- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Жан Беррийский как коллекционер и меценат

У нас есть план:

Ты помнишь, как всё начиналось

«Великолепный часослов герцога Беррийского» месяц Январь (фрагмент). Герцог изображён сидящим за столом в синей робе
«Великолепный часослов герцога Беррийского» месяц Январь (фрагмент). Герцог изображён сидящим за столом в синей робе

В 1328 году последний король капетингской династии Карл IV Красивый умер, не оставив мужского потомства, и, по праву ближайшего родства, на троне оказался двоюродный брат покойного Филипп Валуа, ставший королём Франции Филиппом VI. Подобное не пришлось по вкусу английскому королю Эдуарду, самому притязавшему на французский престол по равному с двоюродным братом Карла Красивого праву — по женской линии (его матерью была сестра Карла — Изабелла). Соперничество королей а также неудовлетворённые территориальные притязания англичан привели к началу войны, которую историки позднее назовут Столетней (1337—1453 годы)

Не подготовленная к войне держава Филиппа терпела одно поражение за другим, ситуация осложнялась ещё и тем, что новый король чувствовал себя на троне не слишком прочно, у него был только один сын, случись таковому умереть, Франция могла быть ввергнута в хаос. Королю спешно требовались внуки, потому принц Иоанн в 13 лет был объявлен совершеннолетним, наделён титулом герцога Нормандского, и отец принялся подыскивать ему невесту. Граф Люксембургский Иоанн предложил Филиппу выбрать из двух своих дочерей, и тот незамедлительно остановился на старшей, Гуте (во Франции её имя перевели, и превратили в Бонну), которой в то время было 17 лет. Его надежды не были обмануты, герцогиня Нормандская за 11 лет родила девять принцев и принцесс, обеспечив таким образом будущее французского королевского дома.

Жан Беррийский был третьим сыном в семье, родившись 30 ноября 1340 года, в день Святого Андрея, и был

«Крест клятвы», предложенный брату Филиппу , из сокровищницы замка Хофбург
«Крест клятвы», предложенный брату Филиппу , из сокровищницы замка Хофбург

крещён как и его старший брат Карл в церкви Сен-Пьер де Монтрёй. Восприемником от купели был граф Жан д’Арманьяк, в честь которого (а также в честь Святого Иоанна Крестителя) новорожденный получил своё имя. Всю свою дальнейшую жизнь герцог Беррийский с особым почтением относился к двум «своим» святым — в Великолепном Часослове даже сохранилось его изображение в молитвенной позе, между Св. Андреем и Св. Иоанном. Также он неизменно оказывал почести мощам Св. Андрея, если бывал в городах, где они хранились, — в Бурже, Брюгге и т. д. Кормилицей новорожденного стала Жиль (или Жильон) де Комон, супруга рыцаря Жоффруа де Жермоля. Глубоко преданная своему воспитаннику, она оставалась подле него вплоть до своей смерти в 1400 году, в возрасте около 80 лет, в то время как её муж исполнял обязанность мэтр д’отеля герцогского дворца.

О ростках (об эстетических предпочтениях)

Битва архангела Михаила с драконом, Роскошный часослов, Лимбурги
Битва архангела Михаила с драконом, Роскошный часослов, Лимбурги

Первые ростки светского собирательства проявились во 2-й половине XIV века при Карле V. Этот период стал временем затишья в Столетней войне. Для демонстрации усиления королевской власти Карл V развернул работу по реконструкции резиденции, уделяя внимание внутреннему убранству.

В этот период сложилось несколько очагов культуры; при королевском дворе, папском дворе в Авиньоне, при дворах герцогов Анжуйского и Бургундского; наивысший же расцвет был достигнут при Жане Беррийском.

В то время зародилась традиция сбора книг французскими монархами. Как отмечал Ж. Гигар, «Любовь к книгам всегда была достоянием королей Франции: каждый из них составлял коллекции, значительные для своего времени.»

Ж.Гигар выделил четыре типа коллекционеров книг: первый — французский двор и Карл V, при котором была создана обширная коллекция книг для изучения. К 1380 г., когда была первая перепись книг, коллекция состояла более чем из 900 томов. Кроме того, при королевском дворе сложился кружок знатоков, членами которого были П.Берсюир и т.д.

