- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Библиографические и архивные исследования по памятникам изобразительного и прикладного искусства

Базилика Сант Аньезе Фуори Ле Мура. Руины базилики Сант Аньезе. 4 век. Рим

В комплекс исследований, проводимых при реставрации, входит сбор исторических данных о памятнике, дошедших до нас в виде текстов или графических материалов, как опубликованных, так и неопубликованных, иначе говоря — историко-библиографические и историко-архивные изыскания. Рекомендуется начинать их на самой ранней стадии исследования. Без них трудно, а иногда и невозможно правильно организовать натурное изучение памятника, сделать на его основании полноценные выводы и тем более разработать обоснованный проект реставрации.

На каждый артефакт при реставрации составляется паспорт, в котором указываются: наименование памятника, типологическая принадлежность, датировка, исторические сведения, библиография и другая информация, описывающая его состояние и необходимые меры для улучшения сохранности предмета в будущем.

Академик И. А. Фомин в свое время говорил, что творческая идея нового здания возникает в сознании проектировщика задолго до начала проектирования и даже до получения задания на проектирование. Ни о каких предварительных возникших «творческих идеях» в реставрации не может быть, разумеется, и речи. Вместе с тем у реставратора , приступающего к работам на памятнике, архитектуры или к составлению проекта работ, заранее должно сформироваться достаточно отчетливое представление об особенностях архитектуры подобных сооружений соответствующего периода и школы, а также об особенностях данного реставрируемого здания, которые могут быть документированы до начал а работ на объекте. Архитектор-реставратор, по возможности, должен быть специалистом по истории архитектуры соответствующего века или, во всяком случае, изучить ее достаточно подробно по книгам и в натуре. Но, главное, он должен провести широкие исследования по истории реставрируемого объекта, изучив особенности его возникновения и обстоятельства позднейших переделок и ремонтов. Процесс таких исследований (как правило, очень сложный и трудный) и составляет один из важнейших элементов научного творчества, требующего напряженной работы ума и развитых уточненных ассоциаций, которое допустимо и даже необходимо в реставрации.

Первый этап предпроектной работы реставратора— сбор иконографического материала : графических изображений собственно памятника, изображений, посвященных другой теме, но включающих рисунок интересующего его сооружения, а также фотографий.

Наиболее непосредственно архитектора-реставратора интересуют данные о строительной истории памятника и особенно свидетельства о ныне утраченных элементах его архитектуры. Но для того, чтобы во всеоружии подойти к решению реставрационных задач, он должен получить возможно полный ответ на значительно более широкий круг вопросов. В первую очередь следует максимально осветить обстоятельства возникновения памятника: историческую обстановку, время постройки, данные о заказчике, имена архитектора и мастеров, непосредственно осуществлявших проект. Следует учитывать, что для периода средневековья роль мастера-исполнителя и роль архитектора далеко не всегда четко расчленены. Современные представления о неразрывной связи памятника и его окружения заставляют уделять столь же пристальное внимание, как и истории памятника, истории того места, где он находится, и особенно территории того владения, которому памятник принадлежит. Эта история должна быть прослежена с возможно более раннего времени, так как от этого зависит вероятность наличия ценного археологического слоя или остатков предшествовавших сооружений. Должны быть выявлены исторические события и лица, связанные с памятником, которые в той или иной степени могут обусловить его мемориальную ценность. Следует с наибольшей полнотой установить владельцев здания на протяжении всей его истории, поскольку от этого может зависеть направление поисков новых исторических материалов. С той же скрупулезностью, с какой изучается возникновение памятника, должны быть выявлены все данные о его последующих перестройках и ремонтах, о предметах его внутреннего и внешнего убранства, об изменениях его территории. Особое внимание следует обращать на материалы, характеризующие состояние памятника на различных этапах его существования: свидетельства современников, данные описей, графические изображения. Чрезвычайно важно также раскрыть историю изучения памятника, учесть историко-художественную характеристику, данную ему исследователями, выявить материалы научной фиксации и максимально подробные описания предшествовавших реставраций, если они когда-либо производились.

Предварительные историко-библиографические и архивные исследования по реставрируемому памятнику архитектуры имеют большое значение и при его натурном исследовании. Так, находка в одном из номеров середины XIX в. газеты «Московские губернские ведомости» краткой заметки, в которой отмечалось древнее происхождение церкви Николы Гостинного в Коломне, заставила с большей тщательностью, чем предполагалось, провести натурное исследование, что позволило опровергнуть установившуюся датировку 1848 г., которой соответствовал внешний облик здания. Последующее внимательное изучение дневника путешествия антиохийского патриарха Макария в Москву (1655 г.), где было найдено описание внешнего вида этой церкви, и его сопоставление с анализом общего развития архитектуры на протяжении XVI—XVII вв. дало основание для новой датировки, т. е. на 250 лет ранее прежней. На — конец, найденная в делах Поместного приказ» (ЦГАДА, ГАФКЭ) Писцовая книга. Коломны за 7086 г. (1578 г.) позволила установить, что, во-первых, церковь Николы Гостинного существовала в Коломне уже в 1578 г., а во-вторых, с более или менее достаточным основанием отнести ее постройку еще к первой трети XVI в.. Таких примеров можно привести немало.

Умение пользоваться печатной информацией открывает перед исследователем широкие перспективы. Самое трудное при этом — найти среди огромного количества опубликованной литературы нужные сведения.

