В 1-й половине XVI в. большое значение приобрела тебризская школа азербайджанской миниатюры, оказавшая влияние на ряд региональных школ Ирана, Турции, Средней Азии. В Тебризе была создана крупная художественная мастерская при китабхане, во главе которой был поставлен переехавший из Герата Камал ад-дин Бехзад. Однако тебризская миниатюра XVI в. не была простым продолжением школы Бехзада. Каллиграфы, орнаменталисты и живописцы Тебриза, творчески используя достижения гератской школы миниатюры, развивали местную художественную традицию. Коротко тебризский стиль XVI века можно определить словами: изысканная декоративность и поэтическая повествовательность.
Примечательно, что лучшие произведения тебризских мастеров этого времени созданы коллективными усилиями. Такова, в частности, уникальная по
Все эти художники владели мастерством композиции сложных многофигурных сцен на фоне пышного архитектурного и ландшафтного пейзажа, умением живо передавать позы и движения людей и животных, метко схватывать детали. Разнообразные по манере исполнения миниатюры объединяет праздничность красочного строя и богатство образов, рожденных поэтической фантазией художников.
Сказочные события бессмертных поэм Низами тебризские художники перенесли в среду своих современников, наполнили трепетом окружавшей их жизни. Художники 16 в. отвергли присущий азербайджанской миниатюре предшествующих столетий принцип «немногословного» изображения, лаконично повествующего лишь о самом главном в сюжете поэтической легенды, и с увлечением передавали действительность во всем ее многообразии.
В первой сцене встречи Хосрова с Ширин, Султан Мухаммад выразительными
Повествовательность тебризской миниатюры пронизана особой поэтичностью, необычайно обостренным художественно-декоративным чувством. Фигуры людей и предметы живут как бы в узоре, сотканном из тончайших линий рисунка и каскада цветных пятен. Мощными красочными аккордами звучат сочетаемые по контрасту чистые и яркие цвета миниатюр. Изобразительное и декоративно-узорное начала в произведениях тебризских художников нерасторжимо слиты, не существуют одно без другого, образуют единое целое.
Никогда в истории восточной миниатюры изобразительные и декоративные средства, реалистические тенденции и условность живописного языка не были так гармонично слиты, как в лучших произведениях тебризских художников, которые с увлечением изображали и сказочных героев классических поэтических произведений, и события окружавшей их придворной жизни.
Стиль тебризской миниатюры, ее образный строй – мажорный, радостный, торжественно-приподнятый – выразил характерные черты изобразительного искусства своего времени и оказал влияние на другие школы Ближнего и Среднего Востока.
Ведущим художником тебризской школы миниатюры, определившим стиль живописи на несколько десятилетий вперед был Султан Мохаммед. Солтан Мохаммеду приписывается множество произведений, но научное сообщество называет небольшое количество его подлинных подписных работ. Главным источником являются его миниатюры в «Низами» 1539 – 43 гг. и «Дивана» Хафеза 1517 – 1540 гг. Возможно также отнести к работам мастера некоторые миниатюры из «Шах-намэ» 1537 г. из собрания Ротшильда.
Судя по этим миниатюрам, Солтан Мохаммед умел подмечать характерное, умел придавать своим композициям динамичность и оживление. Обычной в книжной миниатюре этого времени сцене, изображающей прием у сефевидского принца Сам Мирзы (из «Дивана» Хафиза), где легко впасть в скучную трафаретную схему, он умеет придать динамичность, пронизать ее композиционным напряжением, обогатить элементами наблюдательности. Фигурки собравшихся на церемонию людей образуют своего рода спираль, которая начинается от трона принца, огибает передний план, уходит назад через арочный проем в стене павильона и затем поднимается вверх, где завершается группой на крыше. Султан Мухаммед с удивительным композиционным мастерством связал в единое декоративное целое — в своеобразный красочный узор, проникнутый ритмом плавных линии и красочных пятен, — цепочки фигурок в разноцветных одеждах и белых тюрбанах, пейзаж с уходящими в синее небо стройными кипарисами и цветущими деревьями а также архитектурный стаффаж, украшенный арками и мозаичной декорацией.
Тонким изяществом и чертами неожиданных для веками повторяющихся композиции моментов проникнута миниатюра в «Низами» Британского
С именем Султана Мухаммеда уверенно можно связать уникальную двойную миниатюру в рукописи Джами «Золотая цепь», хранящейся в Российской Национальной библиотеке в СПб. Диптих представляет сцену охоты, необычайную по масштабу изображенного пейзажа и числу заполнивших его фигур. Оба листа по диагонали пересекает зеленая долина, куда охотники загнали множество мечущихся в разные стороны зверей. Справа под узорным балдахином принц (или шах) стреляет из лука в ланей. Кроме охотников изображены слуги, свита, группа мужчин, развлекающих принца пляской. В левой части композиции — удивительно подвижные фигурки людей, карабкающихся по крутым скалам, чтобы сбросить
Литература:
- Веймарн. Искусство арабских стран и Ирана 7 – 17 веков. 1974.
- Веймарн. Классическое искусство стран ислама. 2002.
- Денике. Живопись Ирана. 1938.
- Бретаницкий. Вемйарн. Искусство Азербайджана. 1976.