- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Методика составления библиографических указателей по культуре и искусству

Основными составляющими ИР сферы искусства являются:

  1. Оригинальные произведения искусства и подготовительные мате­риалы к ним — основа источниковедческой базы для последующего изучения и потребления художественной информации. Этот вид ре­сурсов является специфическим и представлен собраниями и кол­лекциями, хранителями которых являются музеи (художественные, театральные, музыкальные), галереи, архивы, научные библиотеки, коллекционеры.
  2. Тиражированные различными способами произведения искусства — изоиздания, нотные издания и аудиовизуальные материалы (АВМ) — звуко- и видеозаписи, фильмы, мультимедийные продукты, основ­ными создателями которых являются специализированные издатель­ства, студии, фирмы, а хранителями — библиотеки и информацион­ные центры.
  3. Искусствоведческая литература как результат осмысления критикой и искусствознанием художественного процесса прошлого и настоя­щего, отдельных его явлений и фактов. Создателями этого вида ин­формационных ресурсов являются художественные критики, теоре­тики и историки искусства, отраслевые научно-исследовательские институты.
  4. Музейные экспонаты и архивные документы как уникальные для сфе­ры искусства ресурсы. Фактически все крупные музеи (а также музеи учреждений культуры, мемориальные музеи) имеют в своем составе архивы. Информацию об их фондах можно получить из путеводите­лей по архивохранилищам (при их отсутствии — по научно-справоч­ному аппарату музея). Крупнейшими архивами, кумулирующим доку­менты по художественной культуре, является Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ), Санкт-Петербург­ский государственный архив литературы и искусства, Центральный государственный исторический архив и др. Документы по искусству можно найти в отделах рукописей и редких книг в крупнейших уни­версальных (РГБ, РНБ, БАН) и специальных библиотек (Театральной, Научной библиотеки Академии художеств РФ, научной музы кальной библиотеки им. С. Танеева и др.).
  5. Журнальные и газетные статьи, статьи из сборников, преобладаю­щие в документальном потоке. В отдельных отраслевых микропото­ках (музыкознание, киноведение) они составляют до 80-90%.
  6. Электронные информационные ресурсы представлены БД на CD-ROM, локальными и сетевыми БД. Специального отраслевого учета элект­ронных БД по искусству не ведется, но информацию о них можно найти в универсальных каталогах и справочниках по электронным ресурсам. Серверы и WEB-сайты в Интернете имеют практически все участники информационного процесса (творческие работники, исследователи и практики, научные учреждения, вузы, музеи, сту­дии, издательства, библиотеки и т. д.). Каждый тип организаций и учреждений располагает собственными ресурсами, частично отраженными в Интернете на специализированных серверах и сайтах по культуре и искусству.

Библиографический указатель — общий термин для обозначения нескольких видов библиографических пособий, то есть списков опубликованных документов (книг, газетных и журнальных статей и т. п.), объединенных каким-либо признаком и снабжённых вспомогательными индексами, облегчающими поиск и группировку материалов.

Библиографический указатель — библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.

Библиографический указатель состоит из основной части и научно-справочного аппарата. Он отражает документы и другие материалы, которые раскрывают либо узкую, конкретную тему, либо широкую, многоаспектную, а в ряде случаев – отрасль знаний или область деятельности. Это и обуславливает сложность его структуры (наличие разделов, подразделов), влияет на группировку библиографических записей и порядок их расположения внутри каждого деления.

Библиографический указатель включает, как правило, десятки, а то и сотни  библиографических записей. Группировка записей чаще всего бывает тематической, систематической, алфавитной или хронологической.

