- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Исламское искусство в архитектуре Иерусалима

Иерусалим — город на Ближнем Востоке, в Израиле (для тех, кто не знал). Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой. Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама.

В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 году Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме был провозглашён халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.

Арабы называ­ют его просто — ал-Кудс (пер. с араб, «святой», «священный»). Централь­ная часть города поделена на четыре квартала. Мусульманский квартал занимает восточную часть города; площадь этого квартала больше других. Христианский квартал (второй по площади) находится на северо-западе. На юго-западе есть еще два квартала — еврейский и сложившийся по­зже всех армянский. В течение многих веков город был центром проти­востояния приверженцев различных религий, однако особенно сложные отношения всегда были между представителями двух конфессий: иудеев и мусульман.

Мусульманский квартал Иерусалима — это место, где происходили наиболее значимые события в истории иудаизма и мусульманства. Они начались задолго до нашей эры. Первое событие произошло на Храмо­вой горе. О нем рассказано в Ветхом Завете — это жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака на горе Мориа. Следующая страница в истории горы относится к годам процветания Иудейского царства, времени правления двух великих царей — Давида (ок. 1005-965 до н. э.) и Соломона (965-928 до н. э.). Давид во время своего правления задумал построить великий храм во славу единого Бога. Однако этому не суждено было осуществиться. Задуманное исполнил его сын Соло­мон, воздвигнув постройку из камня, ливанского кедра и золота. «Со­ломон не стремился к тому, чтобы перещеголять массивные постройки египтян. Он избрал форму Ковчега Завета в качестве архитектурного образца для здания, и храм превратился скорее в святилище, нежели в место, где могло молиться множество людей». В центре храма хра­нились скрижали — 10 заповедей на двух каменных досках, которые Моисей получил от Бога на горе Синай. Первый храм простоял почти 400 лет и был разрушен царем вавилонян Навуходоносором в 586 г. до и » большинство евреев тогда было уведено в плен, в то время как скрижали были увезены намного раньше, по одной из многочисленных версий — в Эфиопию сыном Соломона и царицы Савской Менеликом I (X в. до н. э.).

И только по прошествии нескольких десятков лет, в течение которых на Иудею насылались беды (предсказанные пророком Иеремией), иудейский народ в 539 г. до н. э. был освобожден из вавилонского плена Киром Великим (559-530 до н. э.). Персидский царь не только принял ни решение, но и сделал следующий шаг — построил для иудеев храм снова. Храм пережил второе рождение, но его дальнейшая история была драматичной.

Во времена правления греков-селевкидов были периоды, когда накладывался запрет на проведение религиозных церемоний в храме. Значительные перемены произошли во время правления Ирода Великого (ок. 37-36 до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э. или 1 н. э.). Впервые за многие столетия состоялось укрепление Храмовой горы, были изменены ее очертания, и гора приобрела вид, который сохранился до наших дней. Сам храм был построен отчасти в традициях греко-римской архитектуры, яркое свидетельство этому, например, тройная колоннада в эллинистическом стиле. Правители не жалели средств и материалов (каррарский мрамор, ливанский кедр). Работы были завершены только спустя 83 года.

Стена Плача
Стена Плача

Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., то есть простоял в закончен­ном виде всего шесть лет. Окончательно храм был разрушен при завоевании Иерусалима будущим императором Титом (79-81 н. э.). Существуют две основные версии уничтожения храма. По одной из версий, храм погиб случайно. Тит не хотел его разрушать, однако одна из стрел при штурме попала в святыню, и начался пожар. Вторая версия говорит о желании самого римского императора — Тита Флавия Веспасиана (69-79 н. э.) — при помощи сына Тита разрушить храм. Эту версию подтверждает то, что вскоре территория бывшего храма была распахана, чтобы у людей исчезла всякая память об этом месте. Однако иудеи хранили память о святыне и было предпринято несколько попыток ее возродить. Но все попытки за кончились неудачно. В результате от прежних величественных построек на Храмовой горе сохранилась только часть стены, которая известна по; названием Стена плача. (Для мусульман она также является священным местом — к ней Мухаммад привязывал своего коня Бурака.)

Дальнейшая история Храмовой горы связана с периодом торжества ислама — временем, когда иудеи практически лишились власти над этой территорией. Иерусалим был завоеван арабами во главе с халифом Умаром в 637 г. Перед завоевателями предстала безрадостная картина: территория Храмовой горы была завалена строительным мусором, который скапливался здесь десятилетиями. Окинув взглядом город, Умар узнал то место, о котором рассказывал пророк Мухаммад, говоря о своем чудесном перелете на коне Бураке.

Однажды Мухаммад уснул возле мекканской мечети. Ночью к нему явился ангел Джабраил с крылатым животным по имени Бурак (по-арабски «блистающий») и предложил совершить путешествие. И начался ночной перелет из Мекки в Иерусалим к благословенному священному месту, о чем и говорится в Коране в суре «Перенос ночью»:

    «Хвала тому, кто Своего служителя (велением всевышним) переместил в единоночье из Аль Харам Мечети (Мекки) в Мечеть Аль Акса (Иерусалима), окрестности которой Мы благословили, чтобы явить ему из Наших откровений»(17:1).

