Герат – столица Тимуридов в Хорасане, на территории нынешнего Афганистана. Новый стиль, сложившийся на рубеже 14 – 15 вв. в Ширазе, вскоре перешел в Герат. В 1420-х годах в при дворе Герата были собраны каллиграфы и художники из Багдада, Тебриза и Шираза. Наряду с традициями этих центров, гератская миниатюрная живопись испытала новую волну дальневосточных влияний. Возможно, художнику Гияс ад-дину, посетившему вместе с гератским посольством Пекин, принадлежит миниатюра на шелке с изображением Хосрова и Ширин под цветущей веткой дерева, написанная в китайской манере.
Иллюстрации двух гератских рукописей «Калила и Димна» — 1410-е – 1420-е гг. и 1430 г. – отличают поэтичные красочные пейзажи и динамичный рисунок фигур животных и птиц. Более лаконично трактованы миниатюры рукописи «Хамсе» Низами 1431 г. Подчеркнуто декоративны иллюстрации «Мираджнаме» 1436 г.
Ко второй половине тимуридской эпохи сложился тип иранской миниатюры, который является наиболее своеобразным национальным выражением иранского искусства. Ему свойственны оттенок романтизма, доминирующая декоративность, любовь к элегантности и законченности. В колорите господствует сочетание дополнительных тонов. Композиция отличается выработанностью, стремление к стройности, к симметрии. Рисунок несколько теряет силу и острую выразительность, но привлекает
В эту эпоху художник начинает сознавать себя индивидуальным творцом произведений искусства. Значительно чаще появляются подписи художников, в литературных произведениях упоминается о художниках, даются характеристики отличительных особенностей некоторых из них.
В «Бустане» живостью трактовки сцен и близостью к духу поэзии Саади выделяются подписные миниатюры художника: «Царь Дара слушает назидание пастуха», «Сцена в мечети», «Юсуф, убегающий от Зулейхи».
К шедеврам средневековой иранской миниатюры относят иллюстрации, которыми Бехзад в 1493/94 г. украсил две рукописи поэм Низами. Среди них есть назире, например сцена борьбы Бахрам Гура с драконом, но много и оригинальных сюжетов. С большой жизненностью и экспрессией изображены люди, занятые тяжелым трудом на строительстве дворца Хаварнак. Траурная патетика передана в сцене оплакивания мужа Лайли. Тонким лиризмом проникнуто изображение Маджнуна, тоскующего в пустыне.
Важным шагом в развитии миниатюрной живописи Среднего Востока явилось обращение Бехзада к портрету, в котором он стремился, не выходя за пределы установленных правил, передать индивидуальные черты внешности человека. Бехзаду приписывают графичный по манере исполнения портрет султана Хусайна Байкары и звучный по контрастному сочетанию локальных красок портрет Шайбани-хана, выполненный предположительно до 1510 года.
Творчество Бехзада – вершина в развитии миниатюры на Среднем Востоке – гармонично сочетает принципы традиционной условной средневековой живописи с элементами реальности, которые, не разрушая этикетности изображения, своей достоверностью придают ему особую выразительность и усиливают эмоциональность художественного образа.
Литература:
- Веймарн. Классическое искусство стран ислама. 2002.
- Веймарн. Искусство арабских стран и Ирана 7 – 17 веков. 1974.
- Денике. Живопись Ирана. 1938.