Библиографические указатели составляются по следующим направлениям:

Наиболее часто встречаются библиографические указатели, основанные на тематическом единстве документов (Сахаров Н. И. Шахматная литература России. // Библиографический указатель. — М. 2001), объединённые именем исторического лица (Лещинская Г. И. Эмиль Золя. // Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. 1865—1974. — М., 1975), территориально (Скачков П. Е. Библиография Китая. // Систематический указатель книг и журнальных статей о Китае на русском языке. 1730—1930. — М. — Л., 1930), по общему издательству или периодическому изданию (Полуденский М. Указатель к «Вестнику Европы». 1802—1830. — М., 1861), либо хронологически (Сводный каталог русской книги. 1801—1825. — Т. 1—2. — М., 2000, 2007 [продолжающееся издание]). Встречаются и другие способы отбора и объединения входящих в библиографические указатели документов.

По своему назначению библиографические указатели разделяются на рекомендательные (не претендующие на полноту и адресованные широкому кругу читателей) и научные, стремящиеся к полному исчерпанию документов по заявленной теме и предназначенные для специалистов. По хронологическим рамкам описываемых материалов библиографические указатели делятся на ретроспективные и текущие. Последние обычно выходят с определённой периодичностью («Книжная летопись», «Ежегодник книги СССР»).

Заглавие библиографических указателей с исчерпывающей полнотой описывает тему представляемых документов и очерчивает их хронологические границы. В предисловии объясняются эвристические принципы издания и принципы группировки документов, входящих в его состав. Общим требованием для научных библиографических указателей является знакомство составителей с документами de visu, отступления от этого принципа должны быть оговорены. Далее следует собственно список документов, сгруппированных по принципам, максимально облегчающим исследователям поиск и работу с библиографическими указателями. Обычно документы группируются по тематическому или хронологическому принципу, но встречаются и другие решения. В конце библиографических указателей обычно помещают вспомогательные указатели, как то: именной, топографический, тематический и др.

 

Для составления БУ (библиографического указателя) необходимо знать общую методику составления БП (библиографического пособия), хотя имеются и некоторые особенности составления БУ разных типов. Не будем останавливаться подробно и на типологии БУ, так как это могло бы стать темой для отдельной работы, но считаем необходимым определить тип нашего БУ, выделяемый по различным критериям. Для этого приведем определения соответствующих типов из действующего ГОСТа 7.0-99, которые характеризуют наш указатель:

 

1. Научно-вспомогательное БП — библиографическое пособие, предназначенное в помощь научно-исследовательской деятельности;

 

2. Аннотированное БП — библиографическое пособие, в котором все или большинство библиографических записей включают аннотации

 

3. Отраслевое БП — библиографическое пособие, отражающее документы по определенной отрасли знания и (или) практической деятельности; аннотированное БП — библиографическое пособие, в котором все или большинство библиографических записей включают аннотации, отобранные по какому-либо критерию.

 

4. Ретроспективное БП — библиографическое пособие, отражающее массив документов какого-либо исторического периода.

Собственно методика

Библиографический указатель, в отличие от списка, содержит сведения об изданиях, раскрывающих многоплановую, многоаспектную тему или даже отрасль. Включенный в указатель материал обусловливает сложность его структуры (то есть наличие разделов и подразделов), влияет на  порядок расположения библиографических записей в пределах каждого деления.

Библиографические указатели в большинстве своем имеют предисловия и различные вспомогательные указатели. Они могут содержать фактические и  библиографические данные.

 

  1. Определение тематики библиографического указателя

1.1 Тематика должна быть актуальной и соответствовать информационным потребностям пользователей.

1.2 Выбранная тема требует обязательного ее изучения — новизны, документальной библиографической обеспеченности.

1.3 Библиографические указатели составляются по следующим направлениям, имеющим недостаточную библиографическую обеспеченность:

 

  1. Составление плана-проспекта

2.1. План-проспект — основной документ, регламентирующий работу по составлению библиографического указателя.

2.2. План — проспект составляется в произвольной форме, по определенной логической схеме, выработанной практикой библиографической деятельности и включает:

2.3.  План — проспект включает приложения:

2.4. Вносимые изменения в план-проспект предварительно должны быть обсуждены составителями и зафиксированы в специальном  приложении к проспекту.

