- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Сийское Евангелие (XIV в., Москва \ БАН, Археогр. ком. 189)

Сийское Евангелие — рукописное Евангелие-апракос, написанное в 1339 (1340) году.  Евангелие было написано в Москве при великом князе Иване Калите в качестве вклада в Лявленский Успенский монастырь (располагался в селе Лявля в 35 километрах к югу от Архангельска), который в 1633 году был присоединён к Сийскому монастырю, в библиотеку которого оно и попало. Содержащаяся в конце рукописи памятная запись указывает на её заказчика — «написано быс(ть) си Еуа(н)г(ели)е въ граде Москове на Двину къ с(вя)теи Б(огороди)ци повелениемь рабомь б(ожи)имь Ананиею черньцемь». Также эта запись указывает на имена писцов «писали многогрешней дьяци Мелентии | да Прокоша, бл(а)г(о)-с(ло)в(и)те и|хъ, а не клените».

Рукопись написана на пергамене, содержит 216 ненумерованных листов. Текст написан уставом в два столбца по 24 строки, листы были разлинованы по трафарету. На полях имеются приписки, выполненные уставной скорописью. Рукопись сохранилась в полном объеме, за исключением первого листа и листом, вырезанным из 22 тетради, следовавшим за листом 172 об. Евангелие заключено в простой переплёт, обтянутый пергаменом, без каких-либо украшений.

Переплет поновлен в XIX (?) в. — кожаный, оклеенный пергаменом с внешней стороны (пергамен взят с иностранной книги XVII (?) в.) и бумагой — с внутренней. Снаружи на переплете нарисована акварельная рамка.

Заставка на первом листе

История

В Антониево-Сийском монастыре Евангелие в июне 1829 года обнаружил археограф П. М. Строев. По месту обнаружения оно и получило своё название — Сийское. В 1903 году оно поступило в Древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. По описи 1922 года Сийское Евангелие находилось в отделении рукописных и старопечатных книг Архангельской Публичной библиотеки, но фактически хранилось в пакгаузах Архангельской таможни. В 1927 году его передали в архив Историко-археографической комиссии в Ленинграде, а в 1932 году — в рукописное отделение библиотеки Академии наук.

Иллюстрации

В начале текста помещена единственная в книге заставка с завитушками по углам и с приподнятою верхней частью, четырёхугольной формы, с изображением змеиных голов и двух драконов. Они нарисованы киноварью, а пространство между этими фигурами закрашено зелёной и синей краской.

Отослание апостолов на проповедь

Сийское Евангелие известно своей миниатюрой «Отослание апостолов на проповедь». На миниатюре Иисус Христос изображён в жёлтом хитоне и синей ризе. Он стоит у входа в храм, увенчанный куполом с крестом. Правая рука сложена в благословляющем жесте и направлена к стоящим перед ним апостолам, в левую помещён свиток.  У Спасителя лик благодушный, взор кроткий, черты лица мелкие, поза простая, но благородная; на лицах апостолов изображено благоговение, выражение лиц разное. Лицам и фигурам каждого

Поклонение волхвов

из них преданы индивидуальные черты (например, первым немного склонившимся и с прижатой к груди рукой изображён апостол Пётр, последним в образе молодого безбородого юноши Иоанн Богослов). Голова Иисуса окружена золотым нимбом, апостолы же изображены без него. Имя автора этой миниатюры — Иоанн, известно по одной из записей на страницах Сийского Евангелия. Как композиция миниатюры, так и ее техника указывают на то, что рисовальщик был для своего времени человек художественно развитый и при том искусный, опытный в деле рисования.

Миниатюра «Поклонение волхвов» первоначально была первым листом рукописи, но затем предположительно в 1829 году была вырезана обнаружившим рукопись П. Строевым и хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге куда поступила не позднее 1934 года. Принадлежность данной миниатюры Сийскому Евангелию была установлена О. Ю. Поповой и затем подтверждена член-корреспондентом РАН Г. И. Вздорновым.