Формально минарет служит для провозглашения азана – призыва на молитву. Само слово манара (место возжигания огня, маяк) происходит от корня со значением «свет». Свет и огонь – неотъемлемые атрибуты-понятия минарета как самостоятельного, отделенного от мечети сооружения и понятия. Одиноко стоящие минареты хорошо известны в Иране и Хорасане сельджукидского времени (11-12 вв.) (Сабзавар, Кум, Саве, Кашан, Кирман, Наин, Гульпайган, Бастам, на территории Систана и Белуджистана). Иногда такие минареты служили поводом для возведения в этом же месте мечетей. Архитектурный или изобразительный мотив столба/колонны со всей очевидностью должно рассматривать как один из редуцированных образов храма.
Не менее заметной функцией подобных минаретов оказывалась роль маяков и путеводных башен, в особенности ночью. Минарет – это онтологический ориентир, маяк в бытии ислама. В одном из мировых
В исламе формируется архитектурная практика возведения ритуальных по своему существу колонно-башенных форм, выражающих идею вечного строительства и насаждения истины божественного Слова. В случае возведения одиноких минаретов на границах исламских земель минарет означает не просто ислам, но по преимуществу его Слово. В подавляющем большинстве на тулове таких колоннообразных башен наносятся арабские коранические и сакральные надписи, призванные материализовать, эстетически укрепить и прокламировать идею не только божественного Слова, но и божественного арабского языка – единого сакрального языка общины.
Классическим примером является минарет Джам в Афганистане, тулово его было испещрено рельефной
Самая ранняя форма минаретов – в виде ступенчатого башнеобразного сооружения. Начиная с Сирии (Дамаск и омейадские дворцы в пустыне) и далее на запад (Кайруан, Магриб и Андалусия), прочно утверждается этот башенный тип, отсылающий не только к христианским башням, но и к месопотамским зиккуратам.
Вертикальная ось минарета сравнивается с первой буквой алфавита – «алиф», обозначая связь между человечеством и Творцом. Относительно горизонтальной оси Творения минарет призван служить ясным онтологическим регулятором пространства, предопределяющим позицию человека в Творении.
Раннеаббасидское время оставило нам два примера башенных спиралевидных минаретов в Самарре (Иран), один из которых имеет свое имя – Малвия (847 г.), т.е., собственно спираль. Не представляется возможным дать исторически обоснованное объяснение о генезисе формы этих минаретов. О том, что идея этой формы и собственно форма были в раннее аббасидское время достаточно распространенными, говорит и позднее перестроенный минарет в мечети Ибн Тулуна (Каир). Он много более узок и похож на минареты колоннообразного вида, с сохранением начальных черт спиральной формы. Обычно историки архитектуры генетически возводят форму спиралевидных минаретов к доисламской архитектуре ассирийских зиккуратов или зороастрийских башен. Однако у нас нет достаточных оснований для проведения типологических и прямых сопоставлений.
Спиралевидные формы в архитектуре являются пространственным развитием S-образной линии, которая составляет формообразующую и композиционную доминанту во многих произведениях мирового искусства, включая искусство исламского мира.
Минарет мечети Ибн Тулуна в Каире, 876-79 гг. Формы минарета с внешними лестницами складываются из четырех частей: нижней квадратной (традиция Магриба) , круглой (в традициях Омейядов?) и двухъярусного октогонального киоска. Есть основание полагать, что первоначально минарет воспроизводил черты ал-Мальвийи и был одет кубическим объемом в 1296 г. Стены и пилоны мечети кирпичные. Минарет сложен из камня-известняка. Вторая площадка минарета связана с крышей мечети каменным мостиком на двух подковообразных арках. Устремленное вверх тело минарета противопоставлено горизонтально растянутой аркатуре двора.
Размеры башни поражают. В результате раскопок установлено, что стены уходят в глубь холма еще по меньшей мере на 10 м. Следует ли считать, что нижняя часть постройки скрыта искусственной насыпью? В таком случае как вы глядела постройка первоначально? Вторая загадка здания — отсутствие каких-либо следов наземного захоронения. Третья загадка заключается в том, что в кладке стен нет следов подмостей или пальцев. Кладка стен отличная. Кровля выложена специально сформованным кирпичом и гладкая, отшлифованная ветрами поверхность кажется монолитной.
Встречаются башенные сооружения мемориального типа, обычно на территории нынешнего Афганистана. Например, минарет Масуда III в г. Газни (Афганистан), 11 – 12 вв. – это, по сути, триумфальная башня. Каждая пара граней восьмиконечной звезды оформлена тончайшим затейливым орнаментом особых неповторимых комбинаций геометрических и растительных мотивов. Орнамент собран в квадратные панно, окаймленные эпиграфическим бордюром и рамками из кирпичиков. Верхняя граница звездчатой башни обозначена широким эпиграфическим поясом меж орнаментальных полос. Хотя эта башня называется минаретом, по сути, это
Еще один пример – минарет в Джам (Афганистан), 1153 – 1202 гг. В сооружении поражают чувство ритма и точность пропорций. Ярусы уменьшались в диаметре и завершались балконами, от которых остались лишь кирпичные кронштейны. Членение в геометрической прогрессии позволяет избежать монотонности и уничтожает ощущение тяжести. Той же цели служит и разграничение нижней части ствола на восемь вертикальных полос, где переплетение лент куфического письма образует шестиугольные и звездчатые фигуры. В остальном поверхность делится горизонтальными поясами письма и орнамента, где выделяется поясок бирюзовых изразцов.
Единственный в своем роде памятник органично соединяет элементы, свойственные иранской и среднеазиатской архитектуре (круглый план, узорные кладки обожженного кирпича и орнамент резной терракоты), с приемами зодчества Индии (круговые балконы на кронштейнах, переплетение эпиграфических лент).
Близок форме минарета Кутб-Минар в Дели, Индия, 1230 (одно из первых сооружений ислама на
Пластичностью и упругостью форм выделяются три нижних как бы каннелированных яруса Кутб-Минара. Самый нижний из них имеет чередующиеся полукруглые и треугольные в плане пилястры. Следующий за ним ярус состоит из пучка круглых колонок, а третьему ярусу придана зубчатая форма в плане. Опоясанный ажурными кольцами балконов и поддерживающих их сталактитов, а также орнаментальными узорами и надписями, Кутб-Минар несомненно превосходит все известные минареты не только своей мощью, пластичностью форм и богатством
В дальнейшем минареты все больше упрощаются до предельно простых форм.
Минареты сооружались не только при мечетях, но и при мавзолеях – в таком случае они ставятся по четырем сторонам.
В современной исламской архитектуре проводится много экспериментов с формами, в том числе, минаретов. В европейских городах часто от минаретов вовсе отказываются. Ислам ищет новую форму и адаптируется под современность.
- Шукуров. Образ храма. 2002.
- Всеобщая история архитектуры. Т. 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии 6 – 19 вв. 1969.
- Веймарн. Каптерева. Искусство арабских народов. 1960.
- Всеобщая история архитектуры. Т. 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины 19 вв. 1971.