Евангелие Св. Августина Кентерберийского (Кембриджское Евангелие, VI век, Италия \ Кембридж, Кристи-колледж, MS. 286)

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Евангелие Св. Августина Кентерберийского (Кембриджское Евангелие, VI век, Италия \ Кембридж, Кристи-колледж, MS. 286) отключены

Евангелие Св. Августина Кентерберийского — знаменитая рукопись, известная как Евангелие Святого Августина. Это Евангелие конца шестого века, которое было послано папой Григорием Великим с Августином Кентерберийским (р. 604), когда он прибыл в Англию для христианизации англичан в 597 году. Содержит 265 листов 252 х 196 мм.

Рукопись оказалась в Кентербери к концу седьмого века, и там были сделаны различные дополнения, в том числе добавлены некоторые англосаксонские хартии десятого века, написанные между Евангелиями от Матфея и Марка. Независимо от того, принадлежит ли он самому Августину, он почти наверняка прибыл в Англию с одной из ранних волн римских миссионеров; иногда он также был связан с St Mellitus (d. 624), и с Minster-In-Thanet (Kent).

В более поздние Средние века эта рукопись, вероятно, хранилась на алтаре в Сент-Огастине, Кентербери, где Томас Элмхам описывает ряд рукописей, связанных с Августином. К сожалению, большинство из них были созданы явно позже времени Августина. Паркер, возможно, не знал о его связях с Григорианской миссией.

В XX веке рукопись продолжает играть роль вне библиотеки: со времен Второй Мировой войны она использовалась при интронизации архиепископов Кентербери, а в 1982 году была поставлена на почетное место между папой Иоанном Павлом II и архиепископом Робертом Ранси во время первого папского визита в Англию со времен Реформации.

Иллюминирование

Евангелие Св. Августина — самая ранняя сохранившаяся Евангельская книга с иллюстрациями: хотя большая часть из них была потеряна, с изображением Луки как писца под аркой и страница изображений евангельских сюжетов. К сожалению, сохранились только эти два из, вероятно, восьми полностраничных рисунков, содержащихся в книге.  Эти изображения повлияли на более позднее английское искусство; ряд англосаксонских и романских рукописей обязаны своими образами этому кодексу, как и знаменитая сцена на Гобелене из Байе.

Рукопись когда-то содержала портреты всех четырех евангелистов, предшествовавшие их Евангелиям, — обычная особенность иллюминированных евангельских книг и, по крайней мере, еще три страницы с повествовательными сценами, по одной после каждой портретной страницы. До наших дней сохранились только две страницы. Однако сохранившиеся в общей сложности двадцать четыре небольшие сцены из жизни Христа являются очень редкими и представляют большой интерес для истории христианской иконографии, особенно потому, что они происходят из старой Западной Империи – единственными сопоставимыми циклами повествовательного Евангелия из рукописей в тот период являются греческие, в частности, из Евангелия Россано, и Синопские Евангелия, или Евангелие сирийского Раббула. Однако эквивалентные циклы Ветхого Завета более разнообразны, включая греческий Венский Генезис и Генезис Коттона, латинское Пятикнижие Ашбернхама, фрагмент Кведлинбургской Италы и некоторые другие.

Миниатюры отошли от классического стиля дальше, чем в греческих рукописях, с «линейным стилем, который не только выравнивает фигуру, но и начинает развивать ритмическое качество в линейном дизайне, которое должно рассматриваться как начало процесса преднамеренной абстракции» (Weitzmann, Kurt. Late Antique and Early Christian Book Illumination.). Для другого историка фигуры в небольших сценах имеют «линейную форму, которую мы сразу воспринимаем как средневековую» и «больше не картины, а Тонированные рисунки. Такая же тенденция проявляется и в трактовке архитектуры и орнамента; натуралистические полихромные аксессуары рукописи, как Венский Диоскорид уплощены и ослабляются в каллиграфию.»[Hinks, Roger. Carolingian Art]

Тема влияния миниатюр на более позднее Англосаксонское искусство часто поднималась, хотя с учетом того, что большая часть предполагаемых страниц этой рукописи в настоящее время утрачены, и отсутствие знаний о том, какие другие модели были доступны для формирования континентальных постклассических аспектов Островного стиля, которые развивались с 7-го века и далее (с Кентербери как крупный центр), все комментарии искусствоведов обязательно были спекулятивными. Понятно, из всего многообразия стилей изображения евангелистов, в начале Островной стиль повторял примеры из континентальных рукописей, и других, которые были в наличии, и есть запись в Библии св. Григория в Кентербери в 7 веке. Более поздние работы, созданные, вероятно, под влиянием Евангелия св. Августина, включают Стокгольмский Золотой Кодекс и  Сан-Галленское Евангелия. В целом, хотя портреты евангелистов стали общей чертой Островной и англо-Саксонской иллюминации, большое количество мелких сцен из Евангелия Августина  вновь были замечены уже в  гораздо более поздних работах, как в Псалтири Эдвина, сделанной в 12 веке в Кентербери, которая содержит страницы с небольшим сюжетными изображениями в виде сетки в том же стиле, что и в Евангелии св. Агустина.


https://parker.stanford.edu/parker/catalog/mk707wk3350

https://en.wikipedia.org/wiki/St_Augustine_Gospels