Site icon Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Часослов Жанны д’Эврё (1324-1328, Франция \ Метрополитен-Музей, клуатры, № 54.1.2)

15v-16r, предательство Христа \ Благовещение

Часослов Жанны д’Эврё — богато иллюминированный манускрипт европейского Cредневековья. Был создан между 1324 и 1328 годами знаменитым парижским иллюминатором Жаном Пюселем (годы активности 1320-34) для Жанны д’Эврё, третьей жены короля Франции Карла IV, и был предназначен для использования королевой во время молитв в течение дня. В манускрипте 209 листов размером 94×64 мм, текст на латыни.

История

После своей смерти в 1371 году Жанна Д’Эврё оставила молитвенник королю Карлу V. После его смерти книга вошла в коллекцию другого высоко оцениваемого библиофила, его брата Жана, герцога Беррийского, в библиотеке которого он отмечен в 1401 году. Впоследствии часослов оказался у барона Луи-Жюля дю Шателе, а в XIX веке в коллекции баронов Эдмонда и Альфонса Ротшильдов.

Сначала книгу купил Адольф Ротшильд из Женевы. После его смерти в 1900 году часослов перешёл к его племяннику Морису Ротшильду, проживавшему в Париже. В 1940 году во время немецко-фашистской оккупации Франции немцы конфисковали манускрипт, отправив его в замок Нойшванштайн на территории Германии. В 1948 году он был возвращён бывшему владельцу, который в 1954 году продал его Метрополитен-музею в Нью-Йорке, где часослов выставлен в клуатрах при музее.

Иллюминирование

Техникой исполнения Пюсель превосходит предшественников, используя чёрные контуры, пунктирные линии, красные контуры с тенями сангиной и блестящими красками. Тем самым Пюсель открывает технику гризайль, с которой он, вероятно, познакомился во время поездки в Италию. Она придаёт странице большую декоративную целостность, персонажам — пластичность, а стилю — непосредственность

Часослов Жанны д’Эврё включают 25 полностраничных миниатюр с парными изображениями из младенчества и Страстей Христовых и сценами из жизни св. Луки. Фигуры выполнены в нежном гризайле (оттенки серого), что придает им удивительно скульптурное качество, а изображения акцентированы насыщенными красными и голубыми оттенками и оттенками оранжевого, желтого, розового, лилового и бирюзового цветов.

Миниатюры часослова делятся на три цикла; два первых посвящены страстям Христовым, третий — девяти эпизодам из жития короля Людовика Святого, который был канонизирован в 1297 году и страстно почитался при французском дворе. Применение разных оттенков серого при почти полном отсутствии красок учёные считают не склонностью художника к аскетизму, но разновидностью утончённого украшения, своеобразным шиком. В миниатюрах часослова видны итальянское влияние и благочестивость, а в маргиналиях — французская раскованность.

На полях около 700 иллюстраций, где изображены епископы, нищие, уличные танцоры, девушки и музыканты, населявшие улицы средневекового Парижа, а также обезьяны, кролики, собаки и фантастические существа. Все они оживают благодаря острому наблюдению, совершенному мастерству рисования и непревзойденному воображению художника.

Стиль

Часослов является классическим шедевром готического иллюминирования, а архитектурное окружение многих изображений показывает типичную французскую готическую архитектуру того периода. Хотя на нем не изображены типичные летающие опоры и горгульи, которые чаще всего ассоциируются с готическим периодом, лист 154 verso из «Часослова Жанны д’Эврё» под названием «Чудо Бревиария» изображает собор с элементами готической архитектуры, такими как трилистники. Еще больше готических аспектов можно найти на двух лицевых листах с изображением Христа, несущего крест, на стихе шестьдесят первом и Благовещении пастухам (62r). Четырехлистники, горгульи, крокеты — все это элементы, которые больше всего связаны с готическим стилем и могут быть найдены в обоих листах. Точнее, «Часослов Жанны д’Эврё» относится к стилистическим традициям северной готики.

Отмечено близкое сходство миниатюр со скульптурой Страсбургского собора, в украшении которого Пюсель, возможно, участвовал. По словам Гульда, «большинство связей со страсбургской скульптурой появляются в часослове Жанны д’Эврё. Параллели со страсбургской скульптурой происходят в Страстном цикле в часослове Жанны д’Эврё. Некоторые из мотивов происходят из цикла Страстей, занимающих тимпан центрального портала в Страсбурге». Хотя связь между вторым регистром тимпана в Страсбургском соборе и миниатюрой Христа, несущего крест, совершенно незаметна при первоначальном рассмотрении, «Вытянутая рука, поддерживающая крест в миниатюре, создает визуальную связь с необычным мотивом в той же сцене» второго регистра. Другие сходства, особенно те, которые связаны с легендой Гедройта, которые можно найти в «Часослове Жанны д’Эврё», также можно увидеть в «Часослове Иоланды Фландрской». Черты лица мужчины, чья жена подделывает гвозди для распятия Христа по просьбе евреев, похожи на черты лица, сидящего на корточках во Христе, несущем крест (61 стих).


Exit mobile version