- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Орозий. История против язычников. VIII век, Лаон \ Муниципальная библиотека Лаона, ms. 137

Опять же  — так, как ее увидели монахи из Лаона в VIII веке.

Судя по всему, они там перепиской теологической литературы занимались исключительно (Исидор, Разыскания на Семикнижие Августина…).

Итак. Рукопись на пергамене, содержит 130 листов размером 34,5 х 26 см. с ошибкой в пагинации между листами 69 и 80. Текст в два столбца, лаонским письмом в коричневых чернилах. Инициалы и главы в красных и зеленых чернилах. Переплет XVIII века из кожи пятнистого теленка.

Описание

Текст Орозия был транскрибирован и написан скорописью A-z Лаона. Это письмо предполагает, что
рукопись была выполнена в регионе Лаона в середине VIII века, как и семь других рукописей группы, которые сегодня разбросаны по библиотекам Европы (Базель, Кембридж, Кольмар, Лондон и Париж). Среди аналогичных книг, в частности, — «О природе» Исидора (Laon, 423), Святой Августин (Paris, BnF лат. 12168) и «Moralia in Job» святого Григория (Лондон, Британская Библиотека, MS 31031). Стилизованный и искусственный характер этого письма, многих связок и угловатый вид некоторых букв, приближается к другому меровингскому письму  VII века в Луксейском монастыре, основанном в Вогезах
ирландским миссионером св. Коломбаном. Трудно расшифровываемое для неопытного глаза,
это письмо входит в число многих региональных до-Каролингских графических изображений, которые
практиковались до распространения, начиная с конца VIII века, Каролингского минускула на территории Франции. Его происхождение часто ассоциируется с женским коломбанским монастырем NotreDame-Saint-Jean, основанным в Лаоне при поддержке епископа Аттола.Рукопись из Лаона 423 имеет то же происхождение, т.к. включает в себя подпись канцелярии монахини по имени Дульсия.

Иллюминирование

Как и палеография, украшение этого экземпляра Орозия характерно для стиля, практикуемого на севере Франции в меровингскую эпоху. В соответствии с принципами, регулирующими оформление рукописей в то время, рукопись открывается фронтисписом, в то время как остальная часть декора состоит из украшенных инициалов и названий. Маркировка входа в священное пространство текста, — монументальный крест, —
вставляется в обрамление, и занимает обратную сторону первого листа. Его четыре конца содержат антропозооморфные символы евангелистов: ангел для Святого Матфея, Лев для Святого Марка, вол для Святого Луки и Орел для Святого Иоанна, в то время как в его центре находится Агнец Божий.

Изображенные в бюсте, символы евангелистов крылатые, в то время как агнец Божий  с ореолом.  Сине-черные надписи чернилами ранее позволяли идентифицировать эти фигуры, но большинство из них сегодня стерты, за исключением следующих двух: «Mathaeus» («Матфей»), «Ecce agnus Dei» («вот Агнец Божий»). В рамах, разделенных сторонами Креста и обрамлением, находятся в верхней части аббревиатуры XPI (Christi) и IHU (Ihesu) и в нижней части альфа и омега образуются соответственно из двух рыб и двух птиц. Обрамление, тем временем, увенчано фантастическими разноцветными квадрупами и пятнистые его края высеваются из  бисера на черном фоне, — шаблон, который можно найти на телах собак, украшающих обрамление и на ореоле Агнца Божьего. Многие цветочные узоры украшают части креста, а также аббревиатурные Тильды audessus. Очень геометрический рецепт на этой странице вызывает ассоциации  с ирландским искусством, известным своим искусно организованным орнаментальным изобилием. Оно
имеет яркую и разнообразную палитру цветов (оранжевый, розово-красный, бледно-желтый, зеленый, синий черный, черный), блеск которого сегодня исчезает из-за износа времени.

Эта палитра, идентичная той, которая использовалась для остальной части декора рукописи, является характерной для меровингского искусства, которое искало разноцветные эффекты, отдавая предпочтение использованию ярких цветов, таких как оранжевый, желтый и зеленый.

  1. http://my.yoolib.com/bmlaon/wordpress/wp-content/uploads/2013/10/en_savoir_plus_ms137.pdf
  2. http://bibliotheque-numerique.ville-laon.fr/collection/20-histoires-contre-les-paiens/
  3. http://manuscrit.ville-laon.fr/_app/ms/OEB/Ms137/en_savoir_plus/CDms137.pdf
  4. http://manuscrit.ville-laon.fr/_app/index.php?type_recherche=cote&choix_secondaire=Ms%20137&tri=
  5. http://tools.yoolib.com/Viewer_v2/index.php?page=1&user=bmlaon&filemedia_id=20&background=ffffff&pdf_type=external&url_css=&menu_left_visible=&menu_left_type=&search=&lang=&url_return=http%3A%2F%2Fbibliotheque-numerique.ville-laon.fr%2Fcollection%2F20-histoires-contre-les-paiens%2F%3Fn%3D&sid=hvlagt18h152tfolens65uobj0&fullscreen=1