Герцог же Беррийский собрал значительную коллекцию книг. Он их покупал, получал в подарок, но чаще

Жакмар де Эсден. Прекраснейший Часослов герцога Беррийского. Tres Bellers Heures ок. 1402 Королевская библиотека в Брюсселе
Жакмар де Эсден. Прекраснейший Часослов герцога Беррийского. Tres Bellers Heures ок. 1402 Королевская библиотека в Брюсселе

всего заказывал. Начал он собирать свою библиотеку в 1371 году с покупки 4 романов. В результате у него было около 300 рукописных книг. Хранителем его коллекции был П. де Вероне (Пьер Веронский). Особую гордость библиотеки составляли часословы, для оформления которых он приглашал лучших иллюстраторов Франции.

Помимо французских художников и архитекторов он пригласил к себе испанских керамистов и фламандских мастеров-ювелиров.

Помимо книг, Карл V и Жан Беррийский имели в коллекциях и другие предметы, проявляя интерес к дорогим и красивым вещам, а также к необычным, странным предметам, получившим название курьёзов. Ими были собраны предметы из драгоценных металлов, поступавшие из Рима и Константинополя, вышивки и шпалеры из Флоренции и Англии, ткани с Востока и Кипра и из Венеции, рога единорога, язык змеи и т.д.

Коллекция Ж.Беррийского носила переходный от средневекового к ренессансному характер. Переплеты многих его книг украшались драгоценными камнями, в его собраниях были «Рубин Македонского», «алмазы св. Людовика», перстни, флорентийские и английские вышивки, и яйца страуса.

Жан Беррийский — не только увлеченный собиратель роскошных книг и редкостных художественных предметов, но и предтеча тех, кто создавал барочные кунсткамеры; в его сокровищницах  — рог единорога, зуб кита, кокосовые орехи, раковины 7 морей и обручальное кольцо св. Иосифа.  Досужую забаву он превратил в искусство.

Коллекционер и меценат

Копия медали с Константином на коне, принадлежавшей Ж.Беррийскому
Копия медали с Константином на коне, принадлежавшей Ж.Беррийскому

Жан Французский, герцог Беррийский (1340 —1416) был личностью далеко не заурядной. Дип­ломат, полководец, государственный деятель, ме­ценат, он играл заметную роль в истории Франции той эпохи: все 76 лет его жизни приходятся на годы Столетней войны с Англией (1 3 3 7 — 1453). Сражения и заговоры, дипломатические миссии, годы плена, проведенные Жаном Беррийским в Англии (в качестве заложника за своего отца Иоанна Доброго), кровавая распря между двумя ветвями королевской семьи — Орлеанской и Бур­гундской (война Арманьяков и Бургиньонов), во время которой герцог потерял много близких и его собственная жизнь не раз висела на во­лоске, а многие его владения были разграблены и сожжены, частые эпидемии чумы, опустошавшие Европу, — все это воссоздает картину, далекую от мирного благоденствия, отнюдь не благоприятст­вующую увлечению искусством. Но действенная потребность прекрасного навсегда оставила имя Жана Беррийского в памяти человечества.

Герцог любил окружать себя красивыми и редкими ве­щами. Его инвентари изобилуют перечислениями удивительных по красоте и ценности рубинов, сапфиров, тончайших изделий ювелирного мастер­ства, драгоценных ковров и т. д.

Но самыми ценными и самыми любимыми среди всех этих сокровищ были манускрипты. С ненасытностью

Кубок святой Агнессы в Британском Музее
Кубок святой Агнессы в Британском Музее

подлинной страсти герцог не только собирает и скупает рукописи, но и заказывает новые самым прославленным и одаренным художникам. Жан Беррийский, очевидно, обладал даром находить и привязывать к себе талантливых людей: среди его приближенных был известный писатель Жан Аррасский (по некоторым источникам — секретарь герцога), прославивший свое имя переработкой народных сказаний в «Роман о Мелузине» (около 1390), его библиотекарем и советником в делах искусства был миланский миниатюрист Пьер Ве­ронский. Известнейшие ювелиры, архитекторы и художники трудились при его дворе над созданием рукописей, возводили и украшали соборы и замки: среди них были Ги де Дамартен и его брат
Дре, Андре Боннёве, Жакмар Эсденский и, наконец, братья Лимбурги.

В инвентарях герцога значится большое количество великолепных манускриптов не только религиозного, но и светского содер­жания: 41 историческая хроника, 38 рыцарских романов, путешествие Марко Поло, географичес­кие карты, сочинения Аристотеля, Боккаччо, книги по астрономии, астрологии и т. д. Кроме того, 15 библий, 16 псалтырей, 18 требников, 6 миссалов и 15 часословов.

