Важная роль в художественной культуре Ближнего и Среднего Востока в эпоху феодализма принадлежала прикладному искусству. Декоративное видение проявилось в том, что всем предметам быта стремились придать художественное значение. Высокое эстетическое «чувство вещи» позволяло в соответствии с практической функцией, не нарушая ее, придавать бытовому предмету красивую форму и умело располагать на ней декоративный красочный узор. Изобразительность никогда не исчезала из прикладного искусства, а в некоторые периоды расцветала очень пышно, создав оригинальные, глубоко своеобразные формы.
Аббасидский халифат – 750 – 1258 гг.
В состав халифата входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран и Северная Африка. Уже в начале рассматриваемого времени выкристаллизовались основные принципы, определившие развитие средневекового декоративного и прикладного искусства на Ближнем Востоке. Главное и исключительное внимание обращалось на узорную обработку поверхности. Наряду с орнаментом, который стал богатым, подчас красочным и изощренным в своих формах, декоративный характер приобрели также изобразительные мотивы.
Интересны большие кувшины овальной формы с невысоким горлом,
В дальнейшем большие терракотовые сосуды получают более пышный рельефный узор, подчиняющий себе фигурные изображения. На вазах 11 – 12 вв. из Мосула в орнамент из стилизованных растительных элементов вплетены не только мотивы зверей, но и антропоморфные изображения.
В узоре глазурованной месопотамской керамики очень распространены растительные мотивы: стилизованные изображения цветов, листьев, иногда кустов и деревьев. Встречаются также фигурные изображения (людей, животных), исполненные в своеобразном «силуэтном» стиле.
Важным центром производства художественной керамики была Ракка на Евфрате. Большинство известных нам образцов относится к 12 – 13 вв. Наиболее типичная керамика Ракки покрыта прозрачной бирюзовой глазурью, под которой видна роспись, исполненная черным цветом. Например, блюдо 12 в. в коллекции Метрополитен-музея.
Особый тип представляет керамика, узор на которой путем процарапывания (сграффито) выполнен до нанесения глазури:
Большое развитие на Арабском Востоке получила художественная работа по металлу. Она переживает расцвет в 12 – 13 вв. Для этого времени характерны богато украшенные чеканкой, гравировкой и полихромной инкрустацией из серебра, а иногда и золота медные и бронзовые изделия. Наиболее широкой известностью пользовались произведения мосульских мастеров, творчество которых процветало в 13 в. Мосульские художники создали изысканно богатый стиль декоративного узора, в котором с большим совершенством и гармонией сочетаются орнамент, каллиграфия и фигурные изображения. Этот узор, скомпонованный в фризах и медальонах, находится в полном
Рядом с искусством художественной обработки металла следует назвать изделия из стекла и резьбу по слоновой кости. Многочисленные образцы стеклянной посуды, найденные при раскопках в Самарре,
Широкой известностью в средние века пользовались ткани Арабского Востока. В Сирии и Ираке вырабатывались различные виды шелковых, шерстяных, льняных и хлопчатобумажных тканей. Особенно славились дорогими тканями Антиохия, Багдад и Мосул. На тканях 8 – 9 вв. довольно часто можно встретить мотивы сасанидского искусства. В дальнейшем вырабатывается новый стиль узора. Для сирийских тканей 11 – 13 вв. характерны изображения среди орнамента птиц или животных. Их фигуры, расположенные попарно, обычно в геральдической композиции, образуют или отдельные разбросанные по фону ткани медальоны, или широкие орнаментальные полосы. В расцветке тканей часто применялись сине-голубые и зеленоватые тона в сочетании с золотом. В орнаментации иракских тканей этого времени нередко можно встретить изображение охотничьих сцен. В узоре тканей важную роль играют декоративные надписи, содержащие различные благопожелания. Текстильный узор, как и все искусство Арабского Востока, был основан на декоративном сочетании орнамента, каллиграфии и изображений.
Государство Хулагуидов (Ильханидов) – 1256 – 1335 гг.
Основано чингизидом Хулагу, т.е. государство времени монгольского завоевания. Государство Хулагуидов включало в себя Иран, Арран, Ширван, Азербайджан, большую часть Афганистана, Ирак, Курдистан, Джезиру и восточную часть Малой Азии.
Точно атрибутированных изделий иранского художественного текстиля 14 – 15 вв. сохранилось мало, но
Мамлюкский султанат – 1250 – 1517 гг. Египет, Аравийские территории – Мекка и Медина
Прикладное искусство Египта в 13 – 15 вв. сохраняет тесную связь с архитектурой и бытом, но художественные его особенности по сравнению с предшествующим временем претерпевают значительные изменения. В ДПИ стало доминировать орнаментально-декоративное начало.
Традиционная арабеска (узорчатый орнамент) значительно обогатилась новыми декоративными мотивами и полихромией. Широкое распространение получил растительный, слегка стилизованный узор из стеблей и листьев. Иногда встречаются изображения людей, животных и птиц, расположенные среди орнамента. Однако все эти мотивы живой природы строго подчинены условной орнаментальной схеме, определяющей их место в узоре. Одновременно с обогащением узора усиливается отвлеченность его композиций и плоскостность в трактовке декоративных форм.
Характерной чертой ДПИ при Мамлюках является также его заметная социальная дифференциация. Усиление самостоятельности местных феодалов сломило монополию египетских султанов в области ремесел. Сократилось число придворных мастерских, появились более мелкие – региональные мастерские, выпускавшие изделия не только более дешевые, но и иного художественного качества.
Среди разнообразных видов ДПИ в первую очередь следует назвать обработку металла, достигшую в этот
Очень большое место в узоре этого времени заняли арабские надписи, исполненные подвижными орнаментальными почерками. Они содержат изречения из Корана, посвятительные и благожелательные тексты, а иногда также имена заказчиков и мастеров.
В мечетях Каира сохранились большие металлические люстры, украшенные ажурным узором. Кованым орнаментом покрывали также бронзовые двери больших зданий. Нередко в рельефную растительную арабеску, заполняющую медальоны в центре и в углах дверного полотнища, изящно вкомпонованы орнаментализированные фигурки животных и птиц.
В керамике 13 – 15 вв. – в узорах и технике – заметно среднеазиатское и
К концу периода «мамлюкский» стиль искусства исчерпал свои художественные возможности. Его пышность стала изощренной и самодовлеющей, формы – каноничными и холодными, узоры – сухими и безжизненными.
Литература:
- Википедия (даты и география).
- Веймарн. Искусство арабских стран и Ирана 7 – 17 веков. 1974.