- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1664 г.

Полотно «Возвращение блудного сына» было создано голландским художником Рембрандтом приблизительно в 1668 г.

Данная картина представляет собой прямоугольное по формату изображение, вытянутое по вертикали, размером 260 x 203 сантиметров, основой для которого является холст, а художественным материалом – масло. Произведение искусства хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Сюжет данной картины основывается на евангелической притче, основой которой является Божье милосердие и прощение всех грешников. Сын, получив свою часть имения, расточил ее и начал голодать. Впоследствии ему не оставалось ничего, кроме как вернуться к своему отцу и попросить у него прощения. Отец простил сына и принял его к себе.

На полотне изображено несколько человек. Передний план занят фигурами отца и сына. На заднем плане можно увидеть двоих мужчин справа, одну женщину, размещенную почти по центру картины и другую женщину в левом углу. Примечательным является то, что рассматривая людей справа налево можно отметить все большее их слияние с фоном. Само действие картины происходит в отчем доме.

Фон картины представлен в темных тонах, однако на полотне можно увидеть красно-желтые тона.

Смысловым центром данного произведения являются отец и сын. Их главенство в данной картине отмечается использованием света. Эти две фигуры хотя и являются композиционным центром, однако находятся не по центру полотна, а смещены влево. Они являются символами раскаяния и милосердия, а отец показывает безграничную любовь к своему ребенку.

Сын в рваных лохмотьях стоит на коленях перед отцом, который склоняется к сыну и обнимает его. Одна его туфля спала с его ноги, поэтому он представляется зрителю полубосым. Лицо сына не изображено. Однако в его облике есть то, что напоминает зрителю о принадлежности его к зажиточному роду, о том, что он и его отец связаны одной плотью и кровью – меч, расположенный на правом боку блудного сына.

Отец представляется как зажиточный старик с бородой в платье и красного цвета плаще. Его лицо выражает спокойствие, он нежно смотрит на сына. Свет в большей мере сконцентрирован на руках отца. При этом некоторые ученые (в том числе и Г.Ноэун[1]) отмечают различие рук, определяя одну левую руку как мужскую – руку отца, а правую как женскую – матери.

Н.Пшенко отмечает, что «В других произведениях Рембрандта, написанных на этот же сюжет в предыдущие эпохи, хорошо видна устремленность двух персонажей навстречу друг другу, тогда как на картине «Возвращение блудного сына» их взаимное движение совершенно отсутствует. Отец и сын предстают в момент состоявшейся встречи, мгновение их воссоединения представляет собой одновременно начало и конец»[2].

Светотень, использующаяся для определения смыслового центра, может быть рассмотрена и с другой точки зрения – как аллегория милосердия, исходящего от отца и распространяющаяся на сына.

На втором плане изображены четверо человек – два мужчины и две женщины. Является интересным то, что если черты мужчин, изображенных слева, можно разобрать, то лица двух женщин почти совсем не прописаны. Все они наблюдают за трогательной сценой перед ними.

Мнения исследователей касательно того кто эти люди на заднем плане расходятся. Мужчина, расположенный справа, стоит, держа руки перед собой. На голове у него находится тюрбан, а его одежды похожи на одежды отца – красный плащ и платье под ним. Его взгляд несколько суров. Кроме того, можно отметить и внешнюю схожесть отца и этого мужчины: у обоих имеются бороды и некоторые схожие черты лица. Данный мужчина иногда определяется как автопортрет Рембрандта; другие исследователи предполагают, что это старший сын, который не был рад возвращению младшего брата, упрекавший отца: «Но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Подтверждением того, что эта фигура действительно является старшим сыном, является его сдержанная поза, нахождение не рядом с его семьей, а несколько поодаль от семейной любви.

Следующая фигура, расположенная чуть ближе к центру, представляет собой мужчину с усами, в черной шляпе и серых одеждах. Эту фигуру также предполагают как старшего сына. Он наблюдает за объятиями сына и отца несколько удивленно.

Центральная фигура также является загадкой. Во-первых, это касается вопроса пола. Некоторые

Офорт 1636 года

исследователи считают, что это и есть старший сын, прячущийся за колонной, которая является аллегорией столпа Иерусалимского храма. Другие исследователи предполагают, что, возможно, это женщина, преимущественно служанка дома. Этот персонаж почти сливается с фоном, на его лице можно выделить только основные черты – глаза, нос, рот, а также в целом его позу. Кажется, что фигура улыбается, наблюдая за главными персонажами, что противоречит словам старшего сына в притче, где он выражает свое недовольство возвращением брата, и, таким образом, дает сделать вывод, что все же эта личность может быть персонифицирована как старший брат.

Последняя фигура, расположенная по левую сторону полотно, определенно является женской. Мнения о том, кто есть эта женщина, также расходятся. Некоторые видят в ней религиозный подтекст, определяя ее как Ревекку – мать Исаака и Исаава. Другие же исследователи утверждают, что это мать блудного сына.

Важно отметить также тот факт, что в фигуре сына Рембрандт пытался олицетворить себя. Например, Г. Ноуэн утверждает, что «Блудный сын на картине — это и есть Рембрандт, столь отличающийся от самодовольного сладострастного юнца»[3]. Упоминая автопортрет художника в 30 лет, где Рембрандт изображен весьма уверенным в себе и самодовольным, но пережив впоследствии множество личных трагедий и разорившись, он начинает увлекаться Священным писанием, пытаясь найти дорогу к Богу.

Данное полотно Рембрандта учит зрителя проявлению любви и сострадания. Изображая сцену возвращения блудного сына, художник показывает, что такие благодетели как прощение и щедрость являются важными ступенями на пути к праведной жизни. Священное писание учит прощать так, как прощает Бог, и учит дарить щедрость так, как это делает Божественный отец, всеобъемлюще и безусловно. Эта картина может быть рассмотрена как послание Рембрандта будущим поколениям в конце его жизни, поскольку, прожив свою жизнь, полную радостей и горестей, художник дает возможность понять, что ценнее проявление безусловной любви и щедрости по отношению к другим нет ничего.


Превью: Рисунок 1642 года