Мощи Святого Эпина (хранятся в Британском музее)
Мощи Святого Эпина (хранятся в Британском музее)

Именно последние составляют наиболее интересную и ценную часть библиотеки. Можно предположить, что Жан Бер­рийский предпочитал заказывать своим художни­кам именно часословы, поскольку они не входили в ранг церковных книг, не были канонизированы, и мастер чувствовал себя здесь свободнее, многое зависело от воли и вкуса самого заказчика.

Известны два часослова, выполненные братьями Лимбургами для герцога Беррийского. «Прекрасный часослов» и «Великолепный часослов». Первый был создан до 1413, так как он упоминается в инвентаре этого года, второй — до 1416, поскольку 15 июля 1416 года скончался герцог, а братья Лимбурги, как принято считать, умерли на несколько месяцев раньше него, то есть в феврале—марте этого года. В инвентаре 1416 года часослов значится как незаконченный.

Страстный собиратель и щедрый меценат, герцог в соответствии со своим социальным статусом и духом времени приобретал ювелирные изделия, драгоценные камни, роскошные ковры, дорогие ткани, золотую посуду, церковную утварь. Но при этом его гардеробная, в отличие от гардеробной брата, короля Карла V, была уже не собранием предметов роскоши, а помещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства.

Он целенаправленно искал и приобретал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали, платил большие суммы за часословы-молитвенники с прекрасными миниатюрами, исполненными по его заказу выдающимися художниками. Около 1380 г. специально для герцога был изготовлен золотой кубок весом 1,93 кг, богато украшенный изображениями из разноцветной эмали, На его крышке и боковых сторонах художник представил сцены из жизни святой Агнессы, на ножке — символы евангелистов. Ныне это выдающееся произведение французского ювелирного искусства является одним из самых известных экспонатов Британского музея и носит название «Кубок французских и английских королей».

Круг интересов Жана Беррийского не ограничивался только произведениями искусства. Он с увлечением

Прекрасный часослов герцога Беррийского. н. XV в. Les Belles Heures Лист 30 Благовещение. Лимбурги. Метрополитен
Прекрасный часослов герцога Беррийского. н. XV в. Les Belles Heures Лист 30 Благовещение. Лимбурги. Метрополитен

собирал редкости природы, а в одном из замков создал галерею портретов знаменитых современников, мысль о создании которой во многом навеяли зарождавшиеся тогда гуманистические идеи Ренессанса.

Блестящий меценат, он имел очень большое количество произведений искусства, известных по нескольким инвентаризациям, начиная с 1401-1403, 1411 и до своей смерти в 1416 году. Это, в основном, драгоценные камни, медали и ювелирные изделия. Он получал множество подарков от близких людей, но он также делал пожертвования своему окружению.

Племянник герцога, король Карл VI, подарил ему драгоценные камни и рукописи. Королева Изабелла — хрустальные вазы и кубки. Чтобы завоевать расположение герцога, чиновники и придворные дарили ему подарки: Людовик де Сансер — дорогой бриллиант своей матери, маршал Бусико — реликвии из Константинополя и лечебные снадобья от отравлений. Мартен Гуж, епископ Шартра, подарил ему золотой стакан Людовика Святого.

Часто приближенные герцога собирали деньги на дорогие подарки. Так, секретари подарили ему чернильницу.

Герцог тоже дарил подарки — многих вещей из описи 1401 года нет в описи 1413 г. Он преподносил подарки королю,  французским и иностранным принцам, церквям и дворцовым капеллам, жаловал служащим.

Ваза Фонтхилл, сделанная в Цзиндэчжэнь, Китай, один из самых ранних образцов китайского фарфора, известных в Европе, 1338 г Музей Виктории и Альберта
Ваза Фонтхилл, сделанная в Цзиндэчжэнь, Китай, один из самых ранних образцов китайского фарфора, известных в Европе, 1338 г Музей Виктории и Альберта

Большинство из этих работ исчезли. Среди редких произведений, известных по его коллекции, — мощи Святого Эпина (хранятся в Британском музее), кубок святой Агнессы в Британском Музее, который он преподнес племяннику Карла VI в 1391 году, «Крест клятвы», предложенный брату Филиппу (в сокровищнице замка Хофбург) или одна из самых древних китайских фарфоровых ваз, известных в Европе (Музей Виктории и Альберта).

Немногие сохранившиеся произведения искусства из его коллекции известны нам по инвентарям.

