- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов

COSTUME cap; nightcap circa 1640-1660 overall: 180 mm Man’s night cap made from red silk velvet cut in six conical sections embroidered in metal threads with pomegranates and embellished with spangles. Said to have belonged to Major Buntine.

Золотное шитье — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.

Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов. Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе — в основном, золотом шили церковные облачения. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити.

Для золотого шитья нужно выбирать прочную ткань, которая выдержит тысячи проколов: бархат, кожа или сукно, иногда шелк.

История

На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.

История торжокского золотного шитья уходит вглубь веков. В ХII-ХIII веках, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии — вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.

Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.

Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.

Техники золотного шитья

Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».

В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.

Канитель

Канитель

Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.

Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,

Расположение золотой нити над тканью

поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

Схема процесса волочения золота

На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.

До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.

Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре

Элементы узора церковного облачения

металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Уменьшенная копия платья Екатерины Великой

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.

Золотое шитье на головных уборах

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

Современное панно мастериц Торжка

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.

Центры

Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском

Шитые золотом сафьяновые сапоги

монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка.

Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами.

Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвей Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.


Отсмотреть все остальные учебники