Региструм Григория (Registrum Gregorii, ок. 983, Трир \Библиотка Трира + Музей Конде, Шантийи, Hs 171/1626)

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Региструм Григория (Registrum Gregorii, ок. 983, Трир \Библиотка Трира + Музей Конде, Шантийи, Hs 171/1626) отключены

Региструм Григория представляет собой сборник писем папы Григория Великого. Он был заказан Эгбертом Трирским анонимному итальянскому художнику, известного как «мастер Registrum Gregorii» (фл. с. 980-996), вероятно, после смерти Оттона II, Императора Священной Римской империи в 983 году.

Рукопись была разделена: две страницы полностраничных миниатюр — одна показывает Оттона II на троне, в окружении четырех провинциях своей империи (сейчас находится в Музее Конде в Шантийи, Франция), а другая показывает папу Григория Великого — он пишет, а получает вдохновение от Святого Духа в виде голубя, сидящего на его плече (находится в библиотеке в Трире).

Другие части рукописи хранятся в библиотеке Трира: одна двойная страницы с выделенным стихотворением и фрагмент оригинального текста (37 страниц).

Рукопись в Трире была переплетена в 18 веке.

Состав

Вся рукопись должна была содержать более 200 листов, включая 2 полностраничные миниатюры — Оттон на троне 27 x 19,8 см и папа Григорий с голубем 26,5 х 19,5 см, две страницы, 37,5 х 29,5 см, с титульного листа и страницы презентации, включая текст стихотворения (Stadtbibliothek Трир, Hs 171/1626a) и фрагмент текста из 37 страниц (Stadtbibliothek, Трир), размером 35 x 28,5 см.

История

Рукопись была составлена после 983 года для Эгберта, который был назначен архиепископом в Трирский кафедральный собор. Переплет украшали драгоценные камни и золото по приказу Эгберта. Инвентаризация 1479 года упоминает о рукописи в соборе, но неизвестно, когда рукопись была из него выезена. Текстовый фрагмент восстановлен в XVIII веке и включена в рукопись.

Двойная страница из Трира

Двойная начальная страница сделана в виде свитка пергамента. Размером 37,5 см на 29,5 см, она содержит на листе 1 стихотворение, посвящение архиепископу Эгберту, написанное золотыми буквами на фиолетовом фоне:

Temporibus quondam tranquilla pace serenis
Cæsaris Ottonis Romana sceptra tenentis
Italiæ necnon Francorum iura regentis
Hoc in honore tuo scriptum, Petre sancte, volumen
Auro contectum, gemmis pulcherrime comptum,
Ekbertus fieri iussit presul Trevirorum,
Magnifici fuerat qui compater imperatoris
Eius et in tota cunctis gratissimus aula,
Qui pater et patriam imperiali rexit honore,
Iusticiæ cultor, qui pacis sempre amator,
Extitit et claris qui fulsit ubique triumphis.
Aurea quæ perhibent, isto sub rege fuere
Sæcula sic placida populos in pace regebat,
Deterior donec paulatim ac decolor ætas
Et belli rabies et amor successit habendi.
Sceptriger imperium qui postquam strenue rexit,
Decessit Romæ tua ad atria, Petre, sepultus,
Vivat ut ætherei susceptus in atria regni

Вторая сторона 1 листа содержит название рукописи, написанное золотыми буквами с горизонтальными полосами, зелеными и фиолетовыми. Хармут Хоффман идентифицирует эти записи как capitalis rustica (рустический капитал) Мастера Registrum Gregorii.

Стихотворение написано гекзаметром и показывает, что его автор знаком с классической античной литературой, поскольку он цитирует Энеиду: «Aurea quæ», до « successit habendi » (Энеида, VIII, 324-327). Царствование Оттона II, короля Римлян, таким образом, сравнивается с «золотым веком» Вергилия. Профессор Карл Норденфальк предположил, что и архиепископ Эгберт, и Мастер Registrum Gregorii, могли быть авторами стихотворения.

Миниатюра св. Григория Великого

Страница с миниатюрой, изображающей Григория Великого, оформлена рамкой и размером 26,5 см на 19,5 см. Папа с надписью ГРЕГОРИУС PP сидит в светло-синей накидке и паллии перед открытой книгой, держа ее в правой руке. Голубь, символизирующий Святого Духа, расположен на его правом плече, чтобы вдохновлять. Он диктует его священнику (показано, как Notarius), диакону Петрусу, который держит флейту, потому что он сделал паузу, и доску с письменным пером. На восковой доске можно прочитать цитату из Екклесиаста: «Beatus vir, in sapientia sua morabitur » (Бен-Сира, 40,22).

Простота, отпечаток спокойствия и в то же время достоинство, светлые цвета и беглость выражения, глубина пространства и пластичность фигуры помогают сделать это миниатюру основной из миниатюр Мастера Registrum Gregorii,  — иллюминатора, наиболее известного в это время. Он работал в технике золота, и делал рисунки пером, которые прекрасно моделируют контуры; рисовал персонажей и декорации, комнаты с коринфскими колоннами почти закрытые занавесками.

Эта страница Registrum Gregorii из частной коллекции с 1827 года находится в Библиотеке Трира.

Миниатюра с Оттоном из Шантийи

Сегодня хранится в Шантийи. Страница  украшена каймой,  27 см на 19,8 см. Она показывает правителя на престоле, который идентифицируется по надписи справа и слева, как «Otto imperator august». Четыре аллегории женщин представляют провинции Германии, Франции, Италии и Алемани. Эта миниатюра, как большая часть из двойной страницы, заголовок страницы, и стихотворение посвящения Эгберту, написана той же рукой. После стихотворения посвящения смерти Оттона II, персонаж определяется как властитель. Другие гипотезы утверждают, что это Оттон III; но он был коронован в 996, то есть через три года после смерти архиепископ Эгберт, которому посвящена рукопись.

Изображения императоров обычно не входили в состав рукописей. Можно предположить, что Эгберт решил вставить изображение Оттона позже, во время написания рукописи, для того, чтобы отдать  дань Оттону II, который умер 7 декабря 983 года.

Стиль персонажей и композиция изображения являются типичными для Мастера Registrum Gregorii, вдохновленнго классическим искусством. Персонажи располагаются симметрично, по глубине, как и колонны, произошедшие от коринфского ордера, размещены в отдалении от императора. Эта композиция попадет в школу иллюминирования рукописей Райхенау, которая расцветет чуть позже.

Миниатюра была приобретена герцогом Омальским в Лондоне в 1862 году и стала частью музея Конде в Шантийи.

Фрагмент текста из Трира

Фрагмент текста включает в себя тридцать семь страниц 35 см х 28,5 см, в которых пергамент имеет ту же текстуру, что и другие листы. У текста, как выяснилось после восстановления,  один и тот же автор, что и у миниатюры и буквицы в остальной рукописи. Автор, в соответствии с мнением Хартмута Хоффмана, происходит от острова Райхенау. Профессор Карл Норденфальк считает, что эта рукопись была написана с должным вниманием и большой осторожностью. Малые буквицы из золота, серебра, киновари и свинца, составленные позже и низкого качества не могут быть отнесены к Мастеру Registrum Gregorii. Существование другого переписчика из Райхенау не оспаривает принадлежность этого комплекта к остальной рукописи, как, например, «Кодекс Эгберта», который, несомненно, переписан и писцом из Трира и переписчиком из Райхенау.

Этот фрагмент рукописи был приобретен в 1814 году Библиотекой Трира благодаря Иоанну Хуго Виттенбаху, основателю этой библиотеки.

А картинок мало.