- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Термины в реставрации

Абсорбация – лат. absobeo, поглощение какого-либо вещества и окружающей среды всей массой поглощающего тела (абсорбентом). Жидкий абсорбент – растворитель.

Ангобирование – нанесение на необожженное керамическое изделие тонкотертой глиняной массы, ангоба, в виде самостоятельного декоративного покрытия или в сочетании с глазурью.

Антисептик — химическое вещество, применяемое для защиты от гниения древесных материалов.

Атрибуция – лат. аttributio, установление автора художественного произведения или времени и места создания памятника истории и культуры.

Бронза – сплавы меди с другими элементами (цинком, алюминием, бериллом, оловом). В памятниках истории сплав меди с оловом.

Бучарда — четырехгранный молоток, ударные поверхности которого покрыты пирамидальными зубцами. Применяется скульпторами, каменотесами для обработки камня.

Восстановление — сооружение здания вновь на фундаментах или на другого рода остатках погибшего памятника архитектуры. При этом выявление художественных достоинств памятника архитектуры происходит лишь частично, в условной форме своеобразного «макета в натуральную величину». Разрешение на такого рода работы дается лишь в редких, исключительных случаях.

Габарит — предельный обобщенный контур здания, сооружения, конструкции.

Галтель — узкая планка, прикрывающая щель в стыках.

Гидрофобный – водоотталкивающий.

Глазурование – самый распространенный способ декорирования разных видов керамических изделий. Глазурь, стекловидная масса, наносится, как правило, на обожженное керамическое изделие. Повышает механическую прочность и водостойкость изделия.

Грунт — в живописи покрывающий основу (холст, дерево, штукатурка) слой и связывающий основу с живописным и окрасочным слоем.

Движимые памятники и предметы — артефакты, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, входящие в коллекции государственных и общественных музеев, частных собраний.

Декор – итал. decoro, система украшения сооружения или изделия, бывает в керамических изделиях живописным (декоративные покрытия, роспись), скульптурным (рельефы, ажур, приставные детали).

Инкрустация — уложенные или врезанные в деревянную или каменную поверхность фигурные куски из различных материалов (высокосортное дерево, слоновая кость, перламутр, цветные благородные металлы, полированные камни и т.п.), образующие рисунок в плоскости обрабатываемой поверхности.

Иризация глазури – коррозия глазури, возникающая в результате повышенной влажности воздуха. Визуально проявляется в помутнении, утрате блеска глазурованной поверхности, появлении бисерного налета, затем по мере кристаллизации продуктов разрушения – чешуек (многослойных корочек). Следующий этап иризации – шелушение по всей поверхности и превращение покрытия в белесоватый порошок.

Катализаторы — вещества, изменяющие скорость химической реакции.

Керамика – греч. keramike, гончарное искусство от слова «глина». Широкий круг изделий из природных глин, а также соединений с минеральными и органическими добавками, обожженных и необожженных, включающих такие виды как гончарный товар, терракота, майолика, фаянс, изделия из каменных масс, фарфора.

Консервация — лат. conservation, прекращение (приостановка) разрушительных процессов, выявление и стабилизация материальных остатков культурных ценностей в том виде, в каком они дошли до наших дней, придание им долговременной сохранности. Сохранение, сбережение памятника, музейного экспоната в дошедшем до нас виде с позднейшими историческими напластованиями. Консервация оставляет неприкосновенной его подлинность и не грозит уничтожением каких-либо его элементов, ценность которых пока неясна, но может быть выявлена в будущем. Обязательным условием консервации является максимальное сохранение подлинного материала памятника, в том числе и в значительной мере разрушенного. Если неизбежна частичная замена подлинного материала памятника, то при реставрации необходимо применять материалы не современные, а по возможности близкие к тем, которые использовались при создании самого памятника. В архитектуре — проведение под руководством опытного специалиста-реставратора цикла инженерно-технических мероприятий по укреплению конструкций здания, декоративных деталей, по восстановлению и ремонту его покрытий и устройств, обеспечивающих защиту здания от атмосферных влияний, и т. п.

Коррозия – лат. corrosio, самопроизвольное разрушение, вызванное химическими процессами при взаимодействии с окружающей средой.

Кракелюр – растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины.

Кроки — чертеж участка местности, объектов, выполненный при глазомерной съемке. Применяется при обследовании реставрируемого объекта.

Культурный (археологический) слой — слой земли, содержащий остатки деятельности человека прошлых эпох. Толщина (мощность) культурного слоя — от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров.

Левкас – меловой грунт в русской средневековой живописи.

Майолика – керамические изделия из цветной обожженной глины, покрытые глухой оловянной глазурью.

Мастиченье — заделка пор, раковин, трещин в камне после его абразивной обработки.

Меандр — разновидность ленточного орнамента в виде рисунка из извилистых, прямых и кривых линий.

Модуль — постоянная единица измерения, которой подчинены как основные габаритные размеры сооружения, так и размеры всех составляющих его частей.

Мозаика — декоративные поверхности стены, пола или изделия, получаемые выкладыванием ее цветными кусками камня, дерева, плотно пригнанными друг к другу и прочно прикрепленными к основанию.

Недвижимые памятники истории и культуры — здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

Обновление — работы, при которых памятник архитектуры частично или даже полностью перестраивается в ином стиле и по другому проекту. При этом первоначальные художественные достоинства его не выявляются.