Самый ранний инвентарь — от 1401 года, был составлен казначеем Вильгельмом де Рюйи. В 1413 году герцог поручил новую инвентаризацию Робине д`Этампу. Третий инвентарь был составлен Жаном Лебурном уже после смерти герцога и содержал ссылки на происхождение каждой вещи и ряд сведений, бесценных для изучающих искусство XV века.

Их нравы

Первые уроки чтения и письма дала своему воспитаннику, вероятно, мадам Жилль, однако, как и полагалось в те времена, «дабы обучить принцев (то есть Жана и его младшего брата Филиппа) чтению часов» приглашён был капеллан по имени Ламбер де Соммевуар. Случилось это в 1352 году, когда Жану было 12 лет. По неизвестным причинам, его имя год спустя исчезает из дворцовых счетов, и учителем принцев становится Жан де Брей, по чьему приказу немедленно были закуплены книги, письменные приборы и «иные принадлежности» для продолжения обучения на сумму в 24 ливра золотом (сумма по тем временам очень немалая — для сравнения стоит напомнить, что члены Парижского парламента получали всего лишь 10 су в день). Возможно, именно в детстве был привит будущему герцогу вкус к чтению и собиранию книг. Вообще, королевский двор, где приветствовали поэтов — Гийома Машо, Гаса де ла Биня, Филиппа де Витри, самого великого Петрарку, вряд ли мог оставить королевского сына равнодушным к литературе и поэзии. Здесь же постоянно подвизались жонглёры и менестрели, развлекавшие гостей во время пиров и длинными зимними вечерами. У короля, королевы и дофина имелись собственные шуты, кроме того настоящий фурор вызвал подаренный королевской чете негр с шутливым именем Жан Белый.

Отец Жана Беррийского, Иоанн Добрый, был большим поклонником музыки и покровителем музыканта Филиппа де Витри. Ко двору Иоанна Доброго стягивались поэты и литераторы Гас де ла Бинь, Пьер Берсюир; известно, что Иоанн пытался привлечь во Францию Петрарку, изгнанного из Флоренции. Король также любил живопись, и заказывал художникам иллюстрации к рукописям.  На службе у Иоанна Доброго состояли Жан Сюзанн, Жан де Вьярм, Жан де Люимартрт, Жан ле Нуар.

Первый биограф герцога Беррийского, Ла Томасьер, приписывает герцогу возведение или перестройку как минимум 17-ти дворцов и резиденций, также он восстановил замок в Пуатье. В остальных замках постоянно шли работы по ремонту и расширению.

К моменту смерти герцога Беррийского его библиотека насчитывала три сотни томов. По оценке специалистов, собрание книг Жана Беррийского хотя и уступало в объёме библиотеке Карла V (около тысячи томов), в художественном отношении не имело себе равных. Однако герцог интересовался не только иллюминированными манускриптами, но и их текстами: в его собрании было немало книг без миниатюр. Ныне его библиотека хранится в музее Шантийи. Собрание религиозных книг герцога было самым многочисленным и самым изысканным по оформлению, а сам он заслужил прозвище «король часословов»

Известно,что он был заказчиком шести часословов, выполненых в соответствии с его инструкциями: под его патронажем были созданы: Малый часослов (Petites Heures, Национальная библиотека, Париж), Брюссельский или Прекраснейший часослов (Tres Bellers Heures, Королевская библиотека в Брюсселе), Прекрасный часослов Богоматери (Tres Bellers Heures de Notre Dame), Большой часослов (Grandes Heures, Национальная библиотека, Париж), Прекрасный часослов (Bellers Heures, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и, наконец, самый знаменитый — Великолепный или Роскошный часослов. Художники, работавшие над созданием иллюминированных рукописей на протяжении многих лет, сменяли друг друга, совершенствуя своё мастерство и осваивая новые художественные течения. Требовательный вкус герцога и его неустанный поиск новых талантливых художников сделали значительный вклад в развитие изобразительного искусства той эпохи.

При его дворе трудились знаменитые архитекторы Ги (Guy de Dammartin) и Друэ де Даммартен (Drouet de Dammartin), великий скульптор Андре Боневё, художники братья Лимбурги, Жакмар де Эден, Жан Ле Нуар и т. д.


