- Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре - https://iskusstvoed.ru -

Костюм для ирландских танцев

История

Ну вообще это была суровая Ирландия, они танцевали как могли и в чем могли. Потом решили организовать соревнования. И понеслось.

Сначала танцевали кто в чем пришел, отдельный костюм для выступлений начинает появляться в 1910-1920 годах.

В Древней Ирландии общины уделяли большое внимание местным праздникам, где ирландцы могли объединиться в песне, танце, музыке, театре и спорте. Самый большой из них был Aonach, великий праздник в Таре, который был тогда столицей Ирландии.

Эти фейсианны были богатой возможностью охватить большую аудиторию, и часто воины рассказывали о своих подвигах в бою, члены клана прослеживали семейные родословные, а барды и балладеры руководили группами в легендах, рассказах и песнях.

Эти встречи в конечном итоге привели к спортивным и спортивным соревнованиям, включая скачки на лошадях и колесницах.

Неформальные соревнования давно проводились между городами и учениками разных мастеров танца, первый организованный феш был проведен Лигой в 1897 году.

В начале XX века в процессе «гэльского возрождения» специальное подразделение Гэльской лиги (впоследствии выделившееся в отдельную организацию —- Комиссию по ирландским танцам) занялось исследованием и стандартизацией традиционных ирландских танцев с целью их дальнейшей популяризации среди ирландского населения.

До конца XX века ирландские танцы были популярны лишь среди ирландцев и их потомков в Ирландии и в странах с мощной ирландской диаспорой. Стали популярны по всему миру после постановки в 1994 году танцевального шоу «Riverdance» и последовавшей следом постановки ещё ряда ирландских танцевальных шоу.

В период с 1890 по примерно 1910 год не было ничего, что можно было бы назвать танцевальным костюмом. Костюмы начали свою эволюцию также во времена Гэльского Возрождения, с подачи Гэльской лиги.

Гэльская Лига — организация, созданная «для сохранения ирландского языка, на котором говорят в Ирландии». Гэльская лига была основана в Дублине 31 июля 1893 года Дугласом Хайдом с участием Юджина О’Гроуни, Еойна МакНейла, Люка Уолша и других. Функционеры Лиги из числа интеллигентов-националистов впервые начали выпускать литературу и газеты на ирландском языке, основали «ирландские» школы, специальные танцевальные курсы.

Килты

Одной из идей этой почтенной организации было возрождение ирландского духа, в том числе и с помощью одежды. Сначала для волынщиков в конце XIX — начале XX века был предложен килт и многие сторонники Гэльской лиги поддержали новую моду и с удовольствием стали носить килт, подчеркивая свою приверженность духу Лиги. Затем это к двадцатым-тридцатым годам докатилось и до танцоров-мужчин.  считалось, что невозможно выиграть соревнование, ежели ты не в килте.

Начиная с 1920-х годов и все чаще на протяжении 1930-х и 1940-х годов килты начали заменять бриджи и брюки до колена в качестве мужских танцевальных костюмов. Окончательно от килтов нчали отходить в 1993-1995 гг., заменяя их на брюки.

Платья

Вместе с килтами были приняты в качестве нац. одежды и длинные платья  с платками для женщин. Женское платье часто было из белого материала, иногда с зелеными ленточками как в волосах, так и в обуви.

Платье поначалу украшали скромным узором по горловине, а плащ расшивали по углам. Ненадолго в моду вошли плащи с капюшонами, но позже плащ в танцевальных костюмах укоротился и стал крепиться только на одном плече на мужской манер. Поверх платья со складчатой юбкой стали надевать короткий пиджачок. Потом и пиджаки вышли из моды, им на смену пришли накладные воротнички и манжеты на платьях.

прототип ир. танц. платья — фото 8

Узоры на платьях появлялись в 20-е годы XX века, но узоры не были единственным способом украсить танцевальную одежду: в качестве пояса использовали декоративный шнур, а по специальным случаям на платье или пиджак крепили медали, завоеванные на соревнованиях.

Плащ

До конца 19 века общим предметом мужского и женского танцевального гардероба была шаль или «плащик». Это был функциональный элемент одежды, прямоугольный кусок ткани, который закреплялся на обоих или на одном плече брошью или булавкой вроде фибулы. Этот кусок ткани был очень практичной штукой — и одеяло на ночь, и днем плащ.