 

 

  1. Информационный поиск документов

3.1. Информационный поиск документов следует начинать с просмотра:

3.2. К дополнительным источникам разыскания документов  относятся:

 

  1. Библиографический отбор документов

4.1 Включению в указатель подлежат следующие виды изданий:

4.2 Отбор документов производится в 2 этапа:

4.3 Первичный отбор документов сопровождается просмотром с максимальной полнотой, для окончательного решения вопроса о необходимости включения их в указатель.                                                                                                       4.4 При просмотре литературы на карточке проставляются условные  обозначения схемы указателя, делаются различные пометки, облегчающие в дальнейшем работу по составлению вспомогательного аппарата.

 

  1. Библиографическое описание документа

5.1. На каждый отбираемый документ составляется  библиографическое описание, в котором необходимо соблюдать:

5.2. Библиографическое описание составляется на языке оригинала.

После описания иностранных публикаций следует давать перевод заглавия на русский язык.

5.3. При составлении аналитических описаний рекомендуется:

 

  1. Аннотирование документов

6.1. Аннотирование документов осуществляется в том случае, если оно предусмотрено планом-проспектом

6.2. Аннотации могут быть даны на каждую публикацию (сплошное аннотирование) или на некоторые из них (выборочное аннотирование). Выборочное аннотирование применяется в тех случаях, когда заглавие публикации не раскрывает ее содержание.

6.3. Основные требования к аннотациям:

 

  1. Организация рабочего аппарата

7.1. В процессе работы над указателем составители должны вести три рабочие картотеки:

 

  1. Схема классификации библиографического указателя

8.1. Основой схемы классификации для библиографического указателя является структура той науки, которой посвящен указатель. При разработке схемы классификации используются:

8.2. Основные требования, предъявляемые к схеме классификации библиографического указателя:

 

 

  1. Систематизация отобранных материалов

9.1. Систематизация отобранных документов состоит из следующих этапов:

9.2. Согласно ГОСТу 7.23-96 «Издания информационные: Структура и оформление» библиографические записи могут быть сгруппированы:

 

  1. Справочно-поисковый аппарат указателя

10.1. В состав справочно-поискового аппарата (СПА) входят:

Характеристика и назначение каждого из перечисленных элементов СПА сформулированы в ГОСТе 7.0 — 99. «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».

10.2. Содержание (оглавление) составляется в соответствии с требованиями ГОСТа 7.60 — 2003 . «Издания. Основные виды. Термины и определения» и представляет собой перечень наименований разделов (рубрик) основного текста, справочно-поискового аппарата и других материалов, составленный в той последовательности, в какой они приведены в указателе, с определением места их расположения.

10.3. Предисловие (основой для которого служит план-проспект) – содержит следующие сведения:

10.4 Вспомогательные указатели. Определение и виды вспомогательных указателей приводятся в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»:

10.5 Вспомогательный указатель состоит из рубрик и отсылок к номерам библиографических записей.

10.6 Для библиографических указателей обязательным элементом является наличие именного или авторского указателя. Необходимость составления предметного, географического и других указателей решается составителем в зависимости от целей и задач библиографического указателя.

10.7 Техника составления вспомогательного указателя:

10.8 Некоторые особенности составления отдельных видов вспомогательных указателей:

Рубрики приводятся в той формулировке, в какой они даны в библиографических записях.

В примечаниях к указателю дается список принятых условных сокращений.

10.9 Приложения. В состав приложений к библиографическим указателям входят:

 

  1. Библиографическое редактирование указателя

11.1 Библиографическое редактирование указателя предусматривает:

11.4. Литературное редактирование включает корректуру:

 

  1. Оформление библиографического указателя

12.1. На титульном листе библиографического указателя сообщаются следующие сведения:

12.2. На обороте титульного листа указывается:

12.2. Для набора структурных частей указателя (предисловия, вступительной статьи, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) применяются разные шрифты.

12.3. Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов. Элементы внешнего оформления библиографического указателя должны раскрывать основное содержание пособия.

Пример:

А.Г. Шнитке: творчество и жизнь: библиографический указатель за 2000-2009 гг.

