- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Ювелирные украшения эпохи Меровингов, Каролингов

Кристалл Лотаря

Ювелирное искусство Меровингов

Хотя нам известны меровингские драгоценные украшения, сохранившиеся памятники составляют лишь небольшую часть их первоначального числа.

Блюдо, сокровища Гурдона, Кабинет медалей BNF
Блюдо-патена, сокровища Гурдона, Кабинет медалей BNF

Для декоративно-прикладного искусства периода Меровингов характерно сочетание позднеантичных веяний с чертами «звериного стиля». Излюбленными материалами варварских мастеров на протяжении всего Раннего Средневековья было золото и прозрачные минералы насыщенных и ярких цветов, особенно красного и синего; одним из наиболее распространенных камней, использующихся в франкских ювелирных изделиях, был красный гранат — альмандин. Не менее часто используемым материалом была стеклянная паста, также ярких цветов, преимущественно красная. Общий для большинства германских народов прием — создание изделия из золота с множеством ячеек со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней или стеклянной пасты. Иногда вставки стеклянной пасты использовались в сочетании с драгоценными камнями как равнозначные декоративные элементы одного изделия.

Ювелирные изделия меровингского периода представлены в основном фибулами различных форм

Меровингская фибула

(дисковидные, кольцевидные, зооморфные), поясными пряжками, кольцами и элементами конской упряжи. Более скромные украшения изготавливались из бронзы и красного стекла, иногда с позолотой или отдельными золотыми элементами.

О высоком качестве ювелирных изделий франков свидетельствуют находки в захоронении скончавшегося в 481 году сына Меровея Хильдерика, случайно обнаруженном каменщиком в 1653 году в Турне во время строительных работ. Там было найдено кольцо с изображением правителя и надписью «Хильдерик, король», два меча с украшенными инкрустациями из золота и гранатов эфесами, золотое запястье, пряжки, наконец, около трехсот золотых цикад с усыпанными гранатами крылышками, некогда пришитых к парчовой мантии короля. Рассказывают, что провозгласивший себя императором Наполеон приказал прикрепить этих цикад к собственной парадной мантии, надетой им во время коронации. Были в этом кладе и

Меровингская фибула, золоченое серебро, слоновая кость и красное стекло, (6 век н.э.), найденный в Шарлевиль-Мезьере (Франция), в женской могиле
Меровингская фибула, золоченое
серебро, слоновая кость и
красное стекло, (6 век н.э.),
найденный в Шарлевиль-Мезьере
(Франция), в женской могиле

монеты из золота и серебра. Большая часть этих изделий известна теперь по описанию, составленному вскоре после находки, ибо в 1831 году многое было похищено. Эти произведения свидетельствуют о том, что в Турне была королевская мастерская, изготовлявшая украшения так называемого «полихромного стиля». Высочайшая техника мастеров из Турне говорит о расцвете этого вида искусства при первых королях франков и о его родстве с аналогичными ремеслами лангобардской Италии и вестготской Испании.

Древний обычай класть драгоценности в захоронения сохранился у франков и после принятия ими христианства. Меровингские захоронения VII— VIII столетий богаты утварью — это оружие, фибулы, пряжки, посуда. Среди них есть вещи лангобардской работы и местные подражания им, но вместе с тем в декорировке появляются элементы «звериного стиля», характерного для бронзовых пряжек и брошей, распространенных в

Фибула из Виттислингена, VII в. Мюнхен, Баварский Национальный музей
Фибула из Виттислингена, VII в. Мюнхен,
Баварский Национальный музей

северных районах, в частности в рейнской области. Типичным образцом местных изделий является круглая позолоченная и украшенная эмалью и гранатами фибула из Вигтислингена с узором из образующих форму креста четырех сплетенных змеиных тел (VII в., Мюнхен, Баварский Национальный музей; ил. 55).

В ряду многочисленных изделий художественных промыслов VI века выделяются своей роскошью украшения, обнаруженные во время раскопок середины XX столетия в монастыре Сен-Дени захоронения королевы Арнегунды, жены короля Хлотаря I, скончавшейся около 570 года. Набальзамированное тело королевы было положено в саркофаг в богатой одежде, с множеством драгоценностей. Среди них — серьги, браслеты, золотые и позолоченные пряжки и кольца с ее именем. Броши королевы имеют вставки из фанатов, пряжки покрыты плетеным звериным узором, наконечники пояса заканчиваются звериными головами.

Высочайший расцвет ювелирного искусства франков приходится на время правления Дагобера (629— 639). К сожалению, мы знаем об этом искусстве главным образом по старинным рассказам и описаниям. Составленная в Сен-Дени около 835 года героическая поэма «Деяния Дагобера» называет в качестве величайшего мастера VII века Элигия — казначея короля и главу монетного двора, впоследствии причисленного к лику святых и провозглашенного покровителем цеха золотых и серебряных дел мастеров.