Казель-Ратхофер

Стародубова — Братья Лимбурги — осилено

https://www.metmuseum.org/toah/hd/berr/hd_berr.htm   — перевести

Мисс, Миллард, само собой — но его не найти. Нигде. Совсем. Никак.

https://en.wikipedia.org/wiki/John,_Duke_of_Berry

https://fr.wikipedia.org/wiki/Jean_Ier_de_Berry

http://www.louvre.fr/sites/default/files/medias/medias_fichiers/fichiers/pdf/louvre-dossier-thematique-france-1400.pdf  — стр.4

https://cyberleninka.ru/article/n/frantsuzskaya-kultura-xv-v-velikolepnyy-chasoslov-gertsoga-berriyskogo-i-ego-miniatyury-vremena-goda-kak-istochnik

 

Допы из виртуальной справки:

http://vhd.ksob.spb.ru — очень полезная штука для тех, кто таки делает сам, а не ищет в этих ваших интернетах.

 

Куклинова, Ирина Анатольевна. История музейного дела во Франции, XIU-XIX вв. : диссертация … кандидата культурол. наук : 24.00.03. — Санкт-Петербург, 1999. — 275 с. !

Казакова, Вера Викторовна. Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры : XVIII — первой половины XIX вв. : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Казакова Вера Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад.]. — Санкт-Петербург, 2009. — 200 с. : ил.

Грицкевич, Валентин Петрович. История музейного дела (до конца XVIII в.) : диссертация … доктора культурологических наук : 24.00.03 / Грицкевич Валентин Петрович; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств]. — Санкт-Петербург, 2003. — 396 с. +

Старикова, Ю. А. Музееведение : конспект лекций / Ю. А. Старикова. — Москва : Приор-издат, 2006 (Подольск (Моск. обл.) : Подольский филиал ЧПК). — 125 с. : ил.

Крылова, Юлия Петровна. Автор и общество в позднесредневековой Франции [Текст] = Auteur et societé en France au Moyen Age Tardif : «Книга поучений дочерям» Жоффруа де ла Тура Ландри / Ю. П. Крылова ; Ин-т всеобщей истории РАН. — Москва : Индрик, 2014. — 446 с., [8] л.

Юренева, Тамара Юрьевна. Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции : учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений / Т. Ю. Юренева ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский ин-т культурологии. — Москва : Академический проект : Трикста, 2007. — 413, [1] с., [23] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

Юренева, Тамара Юрьевна. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева. — М. : Рус. слово, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист). — 532 с. [XXXII] с. цв. ил. : ил., портр.

Казель, Раймон. Роскошный часослов герцога Беррийского = Les très riches heures / Раймон Казель, Иоханнес Ратхофер ; Введ. Умберто Эко ; [Пер. с нем.: К. А. Светляков] ; [Введ. — пер. с итал. Л. И. Таруашвили]. — М. : Белый город, [2004?]. — 248 с. : цв. ил.;

Золотова, Екатерина Юрьевна. Французская живопись ХV в. после Столетней войны : На пути от Средневековья к Новому времени : диссертация … доктора искусствоведения : 17.00.04. — Москва, 2000. — 280 с.

Казакова, Вера Викторовна. Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры : XVIII — первой половины XIX вв. : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Казакова Вера Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад.]. — Санкт-Петербург, 2009. — 200 с. : ил.

Ворошень, Вероника Алексеевна.»Девять доблестных мужей» и «Девять доблестных жен» в западноевропейском изобразительном искусстве XIV-XVI веков : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ворошень Вероника Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.]. — Москва, 2014. — 334 с.

Акимова, Татьяна Александровна. Светские темы и образы в искусстве позднего средневековья : XIV — первая половина XV века : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04. — Москва, 2005. — 268 с.

Трощинская, Александра Викторовна. Взаимодействие и синтез художественных моделей Востока и Запада в искусстве фарфора в России конца XVII — начала XIX веков : диссертация … доктора искусствоведения : 17.00.04 / Трощинская Александра Викторовна; [Место защиты: Московский государственный художественно-промышленный университет]. — Москва, 2009. — 336 с.

Полные тексты диссертаций доступны в локальной сети ЦГПБ им. В. В Маяковского (виртуальный  читальный зал библиотеки).

Научная библиотека eLibrary:

Мусурок М. Л. Город внутри и вне стен. Анализ миниатюр братьев Лимбургов из часословов герцога Жана Беррийского // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2012. — № 2. – С. 230-234 (Полный текст статьи доступен для скачивания после регистрации на сайте).

Открытая научная библиотека Киберленинка:

Смирнова Елена Дмитриевна Французская культура XV в.: «Великолепный часослов герцога Беррийского и его миниатюры времена года как источник // Веснік МДПУ імя І.
П. Шамякіна. — 2008. — №3 (20). — С.31-38