Предисловие

А.Г. Шнитке является знаковой фигурой в музыкальном искусстве. Во многом благодаря его творчеству отечественное музыкальное искусство сделало поворот к постмодернистскому пониманию реальности, отражаемому, в частности, в музыке. Однако произведения Шнитке отличает некоторая сложность восприятия, так глубока и оригинальна порой их структура и гармония. Но в то же время, именно эти особенности его музыкальных творений делают его музыку поистине феноменом музыкального искусства и открывают возможности для разнообразных исследований его творчества.

Сейчас интерес к этому композитору все возрастает, появляются новые научно-исследовательские работы. Именно поэтому мы решили составить настоящий указатель, посвященный творчеству и жизни А.Г. Шнитке, ограничив хронологию входящих в него публикаций последним десятилетием, поскольку мы хотели показать, что сделано в области исследования творчества этого во многом загадочного композитора в XXI веке, когда можно говорить, что общественное и научное сознание практически полностью отошло от советского взгляда на действительность и, в частности, на искусство. Кроме того, существующие библиографические пособия по музыке представлены изданиями 1970-1980-х гг., которые, естественно, не отражают современный уровень науки о музыке. Практически та же ситуация наблюдается и среди справочных изданий по музыкальному искусству.

В указателе два раздела. Первый раздел включает в себя произведения научного типа. Внутри раздела библиографические записи разбиты на тематические рубрики; внутри них документы располагаются в хронологическом порядке (по мере выхода в свет указанных произведений), что обусловлено научным характером данного раздела: хронологический порядок позволит читателям видеть развитие научной мысли. Второй раздел содержит литературу научно-популярного характера; библиографические записи в нем приводятся также в хронологическом порядке, чтобы не нарушать единообразие указателя, однако не распределены на тематические рубрики: в этом нет смысла в связи с небольшим объемом литературного массива.

Разделение материала на издания научного и научно-популярного типа проводилось на основании определений, данных в «Справочнике библиографа»[18].

В указатель вошли практические все произведения научного характера, вышедшие за указанный период на русском языке, однако издания научно-популярного типа не представлены в указателе в полном объеме, так как настоящий указатель в большей степени ориентирован на специалистов, и составители сочли возможным не включать максимально полно издания этого типа.

В указателе отражаются как отдельно изданные произведения, так и статьи из периодических и продолжающихся изданий.

Настоящий указатель предназначен для специалистов в области музыкального искусства, а также непрофессионалов – любителей музыки. Но при кажущемся довольно широким читательском адресе круг читателей указателя ограничен по двум причинам. Объективной причиной является тот факт, что литература, содержащая исследования по теории музыки, анализ музыкальных произведений как художественного явления во взаимосвязи с прочими видами искусства, с религией, интересна узкому кругу специалистов (это искусствоведы, музыканты-профессионалы, теоретики музыки, преподаватели высших музыкальных учебных заведений, аспиранты, студенты) и уже в определенной степени подготовленному читателю-неспециалисту, имеющему знания по теории музыки. Субъективной же причиной выступает тот факт, что творчество А.Г. Шнитке остается многими непонятым; в то же время у этого композитора есть и истинные ценители, любители и исследователи (подтверждением этому служит наличие сообществ, сайтов, посвященных творчеству и жизни композитора).

Для составления указателя использовалось издание Музыка: библиогр. информация / РГБ; Науч. муз. библ-ка им. С.И. Танеева Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. – 1973 — . – М., 2010 — . – 6 раз в год. Были просмотрены все выпуски, начиная с 2001 года и заканчивая 2009. В указатель включены также некоторые издания, найденные на сайтах, посвященных Шнитке, не отраженные, однако, в библиографическом пособии «Музыка: библиогр. информация».

Представленные в указателе документы не были просмотрены нами de visu, поскольку у нас нет оснований не доверять компетентности составителей библиографического пособия «Музыка…».