Здесь пророк Мухаммад встретился и предстал на молитве с пророками, своими предшественниками Ибрахимом, Мусой, Исой. Затем Мухаммад молниеносно поднялся на небеса, (это событие и называется мирадж). Он побывал на семи небесах.

Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)
Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)

В центре Храмовый горы было построено сооружение, напоминавшее об этом событии, однако оно оказалось временным. Только в 687 г. осно­ватель династии Омейадов халиф Абд ал-Малик (685-705) велел постро­ить постоянный храм, который вошел в историю под названием Куббат ас-Сахра, или в переводе с арабского — Купол Скалы. Многие части зда­ния сохранились в первоначальном виде. Это единственная постройка мусульманского мира, которая никогда не подвергалась разрушению. Храм наследует традиции античной и византийской архитектуры, но при этом мастера, строившие его, безусловно, хотели подчеркнуть новые, ислам­ские особенности. Это храм памяти о Мухаммаде. Сам вид постройки завораживает. Она имеет форму восьмиугольника, с четырьмя входами. Внешние стены двуцветны. Нижняя часть покрыта белым мрамором, верх­няя — синими глазурованными плитками, которые были изготовлены при Сулеймане Великолепном (1520-1566). До XVI в. стены были декорированы мозаикой из камня и стекла. 

У каждой двери существует свое название: южные — Ворота Священной ориентации, северные — Ворота Райского сада, западные — Ворота заката,  Восточные — Ворота Цепи. Некоторые из них с течением времени меняли свое название. Купол диаметром 20,5 м с основной постройкой связан барабаном, он состоит из двух деревянных ярусов. Внешняя часть покрыта чистым золотом.

Интерьер здания также хорошо продуман. В архитектурных элементах и росписях главенствует строгий, геометрический расчет, построенный на чередовании различных элементов. Внутренняя галерея повторяет форму здания, она имеет восемь сторон (восемь опорных столбов и шестнадцать промежуточных). В центре находится ротонда, по периметру которой расположены четыре массивных столба, облицованные мрамором (двенадцать колонн промежуточных). Строители, возводившие это сооружение, с тончайшим вкусом использовали для отделки имевшиеся у них материалы. В отличие от белых и синих цветов экстерьера, в интерьере преобладают коричневый и зеленый цвета, поскольку для его оформления использован мрамор разных оттенков, а также разноцветная смальтовая мозаика. Цитатами из Корана украшены многие части здания. Над арками идет надпись, которая свидетельствует о дате окончания строительства — 72 год хиджры (691 г.). Разнообразна и тематика сцен на стенах, колон­нах, куполе здания — от причудливых полуфантастических изображений растений до диадем и подвесок.

В центре храма находится скала (17 * 13 м). Именно с нее Мухаммад совершил путешествие на небо. Камень огорожен ажурной решеткой — машрабией. Изначально решетка была из редкого эбенового дерева, но во времена правления крестоносцев она была заменена на железную.

ал-Акса
ал-Акса

На южной стороне Храмовой горы существует постройка, начало которой было положено в первые годы владычества арабов в Иерусалиме. Мечеть ал-Акса (пер. с араб, «отдаленнейшая») — главное место молитв мусульман Иерусалима. Именно на это место спустился Мохаммад после ночного перелета из Мекки в Иерусалим. Мечеть имеет богатую историю. Из-за военных действий и землетрясений в разное время ал-Акса подвергалась многочисленным разрушениям, но всякий раз восстанавливалась. Особенно сильно здание пострадало во время Второй арабо-израильской войны, когда из-за поджога погибла значительная часть постройки.

Мечеть ал-Акса была построена во время правления Умара, и в то время она была деревянной. Каменная постройка появилась в 709 г., в период правление ал-Валида. Главный фасад расположен с северной стороны, то| есть со стороны Купола Скалы. В молитвенном зале частично сохранилась смальтовая мозаика, которая появилась в IX в. Тематика этих мозаичных панно напоминает изображения в интерьере Купола Скалы. Внутреннее пространство мечети разделено на семь нефов (количество колонн — 45, из них 33 были сделаны из мрамора и 12 из камня).

Венчает здание купол (также пострадавший от пожара), ранее оформленный великолепной мозаикой. Среди многочисленных потерь — минбар ручной работы, который был сделан в Алеппо. Он был подарен мечети знаменитым полководцем Салах ад-Дином (1171-1193) из рода Айубидов (1171-1250). Сохранившиеся части минбара в настоящее время хранятся в Музее исламского искусства Иерусалима. В 2007 г. лидеры Исламского совета управления (ВАКФ) заявили о восстановлении минбара. Работы были произведены в Иордании, где мастера постарались сделать его таким, каким он был при Салах ад-Дине.

По бокам молитвенного зала находятся захоронения особо почитаемых духовных лиц.

В здании до сих пор ведутся реставрационные работы, в процессе которых заново создается великолепное убранство храма.


Сухоруков С.А. Архитектура Ислама.

Превью: Панорама Западной Стены с Куполом Скалы (слева) и мечетью Аль-Акса (справа) на заднем плане