- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Сказание о Мамаевом побоище. XVII в, ГИМ, собр. Уварова, № 999а

Лицевая рукопись XVII века из собрания Государственного Исторического музея.

«Сказание о Мамаевом побоище» — литературное произведение XV века об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, информация о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды.

Текст повести расположен на 94 листах, и один лист, 95-й, с записями XVIII века.  Характер почерков рукописи, начертания отдельных букв и наличие словоделения в строке позволяют датировать рукопись серединой XVII века.

Рукопись написана полууставным типом почерка, сочетающим удобство и четкость письма. Ее писали 4 писца. 1-м писцом написано начало: листы 1-14, 20, 27-31, 33. 2-й и 3-й написали совсем немного: 2-й писец — листы 15-19, а 3-й — только лицевую часть листа 38. Больше всех над книгой работал 4-й писец. Им написаны листы 21-26, 32, 34-37, 38 об . — 94 . Если почерк 1-го писца красивый и четкий, в заглавиях он употребляет красную краску киноварь, то последний писец пишет, не особенно заботясь о красоте букв. На последних листах книги небрежность почерка показывает, что писец спешил окончить работу. Словоделение в строке выдержано последовательно 1-м писцом, у 2-го и 3-го писцов лишь намечено разделение на слова, у последнего словоделение наблюдается только на отдельных листах. На некоторых листах книги текст расположен в виде сужающейся книзу воронки. Это особый прием украшенного письма, правда, в этой книге из-за небрежности расположения букв на листе красота письма теряется.

Миниатюры

Большое значение в рукописи имеют миниатюры, выполненные одним мастером. Каждая миниатюра занимает одну из сторон листа. Всего в книге сохранилось 27 миниатюр. Возможно, на утраченных листах также имелись рисунки. Миниатюры последовательно раскрывают сюжет повести. Вначале рисуются события, предшествующие Куликовской битве, затем ход сражения и, наконец, встреча победителей. Движения и чувства участников повести художник передает языком жестов, лица их невыразительны. И русские, и монголо-татарские воины ни лицом, ни одеждой не отличаются друг от друга. Князей Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича отличают от других князей короны на головах. Все позы людей малоподвижны, непластичны.

Миниатюра выполнялась сначала нанесением контура рисунка черной краской, а затем ее раскрашивали в основном красной и зеленой. Это преобладание ярких красного и зеленого цветов делает миниатюры красочными и нарядными. В значительно меньшей степени мастер употреблял лиловую, серую и желтую краски. Совсем отсутствует синяя, которая была очень дорогой и употреблялась лишь в миниатюрах и заставках роскошных книг, написанных для знатных и богатых заказчиков.

Фон на всех рисунках отсутствует. В тех миниатюрах, действие которых происходит в помещении, над рамками миниатюр возвышаются строения башенного типа. Так условно изображаются палаты или дворцы. Только одна миниатюра показывает в разрезе трехглавый храм — Успенский собор Московского Кремля (л. 33), где князья Дмитрий и Владимир поклоняются гробу митрополита Петра. На двух миниатюрах художник очень стилизованно, условно изобразил растения: на листе 74 — выезд засадного полка из рощи, на листе 80 об. — под березой лежит раненый князь Дмитрий Иванович. Все миниатюры рукописи заключены в рамки. Листы рукописи имеют 3 нумерации: современную написанию XVII века буквенную и потетрадную, XVIII века — полистную, чернилами, арабскими цифрами и последнюю, XX века — карандашную, полистную.