Библиографические описания, приведенные в указателе, составлены по стандарту ГОСТ 7.1-2003; аннотации преимущественно носят справочный характер, перенесены из пособия «Музыка…», даны не ко всем изданиям, так как в некоторых случаях заглавие публикации и так очень конкретно.

Нумерация библиографических записей в указателе сплошная.

Указатель снабжен справочным аппаратом, представленным оглавлением, именным указателем авторов, а также списком периодических изданий, в которых были опубликованы материалы о творчестве и жизни Шнитке.

 

Содержание

Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке

1.1  . Теория музыки по произведениям композитора

1.2  . Связь различных видов искусств, философии и религии с творчеством А. Шнитке

1.3  . Прочие научные работы о творчестве Шнитке в коллективных сборниках и общие работы по истории творчества композитора

Раздел 2. Научно-популярные издания о жизни и творчестве А. Шнитке

 

Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке.

1.1   Теория музыки по произведениям композитора.

 

2000

1. Вартанова Е. К вопросу о феномелогии музыкального мышления А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 3-12. – ISBN 5-292-025536-4.

2.  Вартанова Е. Об одном свойстве полистилистики А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова: теорет. и истор. Музыкознание и исполнительство. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 1. – С. 8-10. – ISBN 5-292-025536-4.

3.  Васильева Н. В. Хоровое творчество А.Г. Шнитке: проблемы фактуры: автореф дис. … канд. искусствоведения / Санкт-Петерб. гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПБ., 2000. – 24 с.

4.  Ивашкин А. Глубина бархата // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 12-19. – ISBN 5-292-025536-4.

5.  Казурова А. А. Шнитке: композиция, драматургия, музыкальный язык // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 129-144. – ISBN 5-292-025536-4.

Анализ особенностей стиля А. Шнитке и восприятие его музыки современниками.

6.  Кивалова Л. Тонально-ладовые аллюзии в гармонии А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 38-50. – ISBN 5-292-025536-4.

2001

7.  Демченко А. Смысловые ориентиры полистилистики А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». – М., 2001. — Вып. 2. – С. 100-110. – ISBN 5-93532-006-1.

8.   Дьячкова Л. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых пластов, скрытых смыслов муз. произведения // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. – М., 2001. – Вып. 2. – С. 82-100. — ISBN 5-93532-006-1.

9.  Томина М. Четвертая симфония А. Шнитке: особенности драматургии и стиля // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. – М., 2001. – Вып. 2. – С. 150-165. — ISBN 5-93532-006-1.

10.   Эфендиева Р. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979): К вопросу интерпретации // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – Вып. 2. – С. 144-152. – ISBN 5-292-025536-4.

2002

11. Акишина Е. М. Символическая сторона музыки А. Шнитке // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы 1-й Рос. науч.-практ. конф. 4-5 дек. 2002 г., Москва / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; отв. ред. и сост. В.Н. Иолопова. – М.; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С. 102-114. – ISBN 5-93716011-8.

12. Волохова И. О смысловых ракурсах антисимметрии в кантате А. Г. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство: мужвуз. сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-творч. конф. студентов и аспирантов / Сарат. гос. Консерватория. – Саратов, 2002. – С. 31-33. – ISBN 5-94841-005-6.

Особенности «парадоксальной логики» А. Шнитке в сюжетно-композиционной структуре кантаты.

13.  Кривошеева И.В. Звуковой образ современности в Первой симфонии А. Шнитке: к проблеме «Человек и мир» на пороге 3-го тысячелетия // Человек в культуре России: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. ин-т культурологи; ред. Баранов А.А., Винокуров В.И. – Ульяновск, 2002. – С. 44-46. – ISBN 5-7432-0364-4.

14. Криполова В.А. Три стороны музыкального содержания в Концерте для хора А. Шнитке // Взгляд в XX век: из прошлого: Из прошлого в будущее. Музыка без границ: материалы II регион. науч.-практ. конф.( Кемерово, 25-28 марта 2002 г.) // Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, Кемер. муз. училище; ред.-сост. Щитова Л.Л. – Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 61-65. – ISBN 5-202-00583-0.