Крупнейшие государственные библиотеки имеют обширные собрания книг дореволюционного издания, в которые влилось большое число частных собраний. В этих библиотеках есть специальные газетные и журнальные отделы, картографические собрания, отделы графики (гравюры, литографии и др.), а также отделы редких книг и архивы неопубликованных документов.

Чтобы разыскать необходимую книгу, нужно знать, ка к правило, автора или ее редактора, его инициалы, название книги, место и год издания. В некоторых случаях надо знать издателя. Чтобы найти статью, надо знать: автора, его инициалы, название статьи, название журнала , год издания, место издания..

Розыск информации в неопубликованных источниках много сложнее, чем работа с книгой. Для того чтобы безошибочно читать старое письмо и устанавливать время и место происхождения рукописных источников, архитектор-археолог должен владеть палеографией, одной из важнейших вспомогательных, исторических дисциплин.

Трудность нахождения точной исторической информации в архивных документах связана еще с тем, что исследователь обязан выяснить, является ли данный документ первоисточником или основан на данных других документов и каких именно. Используя исторические сведения, полученные из архивного документа, исследователь обязан знать, насколько используемый им источник достоверен и аргументировать это в отчете об исследованиях.

В основу организации документов в советских архивах положена исторически сложившаяся их систематизация. Так, з XV—XVII вв., в период образования и расширения централизованного русского государства существовала уже широкая сеть центральных и местных правительственных учреждений, при них существовали свои архивы. Документы данного учреждения хранились в том же порядке, как они отлагались при делопроизводстве, и т. п. Таким образом, перед исследователем встает задача — установить круг тех учреждений, организаций, предприятий и лиц, в результате деятельности которых могли накопиться интересующие его документы. Совокупность документов, образовавшихся в процессе деятельности учреждения, организации или отдельного лица, называется архивным фондом. Каждый архивный фонд имеет официальное название, связанное с названием фондообразователя. Путеводители по архивам, списки фондов и картотеки фондов существенно помогают в выяснении возникающих вопросов. Справочником по конкретному фонду являются его инвентарные описи (и иногда тематические каталоги). Совокупность описей охватывает все материалы фонда. В описи указывается номер дела и краткое изложение его содержания.

В РФ существует стройная сеть государственных архивов. Центральных государственных архивов федерального подчинения—12 . Исторические документы хранят также рукописные отделы крупных библиотек и музеев, а также некоторые архивы ведомственного подчинения: архив АН РФ, архив Санкт-Петербургского отделения Института истории и др.

Исторические сведения о памятнике могут оказаться полезными при решении не только архитектурно-реставрационных, но и конструктивно-технических задач. Отсюда — необходимость сбора сведений об организации строительного производства, применявшихся материалах, карьерах, которыми пользовались при поставках камня, об имевшихся прежде разрушениях, стихийных бедствиях, строительных работах на примыкающей территории, способных вызвать изменения гидрогеологического режима, с тем, чтобы прояснить возможные причины и особенности разрушительных процессов.

Работая с древнерусскими письменными документами, следует знать, что до XIV в. они писались на пергаменте (харатейные рукописи). Уже в первой половине XIV в. на Руси стала употребляться писчая бумага. Особенности бумаги помогают исследователю датировать документ, установить его подлинность.

В русской письменности было три основных типа письма, последовательно сменявших друг друга: устав (XI — начало XII в.), полуустав (с начала XII — до XV в.), скоропись (со второй половины XV — до конца XVII в.).

Особое место занимает декоративное письмо — вязь. Вязь делалась на фасадах и в интерьерах древних зданий. Она особенно пригодна для этих целей, так как является письмом декоративным, образующим непрерывный орнамент. Для вязи характерны применение для написания букв их сокращений и украшения.

Даже из этого краткого очерка ясно, сколь сложным и, как правило, длительным является процесс библиографических и архивных исследований. В тех оптимальных случаях, когда реставрация объекта длится много лет (что следует считать обязательным для особо ответственных случаев и при работах на уникальных объектах), следует всячески рекомендовать, чтобы эти работы, как и натурное изучение здания, архитектор-реставратор производил сам, так как все виды исследований по реставрируемому памятнику архитектуры всегда тесно -связаны одно с другим и взаимно дополняют одно другое.

Итогом историко-библиографических и историко-архивных изысканий должна стать историческая справка о памятнике, в которой собранные сведения по возможности излагаются в последовательном порядке, как связный процесс. Поскольку историю памятника редко удается проследить по документам с исчерпывающей полнотой, в подобной реконструкции событий обычны не только лакуны, но и известная гипотетичность, поэтому в справке необходимо акцентировать все положения, носящие характер предположительности.


  1. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов/С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, Л. А. Беляев, T. М. Постникова; Под общ. ред. С. С. Подъяпольского.— М.: Стройиздат, 1988.— 264. с.: ил.
  2. Методика реставрации памятников архитектуры. Под общ. ред. Е. В. Михайловского. М., Стройиздат, 1977. 168 с. (Гос. ком. по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР. Центр, науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры). Авт.: А. С. Алтухов, Г. В. Алферова, В. И. Балдин и др.
  3. Способы использования архивных и иных библиографических источников в практике атрибуции произведений живописи // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2019. — URL: https://myfilology.ru/193/sposoby-ispolzovaniya-arxivnyx-i-inyx-bibliograficheskix-istochnikov-v-praktike-atribuczii-proizvedenij-zhivopisi/
  4. Историко-архивные исследования. Иконографические источники. // АРТконсервация : [сайт].  – URL: http://art-con.ru/node/2631