Меровингская фибула, кабинет медалей BNF
Меровингская фибула,
кабинет медалей BNF

Элигий родился в 588 году близ Лиможа и обучатся у прославленного в свое время лиможского мастера Аббо, который отправил его ко двору короля Хлотаря II в Париж, где работы его сразу вызвали всеобщее восхищение. Известно, что он находился при дворе до кончины Дагобера, а в 639 году принял духовный сан, став с 641 года епископом в Нуайоне. Умер Элигий в 665 году. Традиция приписывает ему большое количество произведений, из которых почти ничего не сохранилось. Самое знаменитое из считавшихся его работой изделий — золотая чаша из Шелля, украшенная драгоценными камнями, — погибло во время французской революции и известна лишь по рисунку 1653 года. Св. Элигию приписывали также большой золотой крест с драгоценными змиями, сделанный для алтаря церкви монастыря Сен-Дени, ставшего в то время усыпальницей меровингских королей. Об этом кресте упоминает в своих записках аббат Сугерий, перестраивавший церковь в 40-х годах XII века, изображение же его сохранилось на картине нидерландского художника XV века «Месса святого Григория» (так называемый «Мастер Святого Григория», Лондон, Национальная галерея). Сам крест погиб в 1794 году, и лишь хранящийся в Кабинете медалей Парижской Национальной библиотеки фрагмент, быть может, является его частью.

Во времена Дагобера было сделано также много драгоценных реликвариев и других предметов церковной утвари. Отныне ювелирное искусство все более —широко используется для нужд Церкви.

Ювелирное искусство Каролингов

Обложка Евангелия из Лорша
Обложка Евангелия из Лорша, слоновая кость

Памятники декоративно-прикладного искусства эпохи Каролингов можно разделить на 2 большие группы: предметы, связанные с убранством церкви и богослужением, и произведения, восходящие непосредственно к античным образцам и часто не предназначавшиеся для церковного интерьера. К 1-й группе относятся оклады богослужебных книг, переносные алтари, антепендиумы, реликварии, ситулы, литургические гребни и проч., ко 2-й — конная статуэтка Карла Великого, хрустальные шары-геммы, миниатюрная копия римской триумфальной арки. Над алтарями каролингских базилик часто помещались деревянные резные Распятия (не сохр.).

Ювелирная пластика Каролингов стояла на высоком уровне. Драгоценность материала (золота и серебра) привела впоследствии к массовому уничтожению таких изделий. Дошедшие до нас отдельные произведения безоговорочно могут быть причислены по своим художественным качествам к шедеврам.

Роскошные каролингские рукописи были предназначены для размещения на них сокровищ — натуральных окладов из драгоценного металла с драгоценными камнями вокруг центральных резных панелей из слоновой кости — иногда они были добавлены через некоторое время после того, как была выпущена сама рукопись. Только несколько таких обложек сохранились целыми, но многие из панелей из слоновой кости сохранились отдельно, где обложки были разбиты на части из-за их материалов. Сюжеты часто были

Нижняя обложка, Евангелие Линдау
Нижняя обложка, Евангелие Линдау

повествовательными религиозными сценами в вертикальных срезах, в основном происходили из поздних античных картин и резных фигур, как и те, у которых были более иератические изображения, полученные из консульских диптихов и другого имперского искусства, такие как передняя и задняя обложки Евангелия из Лорша.

Оклад Золотого Кодекса св. Эммерама
Оклад Золотого Кодекса св. Эммерама

Важные каролингские примеры ювелирной работы работы включают верхнюю обложку евангелия Линдау; обложка Золотого  Кодекса св.Эммерама, которая может быть точно датирована 870 годом, вероятно, является продуктом той же мастерской, хотя существуют различия в стиле. Этот образец связан с императором Священной Римской империи Карлом II Лысым, и его часто называемой «Дворцовой школой». Ее местоположение (если оно было фиксированное) остается неопределенным и много обсуждается, но аббатство Сент-Дени за пределами Парижа является одним из главных кандидатов.

Больше всего сохранилось окладов из слоновой кости (их около 180). Стилистически они связаны с произведениями книжной миниатюры, вышедшими из разных скрипториев. Так, композиции придворной школы восходят к античным и раннехристианским консульским диптихам (оклад Евангелия из Лорша с изображением воскресшего Иисуса Христа, попирающего льва и змия, с предстоящими ангелами; Ватиканская б-ка (Vat. Palat. lat. 50), ок. 830).