Символика стиля, жанра, словесной программы и воплощение ее музыкально-риторической фигуры.

2003

15.  Акишина Е.М. Семантические аспекты творчества А. Шнитке: автореф. дис . … . канд. искусствоведения / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. – М., 2003. – 38 с.

16. Аникина Е. О специфике эмоционального содержания в музыке А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 162-173. – ISBN 5-85285-5745-9.

Выявление специфики эмоционального плана в музыкальном содержании произведений А. Шнитке. Религиозные эмоции как выражение сакрального начала.

17. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке – творец и философ // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С.126-148. – ISBN 5-85285-5745-9.

Опыт интерпретаций Концерта для фортепиано и струнного оркестра А. Шнитке.

18. Диксон Г. Взаимодействие структуральных концепций в Четвертой симфонии Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 196-227. – ISBN 5-85285-5745-9.

Программные идеи и структурные модели Четвертой симфонии А. Шнитке: виды и результаты их взаимодействия.

19. Дзют Т. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа: автореф. дис. …канд. искусствознания/ Моск гос. консерватория им. П.И. Чайковского. – М., 2003. – 19 с.

20.   Кюрегян Т. Cantus perpetuus А. Шнитке – «метафизическая песнь» продолжается? // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 118-126. – ISBN 5-85285-5745-9.

Пьеса А. Шнитке «Cantus perpetuus». История создания и анализ музыкальной формы.

21. Николаева Ю. Стилевые черты контрапункта А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 51-66. – ISBN 5-85285-5745-9.

Контрапунктические формы в произведениях А. Шнитке 1970-1980-ч гг.

22. Паршина М. Первая соната для скрипки и фортепиано А. Шнитке: додекафония и символизм // Музыкант. – 2003.- №10. – С. 22-24.

23. Понамарев С. Седьмая и восьмая симфонии А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 66-88. – ISBN 5-85285-5745-9.

Взаимосвязь тембра и формы в симфонических произведениях А. Шнитке. Особенности тембровой драматургии и тембровой композиции седьмой и восьмой симфоний А. Шнитке.

24. Тиба Дз. Методика интертекстуального анализа и музыка Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А.Г. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 181-187. – ISBN 5-85285-5745-9.

25. Хирун-Джавахишвили Ф. Сосуществование тональности и додекафонии в Первой скрипичной сонате А. Шнитке: их интеграция внутри циклической структуры //V Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. – М.: Композитор. – 2003. – Вып. 3. – С. 227-245. – ISBN 5-85285-5745-9.

2004

26. Звонкович О. Система звуковысотной организации в музыке А. Шнитке// Ежегод. октрытая науч.-практ. конф. Студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Музыкальное искусство», Казань25-26 марта: тез. Докл./ Казан. гос. консерватория; сост. Дулат-Алеев В. Р. – Казань, 2004. – С. 13-15. – ISBN 5-85904-051-8.

27. Паршина М. Фортепиано в камерных сочинениях А. Шнитке 1960-1970-х гг. // Фортепиано. – 2004. — № 1. – С. 22-26: ил..

Фортепиано в творческом наследии композитора. Фортепианный стиль в 1-й и 2-й сонатах для скрипки и фортепиано, Квинтете и 1-й сонате для виолончели и фортепиано. Изменения в трактовке возможностей фортепиано в поздний период творчества А. Шнитке.

28. Тиба Д. Путь к последним симфониям // Муз. академия. – 2004. — №4. – С. 32-38:нот. – ISSN 0869-4516.

Характеристика позднего периода творчества А. Шнитке. Симфонии № 6,7,8. Особенности формы и стиля, тематизм и его символика.

29. Тиба Д. Симфоническое творчество А. Шнитке: опыт интертекстуального анализа / Д. Тиба. – М.: Композитор, 2004. – 160 с. – ISBN 5-85285-784-Х.

30. Чигарева Е. О позднем стиле (инструментальное творчество)// Муз. академия. – 2004. — №4. – С. 17-23: ил., нот. – ISSN 0869-4516.

