- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773 г. Санкт-Петербург, ГРМ

Полотно (на превью) относится к зрелому периоду творчества живописца.

Изобразительной функцией картины является парадный портрет двух воспитанниц Смольного института благородных девиц. К экспрессивно-декоративной функции можно отнести изображение юных девушек, символизирующих собой торжество молодости и свежести. Картина относится к станковому роду живописи. В качестве основы служит холст; живопись масляная. Полотно имеет форму вертикально ориентированного прямоугольника. На первом основном плане изображены две фигуры в полный рост. Фон представляет собой театрализованный пейзаж, т.е. персонажи картины изображены на сцене театра. Картина статична.

Полотно изображает двух девушек-смолянок на сцене театра, и в то же время перед нами разыграна галантная сценка, в которой участвуют кавалер и дама. Амбивалентность изображаемого сюжета отражает моду «галантного» века на разного рода «маскарадные», шутливые постановки, праздники и иные способы

Ватто А. Затруднительное предложение. 1715—1716., холст, масло. Г. Эрмитаж.
Ватто А. Затруднительное предложение. 1715—1716., холст, масло. Г. Эрмитаж.

времяпрепровождения. Композиция, колорит фона и фигур изображаемых персонажей легко соотнести с полотнами родоначальника  жанра «галантного празднества» Антуана Ватто (1684-1721).

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) запечатлел в красках «весь Екатеринин век», переписал всех екатерининских вельмож, великий мастер камерного портрета. Левицкий был одним из тех немногих (если не единственным) живописцев XVIII в., о ком заговорили еще при жизни. Между 1772 и 1776 гг. Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – «смольнянок» (семь портретов, все – ГРМ). Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся в эти годы вопросами женского воспитания и образования, через Бецкого сделала Левицкому заказ на портреты, долженствующие увековечить в живописи «новую породу» людей. Екатерина много сил и энергии вкладывала в свое начинание, советовалась с Вольтером и Дидро относительно литературы и постановок, отсюда и вольтеровская «Заира» на театре Смольного института, и оперы Кьямпи и Перголези, Девочки в течении всего пребывания в институте учились музыке, языкам, танцам пению, светским манерам. Портреты смолянок позднее стали называть «сюитой», хотя нет сведений, что Левицкий задумывал их как нечто цельное, да и работал художник над ними несколько лет. Однако общий замысел в них все-таки проявился: он определен общей темой, которую избрал Левицкий, — темой победительной юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения. Кроме того в них прослеживается единый декоративный замысел, и все как бы освещены одним большим чувством художника, большой его теплотой, редко потом встречающейся в других его произведениях. Не связанный никаким композиционным каноном, живописец старался изобразить свои модели в наиболее выражающих их позах, ролях и образах. Девочки разных возрастов изображены и просто позирующими (таков первый портрет самых маленьких – Н. М. Давыдовой и Ф. С. Ржевской: художник словно нащупывает свой путь), и танцующими (Е. И. Нелидова, Н. С. Борщова, А. П. Левшина), в пасторали (Е. Н. Хованская и Е. Н. Хрущова), музицирующими (Г. И. Алымова), с книгой в руках (Е. И. Молчанова).

В итоге получился единый художественный ансамбль, объединенный и одним светлым чувством радости бытия, и общим, другие на фоне театрального задника. Мастер не скрывает, что его модели в двойном портрете Хованской и Хрущовой или прямо поставлены на маленькую сценическую площадку. Такая сознательная, чуть ироническая «неправда маскарада» придает еще больше очарования этим очаровательным дурнушкам», некрасивым красавицам с милыми неправильными чертами лица, «в заученных позах нелепого танца на дорожках парка», как писал А. Н. Бенуа. Все своеобразие русского рокайля виделось Бенуа в подобном письме, которое он не побоялся сравнить с фрагонаровским и с импрессионистическим.

Цельности колорита в двойном портрете Хованской и Хрущовой Левицкий достигает не господством одного доминирующего тона, а изысканной гармонией отдельных цветов, просвечиванием одного цвета из-под другого. Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. Портреты смолянок – декоративные красочные полотна, их декоративность слагается из определенного пластического ритма, композиционного и колористического решения. «Смольнянки» – парадные портреты, но Левицкого интересовало не только и не столько парадно-презентативное изображение модели: он стремился к раскрытию потаенной, глубоко спрятанной от поверхностного взгляда жизни.

Другие примеры:

Левицкий Д. Портрет Д. Дидро. 1773-74 г., холст, масло. Музей иск-ва и истории, Женева.
Левицкий Д. Портрет Д. Дидро. 1773-74 г., холст, масло. Музей иск-ва и истории, Женева.

На портрете Дени Дидро (1773-1774: Музей искусства и истории, Женева) изображен в домашнем одеянии кирпично-красного тона, без парика, с лицом немолодым и усталым. Возможно, именно так и видел его художник, когда Дидро возвращался из дворца после длительных бесед с императрицей. Мешки под глазами, старческие складки шеи — ничто не

Левицкий Д. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Левицкий Д. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

укрылось от мастера, твердо усвоившего уроки своего учителя Антропова быть трезво объективным. Но эти приметы возраста не лишают лицо значительности и достоинства.

И все-таки излюбленная модель Левицкого — молодая жизнь, только раскрывающаяся, которая вся еще впереди. Именно такой изображена Мария Алексеевна Дьякова (1778, ГТГ). Портрет Дьяковой как бы продолжение развития образов «смольнянок». То же прославление жизни, то же восхищение молодым существом. Но это и шаг на пути углубления характеристики. Здесь на помощь художнику не приходят ни танец, ни пастораль, ни арфа, ни даже книга. Дьякова представлена наедине со своими чувствами, и, как всегда в русском портрете, ее душевная ясность, чистота, незамутненность овеяны легкой грустью.


Литература:

  1. Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство ХVIII века : учебник для бакалавриата и магистратуры : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : [академический курс : соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования четвертого поколения] / Т.В. Ильина, Е.Ю. Станюкович-Денисова ; С.-Петерб. гос. ун-т. — Москва : Юрайт, 2015, [т.е. 2014]. 610 с.
  2. Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской = Коллекция Государственного Русского музея // Виртуальный Русский музей. – Онлайн платформа по современному искусству: [сайт]. – URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_4987/index.php (03.05.2020).

Дополнительная литература:

  1. Фанталов А. Н., Малязина М. А. Женщина Нового времени (история портретов первого выпуска Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге) // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №. 1 (45). – С. 146-149.
  2. Чежина Ю. И. Театр и костюмированный «Театральный» портрет в России XVIII в // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. – 2006. – №. 2. — С. 127-142.

Автор: Екатерина Орлова