перспективой купола, поддерживаемого четырьмя гигантскими арками. Декорировка зала была необычайно богатой даже для того времени. Колонны и подпоры высечены из ценных пород камня и покрыты причудливой резьбой. Купола и
Развивая уже применявшийся ранее принцип, Синан развернул вокруг центральной постройки целый ансамбль, подчинив его решение основному замыслу. Так, традиционный двор с фонтаном, и до и после
Мечеть Селимие в городе Эдирне была начата в 1569 и закончена в 1575 г. В архитектуре Селимие с новой силой проявилось стремление Синана идти своими путями, хотя и опираясь на достижения прошлого. Здесь общий силуэт постройки складывается не из отдельных небольших деталей, как ранее, главный акцент делается на куполе. Мечеть располагалась на равнине, и поэтому выделение какой-то одной, наиболее выразительной части здания, концентрирующей внимание зрителя, было вполне оправданным.
Необычна постановка минаретов Селимие. Для зодчего они были
В комплекс Селимие входил и традиционный прямоугольный двор, но здесь его роль – постепенно
По внутреннему виду Селимие несколько отличается от предыдущих работ Синана – купол опирается на сравнительно небольшие по ширине и высоте арки с круглыми в сечении подпорами, которые вплотную придвинуты к стенам. Подпоры уже не дробят пространство зала на отдельные «отсеки», и оно сливается с подкупольным.
Убранство мечети отмечено большей строгостью и сдержанностью, чем в других памятниках. Возможно, Синан хотел привести в соответствие внешнее и внутреннее убранство, тогда как раньше оно строилось на контрасте.
16 – н. 17 вв. оставили и другие значительные художественные памятники культового зодчества: духовные училища, монастыри, гробницы и др. Ведущая роль в их создании также принадлежала Синану и его ученикам, старавшимся творчески переработать, развить уже сложившиеся принципы архитектуры.
В этом смысле примечательно медресе в пригороде Стамбула – Ускюдаре. Взяв за основу традиционный тип, Синан спроектировал прямоугольный открытый двор, обнесенный широкой двухэтажной галереей под двумя рядами небольших куполов и аркадой внутри. Средняя часть галереи увеличена – в ней находится зал, увенчанный плоско-сферическим куполом, придающим всему сооружению законченный вид. По той же оси в противоположной стороне устроен вход в виде выступающего портала с нишей.
Общие моменты в планировке объединяют это медресе с другим, относящимся к комплексу Сулеймание: открытый двор, галерея с аркадой и купольным залом. Но крупные масштабы комплекса обусловили и новое решение. Синан соорудил «двойное» медресе, из двух одинаковых по площади частей, соединенных осевым проходом со стрельчатой аркой.
В 16 в. складывается тип турецкой бани. Архитектура бань, при сохранении единого принципа строительства
Неотъемлемую часть средневекового турецкого города составляли рынки, часто сохранившиеся еще от византийской эпохи. Каждый из них составляет целый лабиринт перекрытых сводчатыми крышами улиц и переулков, где лавки торговцев чередуются с мастерскими ремесленников. В сооружении рынков принимал участие и Синан – под его руководством в 1557 г. был закончен базар Тирьяки в Стамбуле, а в 1569 г. – базар Али-паша в Эдирне.
Литература:
Миллер. Искусство Турции. 1965.
Превью: Мечеть Сулеймание. Северный фасад с площадью и центральным фонтаном