Феномен «позднего стиля» и его отражение в творчестве А. Шнитке последнего периода, проблема ощущения времени. Балет «Пер Гюнт», виолончельные концерты № 1 и №2, симфонии №6, 7 и 8 А. Шнитке.

30. Франтова Т. Формы на cantus firmus в сочинениях А. Шнитке: от изобретения к преобразованию// Старинная музыка сегодня: Материалы науч.-практ. конф./ Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону: РРК, 2004. – С. 271-278. – ISBN 5-93365-033-1.

31. Франтова Т. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. – Ростов-на-Дону, 2004. – 404 с. – ISBN 5-87872-270-4.

Полифония и музыкальная форма второй половины XX века. Творчество А. Шнитке. Контрапунктическое письмо, фактура, канон. Связь и взаимодействие традиционного и нового в музыке XX века.

2005

32. Франтова Т. «Порядок из хаоса»: контрапункт в контексте интегративной техники композиции у А. Шнитке// Гармония: проблемы науки и методологии: Сб. ст./ Рос. гос. консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 2005. – Вып.2. – С. 241-277. – ISBN 5-98254-040-4.

33. Шибунова И. «Вариации на один аккорд» А. Шнитке: додекафонная техника//Гармония: проблемы науки и методики: сб. ст./ Рос. гос. консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 2005. – Вып.2. – С.220-240. – ISBN 5-98254-040-4.

Анализ фортепианного произведения А. Шнитке «Вариации на один аккорд» (1965).

2006

34. Альфреду Шнитке посвящается… / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Г. Шнитке / Ред-сост.: Богданова А.В., Долинская Е.Б. – М.: Композитор, 2006. – Вып. 5. – 345 с. – ISBN 5-85285-846-3.

35. Франтова Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века: автореф. дис. …д-ра искусствоведения/ Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. – М.2006. – 45 с.

2008

35. Вартанов С. Я. Концепт перепада в интерпретации фортепианного цикла А. Шнитке «Пять афоризмов»// Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность: сб. ст. Участников Междунар. нуч. конф./ Отв. ред. Иванюшина И.Ю. – Саратов: Наука, 2008. – С. 261-274. – ISBN 978-5-91272-571-5.

Анализ сквозных мотивов и ритмоформул, сонорных эффектов, инструментальных средств воплощения.

36. Кондаков И. Плюрализм культурной памяти в эстетике российского постмодернизма (феномен Альфреда Шнитке) // Ис-во как сфера культ.-истор. памяти. Сб. ст. / Отв. ред. Лиманская Л.Ю. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. – С. 84-102. – ISBN 978-5-7281-6975-4.

Роль полистилистики в эстетике Шнитке. «3-я симфония», «Concerto grosso №1».

37. Мухамадеева А.Ф. Визуальные кинопартитуры А. Шнитке: некоторые вопросы методологии исследования// Актуальные проблемы истории, теории и методологии современного музыкального искусства и образования: Сб. науч. тр./ Оренбург. гос. ин-т искусств. – Оренбург, 2008. – Вып. 3. – С. 53-60. – ISBN 978-5-7410-0723-5.

38. Ханнанова Е.Н. Поэтика оперы А. Шнитке «Джезуальдо»: лабиринты смыслов// Музыковедение. – 2008. — №7. – С. 42-48: портр.

Сюжет, атмосфера оперы, многовариантность прочтения смысла действия: композиция, структура и символика сочинения. Черты эстетики посмодернизма в опере А. Шнитке «Джезуальдо».

39. Чигарева Е. «Суперполифония» А. Шнитке// Муз. академия. – 2008. – №2. – С 190-191. – Рец. на кн: Франтова Т. А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. – Ростов-На-Дону: СКНЦ ВШ АПСИ, 2004. – 403 с. – ISSN 0869-4516.

Киномузыка А. Шнитке: музыка к фильму Э. Климова «Прощание», «Увертюра» из музыки к фильму А. Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня», музыка к фильму И. Галанина «Отец Сергий».