Олигомеры – вещества, молекулы которых состоят из небольшого, малого числа повторяющихся звеньев (низкомолекулярные полимеры).

Очистка – процесс удаления с поверхности стойких загрязнений: жиров, смол, копоти, окрашенных пятен, лаков, известковых наслоений, гипса – при помощи ряда химических веществ в сочетании с механическими средствами (кистями, тампонами, губками).

Памятники археологии – городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки культурного слоя древних населенных пунктов.

Памятники градостроительства и архитектуры – архитектурные комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятники искусства – произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками.

Памятники истории – здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины, захоронения репрессированных, участников войн (гражданской, Великой Отечественной).

Патина – итал. рatina, пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни при окислении металла под воздействием естественной среды или специальной обработки (патирования) патина предохраняет изделие от коррозии, имеет и декоративное значение.

Полимеры – вещества, молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся звеньев. Являются основой пластмасс, химических волокон, резины, лакокрасочных материалов, клеев.

Полумайолика – керамические изделия из цветной обожженной глины, покрытые белым ангобом.

Промывка – процесс удаления с поверхности загрязнений в виде уплотненных пылевых наслоений и привнесенных водорастворимых соединений при помощи дистиллированной воды или водных растворов моющих средств.

Пропитка – процесс проникновения полимерного состава в материал памятника с целью укрепления механической прочности изделия, защиты его от влаги и других атмосферных воздействий.

Реконструкция и воссоздание – лат. reconstructio, совокупность работ по воссозданию полностью или в значительной мере утраченного памятника, выполняемых с различной степенью приближения к оригиналу (его аналогии или гипотетическому прообразу). Восстановление некоторых утраченных частей памятника, которое допустимо только в исключительных случаях. В архитектуре это ремонтно-восстановительные работы, при которых не только ремонтируются сохранившиеся части памятника архитектуры, но и производится восстановление отдельных, уже утраченных частей сооружения, например крылец, завершающих башен и т. п. Работы такого рода обычно поручаются реставраторам самой высокой квалификации. Такие работы могут проводиться лишь при наличии бесспорных научных обоснований.

Реставрационные приемы — работы ограниченного характера, относящиеся к отдельным частям или элементам памятника (укрепление, дополнение, замена, склеивание и т.д.)

Реставрационный метод — образ действий реставратора, принятый по отношению к конкретному памятнику истории и культуры, когда реставратор решает принципиальный вопрос о том, чего он хочет добиться – сохранить подлинность памятника или получить стандартный памятник, используя для дополнения аналогии других схожих ему памятников. Попутно необходимо отметить, что принципиальная позиция реставратора должна направляться и контролироваться органами охраны памятников истории и культуры и консультациями отдельных ученых или ученых советов научно-исследовательских учреждений, а также обществ охраны памятников культуры.

Реставрация – лат. restauratio, работы по ограниченному восполнению относительно небольших утрат, восстановление в первоначальном виде. В широком смысле охватывает все виды работ, направленных на сохранение и максимально возможное выявление первоначального облика памятников истории и культуры. В узком смысле реставрация – это укрепление материалов артефакта, способствующее продлению его жизни, устранение позднейших наслоений, искажающих его исторический и художественный облик. В архитектуре — проведение на здании под руководством опытного архитектора-реставратора цикла ремонтных работ с выявлением и частичным, строго ограниченным восстановлением отдельных деталей и элементов, для научного обоснования которых имеются бесспорные и очевидные данные на самом здании, в натуре.

Роспись красками – широко применяется в декорировании. Выполняют в сочетании с глазурью, ангобом или самостоятельного декоративного покрытия.

Сиккативы — вещества, хорошо растворимые в растительных маслах и служащие катализаторами их высыхания.

Склеивание – наиболее часто выполняемая операция в процессе консервационной обработки, особенно керамических изделий.

Суспензия — дисперсная система, состоящая из двух фаз — жидкой и твердой, где мелкие твердые частицы взвешены в жидкости.

Темпера – живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии – натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.).

Терракота – итал. terra cotta (земля, глина; обожженная жженая), керамические изделия.

Тонирование – завершающий этап реставрационных работ керамических изделий. При реставрации уникальных памятников восполненные утраты либо вовсе не тонируют, либо используют ряд декоративных приемов, позволяющих легко отличать восполнения. Для керамики более позднего периода допускается более полная имитация цвета и декора.

Усадка — свойство штукатурки (бетона) уменьшаться в объеме или в линейном измерении вследствие физико-химических процессов твердения (кристаллизации).

Фактура — характер обработки поверхности — шероховатый, гладкий, полированный, рустованный, рваный.

Фарфор – по составу исходных материалов делится на твердый и мягкий; последний может быть фриттовым или костяным.

Фаянс – фр. faience, изделия из тонкой керамики, покрытые прозрачной глазурью.

Флейц — плоская кисть, применяемая в живописи и в малярном деле для выравнивания свежеокрашенной поверхности.

Экстерьер — внешний вид здания или ансамбля.

Эмульсия — дисперсная система, состоящая из двух нерастворяющихся друг в друге жидкостей, одна из которых (дисперсная фаза) распределена в другой.


Словарь терминов  : https://www.rah.ru/science/glossary/?let=%D0%90