Часть окладов придворной школы восходит к повествовательным сценам в римском историческом рельефе-панно (напр., оклад Псалтири Дагульфа с 4 сценами из жизни прор. Давида и блж. Иеронима Стридонского; Лувр, ок. 795). Дж. Бекуит (Beckwith. 1974) сравнивает оба типа окладов с рельефами трона еп. Максимиана из Равенны (Архиепископский музей в Равенне, сер. VI в.). Для произведений реймсской школы были характерны многофигурные композиции со сценами, размещенными в гористом пейзаже, наподобие миниатюр из Утрехтской Псалтири, которые восходят в свою очередь через посредство раннехристианских рукописей к аналогичным пейзажам в римской монументальной живописи (оклад с Распятием (ок. 870), позднее украсил «Книгу перикопов» германского императора Генриха II; Monac. Clm 4452). К кон. IX в. относятся оклады работы мастера Туотилона из Санкт-Галлена, в которых наряду с фигуративными композициями широко используются орнаменты римского типа в виде завитков аканфа (оклад со сценами из Жития св. Галла, орнаментальный диптих; сокровищница монастыря Санкт-Галлен, ок. 900). Встречаются и золотые рельефные оклады, украшенные жемчугом и драгоценными камнями (оклад «Золотого кодекса» из аббатства Санкт-Эммерам в Регенсбурге; Monac. Clm. 14000, ок. 870).

Киворий Арнульфа (миниатюрный архитектурный киворий, а не сосуд), принадлежавший королю  Арнульфу Каринтийскому (сокровищница Мюнхенской резиденции, 870-890), является третьей крупной работой в группе; все три имеют мелкие фигуры рельефа в золоте.  Несколько проще устроен переносной алтарь из Фульды (порфировая плита, обрамленная серебряным листом с чеканкой; Музей Клюни, Париж, 70-е гг. IX в.).

Рама античного змеевидного блюда в Лувре
Рама античного змеевидного блюда в Лувре

Другая работа, связанная с мастерской, — это рама античного змеевидного блюда в Лувре. Недавние исследователи склонны группировать Евангелия Линдау и Киворий Арнульфа в более тесном отношении друг к другу, чем к Золотому Кодексу.

Карл Великий возродил крупномасштабное бронзовое литье, когда он создал литейный завод в Аахене, который создал двери для его дворцовой часовни, в подражание римским узорам. Часовня также имела распятие в натуральную величину, с фигурой Христа в золоте, первой известной работой этого типа, которая должна была стать столь важной чертой средневекового церковного искусства. Вероятно, деревянная фигура была механически позолочена, как и Оттоновская Золотая Мадонна из Эссена.

Одним из лучших примеров работы каролингских ювелиров

Золотой алтарь (824-859) в базилике Сант-Амброджио в Милане
Золотой алтарь (824-859) в базилике Сант-Амброджио в Милане

является Золотой алтарь (824-859) в базилике Сант-Амброджио в Милане. Четыре стороны алтаря украшены изображениями в золоте и серебре, обрамленные по границам филигранью, драгоценными камнями и эмалью. Передняя стенка алтаря сделана целиком из золота, за исключением узкой ленты внизу и акантового бордюра наверху. Драгоценные камни, античные камеи, цветные эмали, украшающие «Палиото», использованы с большим вкусом и ни в какой мере не нарушают гармонии целого. Рельефы, изображающие отдельные фигуры или целые сцены (евангельские сюжеты, эпизоды из жизни св. Амвросия и т. п.), исполнены очень тонко, пропорции фигур разнообразны, однако во всех случаях масштабные отношения фигур и орнамента к  размерам панелей выдержаны очень точно. Графическая четкость рисунка и присущая искусству того времени любовь к драгоценным материалам выступают здесь с большой наглядностью.

Кристалл Лотаря
Кристалл Лотаря

Кристалл Лотаря середины 9-го века является одним из крупнейших в группе около 20 гравированных кусков горного хрусталя, которые сохранились; он показывает большое количество фигур в нескольких сценах, показывающих необычный сюжет из истории Сюзанны.

Наряду с рельефами каролингские мастера 9 и 10 вв. умели создавать и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей. Остов подобных статуй изготовляли из дерева и обивали

Статуя св. Веры во славе. Конец 10 в. Конк.
Статуя св. Веры во славе. Конец 10 в. Конк.

металлическими листами. Знаменита статуя- реликварий  фигура св. Веры в Конке (конец 10 в.). При ее изготовлении использовались в т. ч. монтированные на деревянное основание фрагменты золотой статуи императора Диоклетиана, античные геммы и камеи. Святая изображена сидящей на троне, с простертыми руками, в одежде, усыпанной драгоценными камнями. Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд

Конная статуэтка Карла Великого. Бронза. Из Меца. Каролингский период. Париж, Лувр.
Конная статуэтка Карла Великого. Бронза. Из Меца. Каролингский период. Париж, Лувр.

широко раскрытых глаз (из эмали) сообщают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность.

Что касается литья из бронзы, то, судя по единичным дошедшим до нас произведениям, оно стояло в каролингский период на высоком уровне. Об этом свидетельствует главным образом происходящая из собора в Меце конная статуэтка, которая по традиции считается изображением Карла Великого.

 

 


  1. Нессельштраус. Искусство раннего Средневековья.
  2. ВИИ Т.2 ч. 1
  3. http://www.pravenc.ru/text/1681119.html
  4. https://fr.wikipedia.org/wiki/Art_m%C3%A9rovingien
  5. https://en.wikipedia.org/wiki/Carolingian_art