Сначала шали были очень большими и покрывали плечи и большую часть рук, плеч и боков, так что часто почти ничего не было видно из верхней части платья. Они также были очень длинными и часто полностью закрывали заднюю часть платья. Шали постепенно уменьшались в размерах с течением времени.

Эволюционная тенденция в случае костюмов для молодых танцоров заключалась в уменьшении размера платков до такой степени, что шаль стала прикрепляться только на одном плече и либо свисала вниз по спине, либо была прикреплена к талии с противоположной стороны. Именно эти последние варианты, шали, прикрепленные только на одном плече, по-прежнему наиболее популярны сегодня.

Вышивка

Есть. Ну или стразы.

Вышивка появляется н костюмах в 1920-х годах. Современные костюмы -это великолепные произведения искусства, украшенные почти в избытке вышивкой и аппликацией. Это дало начало большому бизнесу или промышленности в проектировании, вышивании и производстве танцевальных костюмов. Это большой бизнес, так как каждый танцор в настоящее время обычно имеет свой собственный индивидуально разработанный костюм, в отличие от стандартизированных костюмов класса более ранних лет.

Однако даже до 1940-х и 1950-х годов вышивка использовалась очень экономно. Сначала она использовалась как отдельные изолированные части, но где-то в конце 1930-х годов была введена непрерывная граница вышивки на платках. В 1950-х годах стала популярной непрерывная кайма вышивки вокруг конца или хвоста платья.

С середины 1980 — х годов количество вышивок на женских ирландских танцевальных костюмах увеличилось примерно в десять раз и, безусловно, уже близко к своим пределам. В последние годы мы также наблюдаем введение и последующее огромное увеличение количества аппликаций, а также увеличение количества бриллиантов, стразов и блесток не только на платье и платке, но и на головном уборе. Использование аппликаций на танцевальных костюмах имеет недавнее происхождение, начиная с конца 1980-х гг.

Обувь

Сначала танцевали в чем могли, утяжеляя обувь, в 40-х гг. это дело запретили, и пошла унификация, в итоге появились ботинки с утолщенным носом и жесткой набойкой.

Софты — в 1024 году появились чешки, позже их заменили специальной обувью, похожей на шотландские гилли?

Носки

В белых носках намного лучше различима мелкая работа ног, движения, которые можно пропустить, если нога будет в черном.

Тут про изменения.

Были плащи обязательно и «панельные» юбки до колена с пластмассовыми вставками. И они так хлобысь-хлобысь. Постепенно вышли из употребления. Был гладиаторский стиль. Были тематические узоры — фениксы, драконы там… совы. Потом это ушло и остался абстрактный узор, чаще кельтский.  Были разные цвета у корпуса и рукавов, сейчас тоже нет.

Современность

Есть силлабус! Издается АнКомом, который образовался в 1927 году.

Конструктивные особенности и общий вид. Шорты в цвет подклада юбки. Индпошив и традиции высокой моды.

Правила, визуализация — про вес, носки до 25 и черный костюм

Градации по уровням. По платью чаще всего сразу можно сказать, кто перед тобой — несчастный бегиннер или таки сформировавшийся опен. Ну или в случае с блэкдресс — по парику и диадемке.

Гендерность — девочка в мальчиковом костюме скорее всего таки получит баллы чуть выше. Но это не точно и не всегда. Но при прочих равных…

Кто шьет

Гэвин — Гевин Доэрти

Элевейшн

Райзинг стар

Элит

Коннор о Салливан

Джон Кэри дезигн

Про Россию — локально в городах есть швеи, и они шьют. На федеральном — нет. Зато местные начали шить обувь, что не может не обнадеживать.

Тенденции

Разрешили короткие рукава. Опенам и интермедам.

Кожаные рукава + рукава из кружева. Можно со стразами. Там вообще все можно с стразами.

Появились белые шнурки на софтах и белая изолента на хардах!

Укорачиваются парики. Юбки собственно тоже.

О динамике  отрасль динамичная, и это только начало. Стиль вращается в своем соку и от общественной моды почти не зависит. И плашики уже не модно.


  1. Куллинан, Джон П. (1994). Ирландские танцевальные костюмы: их происхождение и эволюция . Город Корк, Ирландия: JP Cullinane
  2. Черчилль, Сара. Вызов традиции: изучение роли костюма в современном ирландском степ-танце (магистерская работа). 2008. Университет Дублина.
  3. Силлабус
  4. Личные ощущения автора статьи
  5. https://en.wikipedia.org/wiki/Irish_stepdance#Costume